Опыт как инструмент развития теоретических и практических навыков учащихся
Мастер – класс
«Опыт как инструмент развития теоретических и практических навыков учащихся»
Цель: научиться использовать на уроках химии опыт в сочетании с заданиями, развивать теоретические и практические навыки учащихся.
Задачи:
- повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний;
- успешно применять полученные знания на практике;
- развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала.
Ход занятия
Химия не может существовать без экспериментов. Не правильно и не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. Моё занятие основывается на использовании опыта в сочетании с заданием, где ученик одновременно овладевает теоретическими и практическими навыками. Кроме того, на таких уроках развиваются мышление, внимание, память. Всё это вызывает интерес к предмету и повышает познавательную активность и деятельность учащихся.
- И так я приглашаю 4 человек.
- Что такое цвет? Это одна из неотъемлемых характеристик в химии. А какой самый яркий цвет? Жёлтый. С ним связана звезда Солнце. Благодаря солнечным лучам мы можем наблюдать такое прекрасное явления, как радуга. Но её можно увидеть не только в природе, но и на уроках химии. Это мы сейчас попробуем проверить.
Опыт №1. Возьмите вещество, которое всегда есть в желудке здорового человека, а при недостатке его употребляют как лекарство (соляная кислота HCl).
Возьмите индикатор. Для этого выполните задание:
Li N K Cu U S (лакмус)
Используя первые буквы названия химических элементов, расшифруйте название индикатора.
Смешайте оба вещества – какой видите результат?
Здесь прослеживается взаимосвязь химии и биологии, и закрепляется качественная реакция на кислоты, изучаются знаки новых химических элементов.
Цвет — Красный
— Опыт №2. Возьмите вещество хлорид металла
— этот металл в 18 в. изображали в виде воина;
— он придаёт нашей крови красный цвет;
— про него академик А.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла
«…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил. т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер». (Железо, соединение - хлорид железа (III) FeCl3)
— Смешайте его с растворимым в воде основанием (щёлочь)
К чему пришли?
Прослеживаются межпредметные связи истории и химии, качественная реакция на ионы Fe3+.
Цвет - Оранжевый
— Опыт №3. Возьмите вещество - растворимое в воде основание (щёлочь).
Возьмите индикатор (отгадайте загадку):
— От щелочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Я … (метиловый оранжевый)
Докажите справедливость смешав щёлочь с индикатором.
При использовании задания творческого уровня закрепляется качественная реакция на щелочь.
Цвет - Жёлтый
—
Опыт №4. Возьмите кислоту из Опыта №1 (соляная кислота HCl)
Возьмите соединение элемента с кислородом:
— Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она (Медь, соединение - оксид меди (II) CuO)
Смешайте вещества – что получили?
Закрепляются признаки химических реакций – изменение окраски.
Цвет — Зелёный
Опыт №5. Возьмите:
«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!» (щёлочь)
— Смешайте с веществом, которым опрыскивают плодово-ягодные культуры рано весной, чтобы обезвредить вредителей (медный купорос CuSO4)
Какова полученная окраска?
Получаем нерастворимое основание, закрепляется признак химической реакции – выпадение осадка.
Цвет — Голубой
— Опыт №6. Возьмите нерастворимое основание, полученное в предыдущем опыте (это гидроксид меди (II) Cu(OH)2). Смешайте с веществом, но прежде расшифруйте тайнопись:
В архиве французского учёного А. Лавуазье найдена зашифрованная запись (она представлена ниже). Следствие оказалось в трудном положении. Необходимо расшифровать текст. Ключ для расшифровки: числа – это номера букв в русском алфавите.
4, 13, 10, 24, 6, 18, 10, 15 (глицерин)
Что наблюдаете?
Цвет — Синий
—
Опыт №7. Она необходима нам всегда (вода). К ней добавьте каплю лакмуса.
Какой наблюдаете цвет?
Исследуем реакцию нейтральной среды на индикатор.
Цвет — Фиолетовый
После выполнения всех заданий и проведения опытов получились вещества семи цветов – цвета радуги.
ВЫВОДЫ:
1. При выполнении таких заданий теория сочетается с практикой.
2. Широко используются межпредметные связи.
3. Развивается интерес к предмету, повышается познавательная активность, расширяется кругозор.
4. Используются различные приёмы и виды деятельности.
5. В занятии были использованы разные приёмы развивающего обучения и вопросы разного уровня сложности.