12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савинова Мария Олеговна156
Молодой специалист
Россия, Ульяновская обл., с. Рязаново

Мастер – класс

«Опыт как инструмент развития теоретических и практических навыков учащихся»


Цель: научиться использовать на уроках химии опыт в сочетании с заданиями, развивать теоретические и практические навыки учащихся.

Задачи:

- повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний;

- успешно применять полученные знания на практике;

- развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала.


Ход занятия


Химия не может существовать без экспериментов. Не правильно и не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. Моё занятие основывается на использовании опыта в сочетании с заданием, где ученик одновременно овладевает теоретическими и практическими навыками. Кроме того, на таких уроках развиваются мышление, внимание, память. Всё это вызывает интерес к предмету и повышает познавательную активность и деятельность учащихся. 


- И так я приглашаю 4 человек.


- Что такое цвет? Это одна из неотъемлемых характеристик в химии. А какой самый яркий цвет? Жёлтый. С ним связана звезда Солнце. Благодаря солнечным лучам мы можем наблюдать такое прекрасное явления, как радуга. Но её можно увидеть не только в природе, но и на уроках химии. Это мы сейчас попробуем проверить. 


Опыт №1. Возьмите вещество, которое всегда есть в желудке здорового человека, а при недостатке его употребляют как лекарство (соляная кислота HCl).
Возьмите индикатор. Для этого выполните задание:

Li N K Cu U S    (лакмус)

Используя первые буквы названия химических элементов, расшифруйте название индикатора.

Смешайте оба вещества – какой видите результат?
Здесь прослеживается взаимосвязь химии и биологии, и закрепляется качественная реакция на кислоты, изучаются знаки новых химических элементов.

Цвет — Красный 


—  Опыт №2. Возьмите вещество хлорид металла
— этот металл в 18 в. изображали в виде воина;
— он придаёт нашей крови красный цвет;
— про него академик А.Ферсман писал, что при отсутствии этого металла 
«…на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил. т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер».  (Железо, соединение - хлорид железа (III)
FeCl3)
—  Смешайте его с растворимым в воде основанием  (щёлочь)
К чему пришли?
Прослеживаются межпредметные связи истории и химии, качественная реакция на ионы Fe
3+

Цвет - Оранжевый 


— 
Опыт №3. Возьмите вещество - растворимое в воде основание (щёлочь).
Возьмите индикатор (отгадайте загадку):
— От щелочи я жёлт, как в лихорадке,
Краснею от кислот, как от стыда.
Но бросаюсь в воду без оглядки,
И здесь уж не заест меня среда.
Я …
(метиловый оранжевый)
 Докажите справедливость смешав щёлочь с индикатором.
При использовании задания творческого уровня закрепляется качественная реакция на щелочь.

Цвет -  Жёлтый 

Опыт №4. Возьмите кислоту из Опыта №1 (соляная кислота HCl)
Возьмите соединение элемента с кислородом: 
— ­­­Давно известно человеку:
Она тягуча и красна,
Ещё по бронзовому веку
Знакома в сплавах всем она
 (Медь, соединение - оксид меди (II) CuO)
Смешайте вещества – что получили?
Закрепляются признаки химических реакций – изменение окраски. 

Цвет — Зелёный 

Опыт №5. Возьмите: 
«У меня есть два названья:
Я гидроксид и основание.
Имею очень важный вид,
Ведь впереди металл стоит,
А позади стоит «о-аш».
Встречайте, нынче гость я ваш!»
 (щёлочь)
—  Смешайте с веществом, которым опрыскивают плодово-ягодные культуры рано весной, чтобы обезвредить вредителей (медный купорос
CuSO4)
Какова полученная окраска? 

Получаем нерастворимое основание, закрепляется признак химической реакции – выпадение осадка. 

Цвет — Голубой 


—  Опыт №6.  Возьмите нерастворимое основание, полученное в предыдущем опыте (это гидроксид меди (II) Cu(OH)2). Смешайте с веществом, но прежде расшифруйте тайнопись:

В архиве французского учёного А. Лавуазье найдена зашифрованная запись (она представлена ниже). Следствие оказалось в трудном положении. Необходимо расшифровать текст. Ключ для расшифровки: числа – это номера букв в русском алфавите.
4, 13, 10, 24, 6, 18, 10, 15 (глицерин)

Что наблюдаете?

Цвет — Синий 

Опыт №7. Она необходима нам всегда (вода). К ней добавьте каплю лакмуса.

Какой наблюдаете цвет?
Исследуем   реакцию нейтральной среды на индикатор.

Цвет — Фиолетовый 


После выполнения всех заданий и проведения опытов получились вещества семи цветов – цвета радуги.


ВЫВОДЫ:
1. При выполнении таких заданий теория сочетается с практикой. 
2. Широко используются межпредметные связи. 
3. Развивается интерес к предмету, повышается познавательная активность, расширяется кругозор. 
4. Используются различные приёмы и виды деятельности.
5. В занятии были использованы разные приёмы развивающего обучения и вопросы разного уровня сложности. 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.