Программа фольклорного развития дошкольников «Хороводные игры»

3
0
Материал опубликован 23 November 2021

Программа фольклорного развития дошкольников

Хороводные игры

Серебреникова Мария Александровна,
педагог-психолог ГБОУ ОДОД №655

Санкт-Петербурга


Цель гармоничное развитие духовно-нравственной, физической, эмоциональной, личностной и социальной сфер ребёнка.
Задачи
1. Сохранение психологического здоровья детей
2.Укрепление базового доверия ребёнка к миру
Заключение детей в переживание кругооборота года
4.3накомство с фольклором, с традициями нашей страны. Формирование этнической идентичности.
5. Развитие партнёрства
б. Оздоровление сферы чувств ребёнка
7. Телесная терапия
8. Укрепление эмоционального контакта с воспитателем
Описание техники
"Хоровод" - это музыкально-ритмическая игра, которую воспитатель ежедневно проводит с детьми (желательно в одно и тоже время дня). Занятие проводится в кругу и включает в себя ритмизованный текст с элементами фольклора. Текст произносит воспитатель и сопровождается различными движениями и песнями, что позволяет ребенку не только душой, но и всем своим физическим организмом включится в происходящее. Дети повторяют текст и движения за воспитателем. Важно, что «Хоровод» - это форма национального фольклора.
Один и тот же «хоровод» проводится в течение 3-4 недель.
Такое ритмичное повторение способствует формированию ощущения спокойствия, уверенности в себе и в мире. Так как текст «хоровода» связан с изменениями в природе происходящими в это время года, то ребёнок сам может наблюдать эти изменения вокруг себя и чувствовать связь своего личного восприятия с тем, что звучит в «хороводе». Текст «хоровода» может быть связан с тем или иным праздником года, который глубоко переживается жителями нашей страны (Рождество, Новый год, Пасха), тогда ребенок внутренне следует за этим праздником, глубоко его переживает в своём душевном пространстве.
Важно, чтобы подобную игру проводил воспитатель, а не приходящий педагог. Это важно потому, что данная игра, становится чем-то интимным для ребёнка, а воспитатель стоит ближе к душевному у ребёнка, чем приходящий педагог. Возможно участие в подобном «хороводе» вместе с воспитателем и психолога.
Длительность занятия от 10 до 20 минут.
Для разных возрастных групп детей предлагаются разные варианты хороводов. В младшей группе хоровод проводится в течении 10 минут, текст и движения простые. Чем старше дети, тем больше образов и разнообразных движений вводится в ритмо-двигательную игру.
Обоснование техники
Фольклор - способ отражения реалий окружающего мира. В сознании человека он затрагивает самый глубоко скрытый, архетипический, символический уровень. Поскольку сознание каждого отдельно взятого человека в своём развитии повторяет в сжатой форме ступени развития общечеловеческого сознания, то сознанию ребёнка наиболее созвучны образы, лежащие в основе культуры нашего народа и человечества в целом. В фольклорном действе максимально работают все чувства восприятия человека и минимально включена ступень логического сознания, именно поэтому чистые образы, веками создававшиеся народной культурой, воздействуют непосредственно на сферу чувств ребёнка и оздоравливают её. Само фольклорное действо, с его песнями, ритмизованным текстом, созвучным человеческому дыханию, обрядовым костюмом имеет мощный психотерапевтический характер.
Целью данной здоровьесберегающей техники является не абсолютно точное воспроизведение тех или иных Фольклорных сюжетов, а творческое освоение и применение терапевтических принципов, лежащих в основе народной культуры.
Одним из таких глубоких терапевтических принципов является опора на эмоциональные и телесные переживания ребёнка, находящегося в тесном единстве с другими людьми:  взрослыми и сверстниками.
Образ хоровода (круга, иногда эллипса) восходит к образам небесных светил, которые движутся в полной гармонии, в созвучии друг с другом.
Дети стоят лицом друг к другу, перед ними зрительный амфитеатр, они воспринимают образ партнеров, их одежду, облик, движения. Ребёнок в хороводе переживает себя как часть единого целого, как часть общности. Этому переживанию себя частью единого целого способствует другой терапевтический принцип:
Использование ритмизованного вербального сопровождения - проговаривание или пропевание стиха или песни в сочетании с соответствующими движениями.
следующий терапевтический принцип:
Подобранный педагогом ритмизованный текст находится в созвучии с переживанием текущего времени года, поэтому ребёнок воспринимает себя не только частью человеческой общности, но и частью извечного кругооборота года.
Ещё один важный принцип народной культуры - это принцип цикличности или повторяемости. Мы можем пережить этот принцип в народных сказках, где часто встречается троекратное повторение, народные песни обычно имеют много куплетов, где повторяются последние строки, в народных обрядах всё время наблюдаются повторения. Так обучается и тело, и душа. Не случайно есть поговорка: «повторенье - мать ученья». Человек с помощью повторяющихся ритмизованных фольклорных текстов познавал устройство своего тела («мальчик-пальчик, где ты был...»), обучался находить своё место в мире (в колыбельных пропевалось, что малыш лежит в золотой люле, люля стоит в терему, терем на серебряном лугу и т.д.), познавал структуру мира.
С принципом повторения современному человеку очень трудно смириться. Часто можно слышать, что это скучно. Современная культура задаёт высокие темпы, обрушивается несметным количеством информации. Ребёнку в этих условиях трудно сохранить свою целостность, дети становятся нервными, гиперактивными, всё чаще встречаются дети с синдромом дефицита внимания.
Осознанное, наполненное смыслом повторение в этих случаях является терапией, которая позволяет ребенку правильным образом освоить свое тело, выстроить
гармоничный душевный мир. Поэтому важно, чтобы один и тот же текст и сопровождающие его движения, повторялись с детьми ежедневно на протяжении трёх - четырёх недель.
Принцип ритмизованной речи.
Можно обратить внимание, что вышеописанный принцип цикличности или повторяемости находит своё отражение не только в повторяемости во времени, но и в ритмическом построении речи.
Процесс говорения напрямую связан с процессом дыхания. Дыхание имеет как физиологический так и психологический аспект. Физиологически здоровое глубокое дыхание обеспечивает наш организм нужным количеством кислорода, что необходимо для здорового функционированию всех органов и систем человеческого организма. С психологической точки зрения дыхание выражает связь внутреннего мира человека с миром внешним. Во вдохе мы вбираем внешний мир в себя, он становится частью нашего существа, выдох несёт часть нашего внутреннего во внешний мир. Нарушения дыхания всегда свидетельствуют о нарушении взаимосвязей человека с миром. У современных детей всё чаще наблюдаются проблемы в системе дыхания.
Ритмизованная речь способствует освобождению дыхания и через это налаживанию процессов взаимодействия человек - мир.
 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.