Сценарий урока музыки для 6 класса «Тембры – музыкальные краски»
Пояснительная записка к презентации
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1460826211.ppt (Презентация к уроку "Тембры- музыкальные краски")
«Тембры – музыкальные краски»
(разработка урока для 6 класса)
Цель: Формирование потребности в общении с музыкой через художественно-творческую деятельность.
Задачи:
Образовательная - Познакомить с многообразием тембров симфонического оркестра
Воспитательная - Воспитывать музыкальный вкус, исполнительскую культуру, культуру слушания; формировать чувство личной ответственности за результат совместной работы
Развивающая - Развивать умения, навыки, способы музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, вокальная и инструментальная импровизация)
Проблема урока: Почему тембры в музыке можно назвать музыкальными красками?
Тип урока: Урок открытия нового знания
Методы обучения:
- словесно-индуктивный (беседа, диалог)
- метод «музицирования»
- метод «соучастия»
- метод «погружения»
Формы обучения: коллективная, групповая
Материал к уроку: Иоганн Штраус «Вальс розы юга»»; Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехеразада»; И. Штраус «Полька – пиццикато»; П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; И.С. Бах Сюита № 2 «Шутка»; Г.А. Струве « С нами друг!»; репродукция картины А.Лямина «Вальс»; стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты (фортепиано, ксилофон, металлофон, барабан, дарбука, бубенчики, клависы, коробочки, маракасы, треугольник), 3 MP3-плеер, цветные карандаши, карточки с музыкальными инструментами
Термины, понятия: пиццикато, образ, лад, темп, динамика, тембр
Ход урока.
Введение в урок:
Музыкальное приветствие.
У: Ребята, мы только что поприветствовали друг друга. Как прозвучало наше приветствие?
Д: Радостно, светло и красиво.
У: А если мысленно взять краски, кисти и нарисовать приветствие как картину – какие краски в ней будут преобладать?
Д: желтые, красные...
У: Посмотрите вокруг – мир полон красок, он разноцветный. Вспомните весенний сад, летние луга, осенний лес, зимнее сверкание снега. Да, нас окружает красочный мир, художники научились выражать его на холсте – с помощью красок, а в музыке? Что будет красками в музыке, что поможет нам сыграть и спеть многоцветный мир?
У: Тембр голоса и тембр музыкальных инструментов.
СЛАЙД №1
Тема нашего урока: «Тембры – музыкальные краски».
Каждый урок предполагает повторение известного, открытие нового. Что бы вы хотели узнать нового, чему научиться?
Д: Почему тембр называют музыкальными красками, узнать, как звучат разные инструменты.
У: Это и будет целью нашего урока.
Давайте определим, какие задачи нам предстоит решать на уроке, чтобы наша цель была достигнута?
Д: Нужно слушать музыкальные произведения, постараться услышать, как тембр музыкальных инструментов делает их разноцветными; нужно учиться сопоставлять картины художников и музыкальные произведения.
У: Прекрасно, этому мы и посвятим наш урок. Вы хорошие ученики, и мы завершили ту часть урока, где вы были просто учениками.
А сейчас мы с вами преобразимся: есть в мире очень редкие профессии, благодаря которым из века в век хранится и передается следующим поколениям культура.
Давайте познакомимся:
Пред вами – реставраторы – это группа № 1.
Группа № 2 – искусствоведы.
Группа № 3 – музыканты из симфонического оркестра.
Группа № 4 – это зрители, которые по абонементу пришли в филармонию на умную встречу, посвященную тембру в музыке.
Каждая группа выполнит очень важное задание. А я выступлю в роли старшего ассистента, сопровождающего исследования групп, в роли модератора (ведущей) музыкального лектория и в роли дирижера.
(дети получают карточки с заданием, в течении 3-4 минут отвечают на вопросы)
Задание группе № 1:
Уважаемые реставраторы! Произошло печальное событие: картина современного художника Алексея Лямина потеряла краски и название. Пожалуйста, восстановите то и другое.
Что изменилось в картине после возвращения цвета и названия?
