Групповое логопедическое занятие на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»
Групповое логопедическое занятие
Тема: Дифференциация звуков [С] - [Ш]
Цель: Учить различать звуки [С] - [Ш] на слух и в произношении
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять правильное произношение звуков [С], [Ш] словах, в чистоговорках и во фразовой речи.
- Формировать умение определять место звука в словах.
- Учить давать акустико-артикуляционную характеристику и анализ звуков [Ш], [С] с опорой на различные виды контроля.
- Закрепить графический образ букв Ш и С;
Развивающие:
- Развивать слуховую дифференциацию фонетически близких звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении. Профилактика замен фонетически близких звуков при чтении и соответствующих букв на письме.
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать фонематический слух, процессы языкового анализа и синтеза.
- Способствовать развитию логического мышления
- Совершенствовать слуховое внимание, память
- Развивать целостное восприятие.
- Развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление овладевать правильной речью; внимательно относиться к речи своей и окружающих.
- Развитие умения контролировать свою речь, работать в парах.
- Прививать коммуникативные навыки.
Форма проведения: Брейн-Ринг
Оборудование: презентация; зеркала; коробочки с изображениями «Свистелочки» и «Шипелочки»; алгоритмы для артикуляционной характеристики звуков, сравнительной характеристики и для анализа звуков; дидактические игры: «Бродилки», «Собери гусениц», «Лото», сюжетные и предметные картинки для выделения звуков и определения места звука в слове: кормушки, птицы; наборы для звукобуквенного анализа слов: схемы слов, картинки, буквы, сигнальные карточки; фишки; мнемотаблицы со скороговорками; сюжетная картинка для рефлексии «Полянка настроения».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не простое занятие, а логопедический БРЕЙН-РИНГ - соревнование между командами. У нас две команды: команда «Свистелочки» представляют звук [С] и команда «Шипелочки» представляют звук [Ш]. Каждая команда от Свистелочки и Шипелочки будут получать медальки-жетоны. В конце занятия посчитаем эти жетоны и подведём итог, наградим победителей.
Вы уже догадались, что мы будем повторять звуки [С] и [Ш], будем учиться их правильно произносить, различать и находить в словах. Для того, чтобы красиво говорить, выполним упражнения для губ и языка.
Подготовка артикуляционного аппарата к работе:
Комплексы упражнений: «В гости к Свистелочке», «В гости к Шипелочке».
Мы подготовили наши артикуляционные аппараты к работе, начинаем работу!
2. Актуализация знаний
Свистелочка и Шипелочка, приготовили для вас задания
Первое задание: расскажите, как правильно произносить звуки.
- Артикуляционная характеристика звука [С] по схемам-символам:
губы в улыбке;
язык внизу за зубами;
зубы заборчиком;
воздушная струя холодная, тонкая;
голосовые связки разомкнуты.
- Артикуляционная характеристика звука [Ш] по схемам-символам:
губы трубочкой;
язык наверху, широкий, чашечкой;
зубы заборчиком;
воздушная струя тёплая, широкая;
голосовые связки разомкнуты.
Итак, что мы вспомнили? (Сравнительная артикуляционная характеристика звуков).
7-ой слайд
Второе задание:
- Анализ звуков по схеме:
гласный или согласный (когда мы произносим звуки, встречает ли воздушная струя преграду?);
твёрдый или мягкий;
звонкий или глухой.
Итак, каких звуковичков мы выбираем сегодня: Ш- синий без колокольчика (согласный, всегда твёрдый, глухой), С-сине-зелёный без колокольчика (согласный, твёрдый и мягкий, глухой).
-Вспомним какими буквами обозначаются эти звуки.
-Назовите по картинкам предметы, правильно произнося звуки. Не забывайте, что за правильные ответы вы получаете жетоны!
3. Основная часть. Упражнения на дифференциацию звуков.
А сейчас Свистелочка и Шипелочка, послушают, как вы произносите их любимые звуки.
