Урок музыки в 6 классе на тему «Какой бывает музыкальная фактура»
Тема: Какой бывает музыкальная фактура
Музыкальный материал:
И.С. Бах, ХТК 1том, Фуга до минор. (слушание)
Фуга «ре минор» И.С.Бах. (слушание)
Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (пение).
Ход урока.
Оргмомент.
Приветствие детей, представление.
Актуализация знаний.
Музыкальные произведения. Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать? (Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать)
А сегодня мы воплотим музыку весьма необычным способом - мы создадим музыкальную ткань. Для начала проведём небольшой эксперимент, вспомним, какие ткани бывают.
Вызывается ученик (№1), которому завязывают глаза и дают в руки ткань, ученик описывает материал и свои ощущения. (Ткань лёгкая, воздушная, тонкая.)
Ученик №2 описывает ткань плотную, жёсткую, объёмную, многослойную.
Новый материал
Если бы звучание могло материализоваться - оно могло бы стать вот такой тканью - лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.
Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит. Звучит фрагмент «Фуга ре минор» И.С.Баха.
Какой образ вы услышали? (серьёзный, тяжёлый, задумчивый, строгий)
Если бы это звучание могло воплотиться, какой бы тканью оно стало? (плотной, тяжелой, непрозрачной, грубой.)
Кто-нибудь из учеников знает музыку, какого композитора услышали и какой инструмент прозвучал (Иоганн Себастьян Бах и орган)
Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху «барокко», этот художественный стиль означает «причудливый». Бах работал в церкви органистам и к каждой службе писал новое сочинение. Люди, приходя в церковь и слыша такую величественную музыку, размышляли, думали. Как вы считает, о чём? (о вере, о жизни, о себе)
Учитель: такая серьёзная тема размышлений может быть выражена в одном предложении, единственной мыслью? Конечно, нет. Много мыслей, голосов звучат в душе человека. Соответственно, и в музыке, которая побуждает на такие размышления, звучит много музыкальных тем, много голосов.
Многоголосие - как многослойная плотная ткань-особенность музыки барокко и творчества Баха. Такой тип музыкальной ткани, многоголосного звучания называется полифония.
Закрепление знаний.
Давайте посмотрим, как ведут себя голоса, что с ними происходит, как они разговаривают между собой в полифоническом (или многоголосном) произведении.
МОНОЛОГ
Учитель просит открыть конверт №1, в котором дети находят изображение. Этот человечек один, и мы можем услышать только один голос. В фуге Баха также есть звучание одной музыкальной темы. Учитель исполняет тему.
СПОР
Человечки спорят, говорят одновременно. В фуге мы можем услышать, как темы звучат одновременно, переплетаются, ведут разговор-спор. Исполняется фрагмент.
№3- изображение
ДИАЛОГ
Человечки держатся за руки, значит они дружат и разговаривают уважительно, скорей всего ведут диалог. Темы звучат поочерёдно. Исполнение.
Сколько голосов мы здесь услышали и увидели? (несколько, три.)
Чем они отличаются? (Своим характером – более мягкий в высоком регистре, уверенный в среднем регистре, низкий голос звучал серьёзно, настойчиво.)
Это одноголосное произведение или многоголосное? (многоголосное.)
Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Сели прямо, руки на колени, плечи не поднимаем, дыхание легкое, голос чистый, начинаем распевание:
Работа над произведением
Георгий Александрович Струве, стихи Иры Исаковой. «Музыка»
VI. Домашнее задание
Учить слова песни