Урок дополнительного образования «Хохлома — жемчужина русского народного творчества» (3–7 класс)
Османова Марина Магомедовна, урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: Хохлома- жемчужина русского народного творчества
(Роспись подносов в технике «верхового» и « фонового» письма).
Цель: формирование знаний о «верховом» и «фоновом» письме в хохломском промысле; применение знаний и умений в росписи подноса «Хохлома».
Задачи:
образовательные:
продолжение знакомство с одним из художественных промыслов – хохломской росписью;
обучение «верховому» и «фоновому» письму хохломского стиля;
формирование умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи или по своему замыслу;
развивающие:
развитие художественного вкуса, воображения, памяти, внимания, чувства ритма;
развитие у обучающихся чувства гордости за свой народ, народные традиции, чувства радости и сопричастности к красоте;
воспитательные:
воспитание интереса к народным промыслам;
привитие любви и уважения Родине.
Тип урока: комбинированный
Форма: групповая
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технология личностно-ориентированного обучения, художественно-обучающие технологии.
Вид урока: урок - творческая мастерская
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Новые понятия: «верховая», «фоновая» роспись
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, посуда хохломских мастеров, шаблоны цветочного орнамента, фрагменты подноса для каждого ученика, кисти, краски.
Музыкальный ряд: русские народные мотивы «Ивана – купала»
Литературный ряд: инсценированный фольклорный сюжет из внеклассного мероприятия «Ярмарка мастеров»
План урока:
1.Организационный момент-1 мин.
2.Введение в тему-2 мин.
3. Инсценировка-5 мин.
4. Закрепление пройденного материала-3 мин.
5. Инструктаж-4
6.Практическая работа-20 мин.
7. Итог урока-5 мин.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд №1. Учитель: Здравствуйте, ребята.
2.Введение в тему.
Слайд№2 . Учитель: Люди всегда любили красоту и умели её творить,
Слайд №3.но никто не думал, что это искусство:
Слайд №4.оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком.
И сегодня на уроке мы с вами очередной раз прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.
Слайд№5 . Учитель: О каком народном промысле мы с вами говорили на прошлом уроке?
Слайд№6 . Ученики: О “Золотой хохломе”.
Слайд №7. Учитель: Правильно. Давайте, вспомним, откуда взялась красавица Хохлома.
3. Инсценировка
(Звучит музыка «Ивана – купала». Дети встают из-за парт ивыходят в центр – на ярмарку. В руках – расписная посуда.
Слайд №8. Ученики: - Прибыла Хохлома с извилистых берегов речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар.
- Везут его в большое село Хохлому семеновские и кулигинские мастера.
Слайд№9. Оттуда разлетаются жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.
Слайд №10.-Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо блюда да чашки, ложки?
-Откуда посуда?
- К вам приехала сама Хохлома!
Так и повелось – хохлома да хохлома! Вот и зовут, посей, день расписную золотую утварь – хохломской.
-Хохлома! - какое странное и веселое слово. В ней и смех слышится и
Слайд №11. восторженное – ОХ!
Слайд №12. - И восхищенное АХ!
-Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество?
-Разное рассказывают старики.
Слайд№13. - Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу и птицам пшена не забывал насыпать.
Слайд №14. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица – Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чаша стала золотой.
- Это, конечно, легенда, сказка.
Слайд №15. -А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масленая пленка превращалась в золотистый лак.
(Показ на экране презентации “Золотая хохлома”).
4. Закрепление пройденного материала.
Слайд №16. Учитель. Какие цвета красок использовали мастера для росписи?
Ученики: Красный, чёрный, зелёный, желтый.
Учитель. Правильно, ведь эти цвета хорошо сочетаются с золотым фоном. Красный придаёт теплоту и мягкость золоту, а чёрный усиливает его сияние.
Учитель. Какие узоры художники используют для росписи посуды?
Слайд №17. Ученики: Цветы, ягоды, травку.
Учитель. Правильно. Как называется узор из листьев, ягод, и трав?