Ответ начните так…
«Мы рассмотрели картину художника Алексея Лямина и решили, что в ней должны быть___________________________________________________________________
цвета, потому что________________________________________________________
______________________________________________________________________.
Когда картина приобрела цвет, мы почувствовали, что она _____________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
Задание группе № 2:
Уважаемые искусствоведы! Рассмотрите внимательно картину художника Алексея Лямина прослушайте музыкальное произведение в исполнении симфонического оркестра. Что объединяет произведение музыки и произведение живописи? Чем они различаются?
(СЛУШАЮТ ЗАПИСЬ В НАУШНИКАХ) И. Штраус "Вальс"
Задание группе № 3:
Уважаемые музыканты! Рассмотрите фотографию симфонического оркестра. Подготовьтесь рассказать всем, что такое – симфонический оркестр. Какие инструменты звучат в симфоническом оркестре? Распределите инструменты по группам.
Приготовьтесь рассказать, по какому принципу вы объединили их в группы.
Расположите инструменты так, как они находятся в оркестре. Почему именно такое место занимают инструменты в оркестре?
Задание группе №4
Уважаемые зрители! Мы уже знаем, что музыка и живопись созвучны. Но как строится музыкальный рисунок поэтического произведения, особенно того, в котором нет рифмы? Давайте попытаемся уловить музыкальный ритм и поиграть с тембром голоса, читая стихи японского поэта Хитакари Хакосю. Каждый из вас – имеет свой тембр голоса, давайте составим оркестр голосов.
Прочитайте ритмично стихотворение, подбирая тембр голоса.
А теперь – слово юным хранителям культуры!
СЛАЙД №2
У: Слово реставраторам:
(в это время на экране – слайд картины). Дети отвечают на вопрос.
У: ВЫВОД. Т.о вы почувствовали, что картина по-новому зазвучала.
СЛАЙД №3
У: Слово вам, искусствоведы:
В это время на экране появляется картина в цвете и звучит музыка вальса. Дети отвечают на вопросы.
У: Подводя итог вашей работы можно сказать, что в музыке и живописи присутствуют общие средства выразительности.
У: Слово вам, музыканты!
Молодцы, каждая группа очень хорошо справилась с заданием!
А теперь настало время посетить наш музыкальный лекторий. Тема нашего разговора – тембры музыкальных инструментов.
Итак, звучит королева музыки – скрипка.
СЛАЙД №4
Слушание отрывка из симфонической сюиты Н.А. Римский – Корсаков «Шезеразада»
(видео https://www.youtube.com/watch?v=EtH5KqJPZHc)
У: Понравился вам голос скрипки? Как звучала скрипка?
Д: плавно, певуче, нежно…
У: В следующем музыкальном отрывке вы услышите звучание не только скрипки, но и других музыкальных инструментов. Обратите внимание, изменился ли звук у скрипки?
Слушание отрывка из музыкального произведения И. Штрауса «Полька-пиццикато»
(видео https://www.youtube.com/watch?v=ePBGK47N3n4)
Д: изменился
У: Чем вызвана другая окраска звука?
Д: от способа извлечения.
У: Такой способ извлечения называется пиццикато. (НА ЭКРАНЕ)
СЛАЙД №5
У: А теперь познакомимся с тембрами духовых инструментов. В средние века этот инструмент сопровождал празднества и торжественные обряды, созывал войско на бой. Как вы думаете, о каком инструменте идет речь? Посмотрите на экран.
Д: это труба.
Слушание отрывка П.И. Чайковского «Неаполитанский танец»
из балета «Лебединое озеро»
(видео https://www.youtube.com/watch?v=KoBNkNvRdow)
У: Подберите прилагательные, характеризующие звучание трубы.
Д: Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
У: Посмотрите: у меня в руках – один из самых известных духовых инструментов: флейта. Послушайте, как она звучит (учитель играет на флейте). Это инструмент для начинающих музыкантов, а на экране вы видите флейту симфонического оркестра. Обратите внимание на звучание флейты.
И.С. Бах «Шутка из Сюиты №2
(видео https://www.youtube.com/watch?v=HX_JT4KEexo)
У: Как звучала флейта?
Д: (ответы детей)
У: Спасибо за активное и творческое участие в нашем лектории, и мы перемещаемся на сцену: теперь мы – оркестр, и у нас репетиция одного из фрагментов будущего лектория: нам нужно совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов. У нас молодежный оркестр, и поэтому мы очень любим ритм, а, значит, и ударные инструменты. На столе лежат ударные музыкальные инструменты - выберите тот инструмент, которые вам понравился. У каждого из них – свой тембр: послушайте выбранный инструмент, как он звучит?