Третье задание: Игра «Бродилочки»
Каждой команде раздаётся игровое поле: одной на звук С, второй на звук Ш. На игровом поле картинки и загадки на автоматизацию звуков и пространственную ориентировку. Каждая команда ставит фишку на ячейку «Старт». Логопед задает направление - три клеточки вправо, одна вниз. Дети «шагают» фишкой. Куда вы попали? Назовите слово. Дети называет слово, четко выделяя заданный звук. Если дети попадают не на картинку, а на ячейку с загадкой - то они должны отгадать загадку. Разгадка - слово с автоматизируемым звуком. Если дети попали на ячейку со знаком вопроса - нужно придумать своё слово с заданным звуком или составить фразу.
Ребята, слушаем друг друга, правильно ли произносятся звуки!
Итак, мы с вами научились произносить слова со звуками С и Ш.
А сейчас надо будет не просто произнести правильно слово с нашими звуками, но и определить, где стоит звук.
Четвёртое задание: «Определи место звука в слове»
У каждой команды есть предметные картинки с их звуком и одна сюжетная картинка с кормушками и птицами. Дети по очереди называют предмет, изображённый на картинке и определяют, где стоит звук: в начале, в середине или в конце. Если звук стоит в начале слова - птицу садят на первую кормушку, если в середине – на вторую, если в конце – на последнюю кормушку.
Итак, мы с вами убедились, что звуки С и Ш могут стоять в начале, в середине и в конце слова.
Свистелочка и Шипелочка предлагают поиграть и помочь гусеницам найти все свои части.
Пятое задание: Звуковая цепочка «Собери гусеницу» на автоматизацию звуков и развитие фонематического слуха.
Детям предлагается собрать гусеницу из отдельных элементов, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Попутно идет автоматизация звуков С-Ш в словах. Каждая Гусеничка состоит из 10 элементов с предметными картинками + голова.
Взаимопроверка. Команды проверяют друг друга.
Музыкальная пауза с движениями «Весёлые матрёшки»
Шестое задание: «Лото»
Команда «Свистелочки»: Найди картинки со звуком С и закрыть их фишками, произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.
Команда «Шипелочки»: Найди картинки со звуком Ш и закрыть их фишками,
произнести слова правильно; скажи, где стоит звук.
Итак, вы нашли все слова с вашим звуком.
А сейчас вы сами составите слова, это следующее задание
Седьмое задание: «Звукобуквенный анализ слов»
Для каждой команды даны картинки, буквы, схемы, сигнальные карточки. Составьте слово, подберите схемы слов, составьте слово из сигнальных карточек.
Ребята, вы научились произносить слова со звуками С и Ш, находить звуки в словах. А сейчас потренируемся произносить скороговорки, в которых есть оба звука. Ваша задача не только быстро произнести скороговорку, но и произнести правильно все звуки.
Восьмое задание «Прочитай скороговорки» (мнемотаблицы)
- Идёт пешком мышонок с мешком.
-Саша шапкой шишку сшиб.
- На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка.
- Шесть мышат в камышах шуршат.
-Наша Маша под душем моет шею и уши.
-Шашки на столе, шишки на сосне.
-Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
-У высокого куста Света видит аиста.
- В сумке у мамы сом и сметана; сом – коту, сметана – Степану.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
- Какие звуки сегодня мы с вами учились произносить и различать?
-Вы успешно справились со всеми заданиями, научились правильно произносить звуки в словах и в предложениях, находить место звука.
Посчитайте, сколько жетонов вы заработали! Свистелочка и Шипелочка отмечают, что вы все работали хорошо. (Награждение грамотами).
А какое у вас было настроение и понравилось ли вам играть с нашими гостями мы узнаем, когда украсим «Полянку настроения» (выберете цветочек, который соответствует вашему настроению и украсьте полянку).
Порошина Ольга Анатольевна
Абашина Наталья Викторовна