Ученики: Растительный орнамент.
Учитель. Вспомните, как надо располагать орнамент в круге?
Слайд№18. Ученики: Орнамент в круге надо располагать либо в центре, либо по краю.
Учитель: (берет в руки поднос) Золотисто- огненная, покрытая желтыми лепестками и красными венчиками, черно-зубчатой листвой и ягодами алой рябины. Возьмешь в руки, и удивляешься этой красоте. Смотреть любо-дорого!
Учитель: Что за люди создавали такую красоту? Какими качествами на ваш взгляд обладали мастера хохломской росписи?
Ученики: Трудолюбие, талант…
Учитель: Правильно
Учитель: И, наверное, кроме этого их работа требовала взаимосвязанности, слаженности действий в создании прекрасного. Недаром же в народных пословицах говориться: « Дружно не грузно, а врозь – хоть брось».
Учитель: Я думаю, что вашим творческим коллективам тоже по силам вместе слаженно к концу урока создать удивительные подносы в стиле хохломской росписи.
Слайд19. Учитель: А подносы, у нас необычные, они состоят из множества частичек, которые вы все сегодня получите, и создадите вместе со своими командами одно единое прекрасное целое.
Слайд №20. Учитель: Обратите внимание, что орнамент подноса состоит из 10 узоров - фрагментов, как раз по одному фрагменту на каждого из мастеров.
Что такое орнамент напомните-ка мне, ребята.
Ученик: Орнамент - узор, который чередуется, повторяется, через определенный промежуток.
Слайд№ 21.На каждом из 10 фрагментов чередуются, повторяются элементы на фоновом письме - травка, а на верховом письме - цветочный орнамент.
Итак, ответственные из каждой мастерской, пожалуйста, раздайте фрагменты мастерам ваших цехов для работы, затем расписанные частички в конце урока снова вывесите на доску, создав красочные подносы.
5. Инструктаж.
Слайд №22.Учитель: Итак, 1 мастерская будет работать в технике верховой росписи
Вспомним, ребята, какая роспись является «верховой»
Слайд . Ученики: К «верховой» росписи принято относить «травку» - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краской на золотом фоне.
Слайд №23.Учитель: Значит, вам необходимо на золотом (желтом) фоне выполнить орнамент красным и черным цветом. Красным цветом выполняете орнамент «травку», черным оттеняем узор для выразительности.
Слайд №24. Учитель: 2 мастерская - будет работать над подносом в технике фоновой росписи.
Учитель: Ребята, а вы с чего начнете свою работу в фоновой росписи
Слайд№25 . Ученик: Особенностью росписи «под фон» является силуэтный золотистый рисунок на черном и красном фоне.
Учитель: Значит вы, ребята, прорисовываете контур орнамента, затем закрашиваете фон черным цветом. Узор остается желтым, тонкими красными элементами украшаем орнамент.
6.Практическая работа.
Слайд№26. Учитель: Перед каждым из вас лежит фрагмент подноса, который нужно расписать элементами хохломской росписи. Ваша задача расположить правильно орнамент не только на своем фрагменте, но и убедиться в том, что у товарища по цеху тоже работа выполняется аккуратно. Только общая слаженно выполненная работа даст красивый результат.
Слайд№27 . В конце работы вы прикрепляете свои работы, на доску образовывая из фрагментов 2 подноса в фоновой и верховой росписи.
Я верю, что вы подобно хохломским мастерам выполните роспись также красиво, аккуратно, ярко. Взаимовыручка и сплоченность поможет каждой группе в работе.
5. Итог урока.
Слайд№28 . Учитель. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Сегодня, вы показали, что ваш классный коллектив дружный сплоченный. И любое дело вам По-плечу. Молодцы, ребята!
Слайд №29 Дополнительное задание.
Кроссворд
Материал, из которого изготовлена хохломская утварь.
Вид письма по фону.
Вид растительного орнамента.
Нанесение силуэтного рисунка.
Один из цветов используемый хохломскими мастерами.