СЛАЙД №7
У: Теперь я прошу показать выполненную работу участникам группы № 4.
У: Ребята будьте внимательны, сейчас взрослые участники будут читать текст стихотворения, а задача нашего оркестра – подобрать тембр того или иного музыкального инструмента к поэтическому образу стихотворения.
ВЗРОСЛЫЕ ЧИТАЮТ.
У: Сколько поэтических образов вы можете выделить?
Д: Три.
У: Какие?
Д: кленовый лист, горный ветер, лунный свет.
У: Они одинаковые по звучанию или разные? Какие инструменты лучше всего передадут образ кленового листа? ( маракасы, пружинка)
Горного ветра? (тарелки)
Лунного света? (металлофон, треугольник)
У: А теперь попробуем вместе: взрослые читают, а мы озвучиваем эти строки.
(ДИРИЖИРУЮ)
У: Спасибо. У нас получился хороший творческий коллектив.
- Как вы думаете, нам удалось совместить тембр голоса и тембр музыкальных инструментов?
- А представить под влиянием голоса и музыки то, о чем пишет поэт?
(взрослые спасибо, садятся на места)
У: Создавая и представляя разноцветные картины под влиянием тембра голоса и тембра инструментов, можем ли мы сказать что тембр – это краски в музыке?
Спасибо за умные ответы, положите инструменты и присаживайтесь на свое место.
Что является самым важным для оркестра?
- Профессионализм и талант музыкантов, сплоченность, сотрудничество.
У: В начале урока вы дали определение, что такое оркестр. Вспомните свои ощущения при работе в оркестре, и одним словом скажите: оркестр – это…..
У: Как вы думаете, останутся ли важными такие качества как сотворчество, сплоченность, дружба, если мы создадим оркестр, только из голосов - хор? А как с помощью тембра наших голосов передать радость от того что рядом есть настоящие друзья, что вместе мы можем сделать много-много добрых дел?
Д: Спеть вместе песню!
СЛАЙД №8
Исполнение песни «С нами друг!» Г.А. Струве
Итог урока. Рефлексия.
У: Музыка неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или слышится напев скрипки - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Наш урок – это наше общее произведение образовательного искусства, и, значит, у него есть свой тембр. Какой он? Давайте выразим его в цвете.
(дети выбирают разноцветные цветы и клеят их на ватман. Получается букет из цветов)
Спасибо вам за чудесное музыкальное общение! Я хочу подарить Вам этот букет как настоящим артистам!
Урок подошел к концу. Хорошей музыки вам, многоцветности ее тембров.
Приложение.
Г. Струве "С нами друг!"
1. С нами, друг — с нами, друг,
Вместе — вместе
Запевай — запевай
Песню! — песню!
И тогда — и тогда
Солнце — солнце
Улыбнется нам с высоты,
И тогда — и тогда
Ярко — ярко
Расцветут на всей Земле цветы.
Припев:
Вместе мы построим дом,
Вместе мы посадим сад,
Вместе пропоем эту песню.
Знают все, что вместе нам,
Знают все, что вместе нам,
Вместе нам всегда интересней!
2. Птицы нас — птицы нас
Звали — звали
За собой — за собой
В дали — в дали,
Но тогда — но тогда
Кто же — кто же
По траве пройдет босиком?
Но тогда — но тогда
Кто же — кто же
Сад посадит и построит дом?
Припев:
Вместе мы построим дом,
Вместе мы посадим сад,
Вместе пропоем эту песню.
Знают все, что вместе нам,
Знают все, что вместе нам,
Вместе нам всегда интересней!
Стихотворение японского поэта Хитакара Хакусю «Тон.тон.тон»
ТОН. ТОН. ТОН. - Отворите дверь! - Кто так тихо стучит? - Это я, кленовый лист. |
ТОН. ТОН. ТОН. - Отворите дверь! - Кто так громко стучит? - Это я, горный ветер. |
ТОН. ТОН. ТОН. - Отворите дверь! - Кто так поздно стучит? - Это я, лунный свет… |
Презентация к уроку http://docme.ru/XwM5