Урок музыки в 6 классе: Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации
Технологическая карта урока
Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс, 3 четверть. Урок № 25 |
Тема урока | Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель» |
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные. | Метапредметные: 1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы; 2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог; 3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности. Личностные: 1. Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-эстетическому росту как слушателя и зрителя; 2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала; 3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования. |
Ресурс | мультимедийный проектор, компьютер, презентация. |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений учащихся о музыкальной иллюстрации через осмысление музыкального образа на основе сюиты русского композитора Г.В. Свиридова «Метель» |
Задачи урока | Познакомить с отрывками из сюиты Г.В. Свиридова «Метель», созданной на основе повести А.С. Пушкина; направить учащихся на чувственные ощущения и осмысление музыкальных образов Развивать умение анализировать музыкальное произведение Воспитывать интерес к произведениям музыкального искусства. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений (интегрированный Музыка – ИЗО) |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР) | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Время |
1 | Мобилизующий | Добрый день! Я рада новой встрече с вами. Надеюсь, у вас рабочее настроение. Сегодня мы с вами продолжаем постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки. | | Личностные Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | 1 |
2 | Самоопределение к деятельности | Перед вами портреты на экране – Г.В. Свиридова и А.С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей? А кто «помог» встретиться этим людям в своем творчестве? (просмотр видеофрагмента из кинофильма «Метель» https://www.youtube.com/watch?v=ES3vbPcm-3o | Дети отвечают на вопрос. | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 4 |
3 | Мотивация и актуализация знаний | Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм? Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке. | Обсуждение. | Регулятивные Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Выполняют действия в устной форме | 3 |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор составляет сюиту. Что такое «сюита»? А как вы понимаете слово «иллюстрации»? Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть. Можно ли увидеть музыкальную иллюстрацию? | Просмотр записей в тетради Изображение, поясняющее текст. Ответы учащихся, впоследствии все приходят к единому мнению – услышать, представить, прочувствовать. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 3 |
5 | Самостоятельная творческая деятельность | Мы вплотную подошли к самой музыке Г.В. Свиридова. И сейчас прослушайте один отрывок из сюиты, и скажите, что напоминает по ритму эта мелодия? (просмотр видеофрагмента концерта симфонического оркестра) https://www.youtube.com/watch?v=-tEute5F6Og С помощью каких средств музыкальной выразительности оркестр раскрывает образ пьесы? А теперь вместе попробуем дать название следующей музыкальной иллюстрации. (просмотр видеофрагмента фильма «Метель» - «Тройка») https://www.youtube.com/watch?v=08ZMr-LL8JE Итак, ваше мнение и почему? А теперь вам предстоит перевоплотиться в художников и изобразить художественную иллюстрацию к прослушанному произведению «Тройка». | Прослушивание «Марш» Построение «музыкального цветка» на доске. Просмотр «Тройка» На экране тройка лошадей, в музыке слышен звон колокольчиков, можно представить приближение тройки лошадей и т.д. | Познавательные Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные Развитие умения осмысливать полученную информацию, самоконтроль Познавательные Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения
| 3 3 3 |
6 | Этап работы учителя ИЗО, с объяснением техники рисования «Монотипия» | Ученики работают парами в альбомах. | | 20 | |
7 | Рефлексия деятельности | Видео | | Регулятивные Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность | 3 |
8 | Информация о домашнем задании | Перевоплотиться в художников, изобразить в новой технике «Монотипия» любой фрагмент сюиты. | | Коммуникативные Умение выражать свои мысли в рисунках на бумаге. Познавательные Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | 1 |
9 | Подведение итога | С каким новым жанром мы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Что объединяет А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова? | Музыкальная иллюстрация Г.В. Свиридов Любовь к Родине, русскому народу, культуре, традициям. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию. | 1 |
Кияйкина Наталья Федоровна
Юлия Вячеславовна