Методическая разработка урока русского языка в 6 классе «И слово тебе сотворит добро»
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
«И слово тебе сотворит добро»
Пояснительная записка
Урок "И слово тебе сотворит добро" по теме "Этимология слова" - это четвёртый урок в разделе "Словообразование" по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибабы. Урок проводится в 6-м классе.
На этом уроке ставится следующая цель: Достижение обучающимися личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.
Метапредметные: учебно-организационные (определять учебную задачу, выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи, сотрудничать при решении учебных задач, планировать собственную деятельность), учебно-информационные (цитировать, задавать вопросы разного вида, определять необходимость использования наблюдения для исследования), учебно-логические (систематизировать информацию, доказывать утверждение-тезис, формулировать вывод), коммуникативные (продолжить и развить мысль собеседника, вести диалог, соотносить собственную деятельность с деятельностью других, кратко формулировать свои мысли).
Предметные: знать понятийное содержание терминологии, знать, какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря; уметь пользоваться этимологическим, толковым словарями, подготавливать устное и письменное аргументированное выступление на лингвистическую тему.
На изучение этой темы отводится 1 час, но работа над значением слова должна быть практически на каждом уроке. Этот урок тесно связан как с предыдущими уроками, так и с последующими, а также с внеклассными занятиями по русскому языку. Актуальность и важность изучения темы "Этимология слов" заключается в её тесной связи с другими разделами лингвистики: орфографией, словообразованием, лексикой, фразеологией. Этимология - один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке. Здесь ещё очень много "белых пятен", которые ждут своего первооткрывателя. Поэтому этот урок - своего рода старт исследовательским проектам учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
На уроке используются различные формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
В Приложениях к уроку даны примеры карточек со словарными статьями из "Школьного этимологического словаря русского языка" Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, взятых из учебника, т. к. карточками пользоваться целесообразнее, потому что на уроке запланирована исследовательская работа по изучению структуры словарной статьи этимологического словаря, и учебник в этот момент должен быть закрыт. Приводятся примеры этимологических задач из книги В.И.Ковалёва "Задачи по этимологии". По количеству их намного больше, чем необходимо на уроке, учитель может выбрать задания по своему усмотрению, а также использовать их в качестве домашнего задания или на последующих уроках в качестве "Этимологической разминки". Также приводится текст используемого на уроке стихотворения Сергея Острового "Первородство".
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
На уроке предполагается использование ТСО: компьютера и проектора, но при отсутствии необходимого оборудования (как в нашей школе в частности) вполне можно обойтись и без этого: либо использовать ноутбуки, либо распечатать необходимый материал.
План-конспект урока русского языка "И слово тебе сотворит добро"
Тема урока: Этимология слов
Задачи:
1. Образовательные: познакомиться с понятиями «этимология» и «этимологический анализ слова»;
2. Практические: вырабатывать навыки работы с этимологическим словарем, навыки этимологического анализа; вырабатывать навыки связной монологической речи;
3. Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к русскому языку;
4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и способов действия.
Методы обучения: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля, взаимоконтроля.
Методические приёмы: отсроченная отгадка, проблемный вопрос, опрос по цепочке, опережающее задание, три уровня д/з.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник, карточки со словарными статьями из этимологического словаря, компьютер, проектор (если есть возможность), этимологический словарь, словарь лингвистических терминов.
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вре-мя | |||
1.Органи-зацион-ный момент | Приветствует детей. Читает записанное на доске название урока "И слово тебе сотворит добро". Задаёт учащимся вопрос (приём отсроченной отгадки): Как слово может сотворить добро? Создаёт интригу, предлагая вернуться к ответу на вопрос в конце урока после изучения темы. Желает всем плодотворной работы и приятного общения на уроке. | Отвечают на приветствие учителя. Желают друг другу хорошей работы на уроке. | 1 мин | |||
I. Вызов 1.Актуа-лиза- ция преж-них знаний уча-щихся | Сообщает тему урока "Этимология слов", выясняет уровень понимания учениками её содержания, значение термина. Демонстрирует поиск словарной статьи этимология из словаря лингвистических терминов. (Слайд №1) Предлагает вспомнить, когда на предыдущих уроках уже производили этимологический анализ слов. Предлагает записать число и тему урока в тетради. | Пробуют дать ответ на вопрос о том, что такое этимология (отмечают знакомый корень "logos", вспоминают его значение и термины, в которых он встречается); знакомятся с научным толкованием термина с помощью словаря лингвистических терминов и слайда №1; вспоминают упражнение 93 о происхождении названия месяцев, упражнение 94 о латинских корнях "ветус", "вентус", "аква", упражнение 118 про "улитку", "улицу", "улей" и некоторые другие. Записывают в тетрадях число и тему урока. | 3 мин | |||
2. Акту- ализа- ция темы урока | Предлагает прослушать сообщение, подготовленное одним из учеников о выдре. Ставит перед учащимися вопрос: "Каким образом это сообщение может быть соотнесено с темой предстоящего учебного занятия? Что с точки зрения русского языка может быть нам интересно в выдре?" Предлагает высказаться об актуальности изучаемой темы. | Слушают сообщение товарища, соотносят его с темой урока, отвечая на поставленный вопрос, что в этом животном на уроке русского языка прежде всего будет интересным узнать, почему выдру так называют и какие однокоренные слова есть для этого слова в языке. Высказывают мнения об актуальности темы урока. | 3 мин | |||
3.Поста- новка пробле- мы | Предлагает посмотреть на слайд №2, создаёт проблемную ситуацию, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов явлений. Создаёт интеллектуальное затруднение с помощью противоположных мнений вымышленных героев. Подводит учащихся к формулировке ими цели учебного занятия. Организует принятие цели урока учащимися, чтобы она стала личностно значимой. | Просматривают слайд, слушают учителя, выясняют, кто из вымышленных героев прав, придерживаясь той или иной точки зрения. Делают необходимые записи в тетрадях. Формулируют цель урока и определяют пути её достижения. | 3 мин | |||
II. Осмы-сление 1.Усвое- ние новых способов действия | Предлагает сверить точки зрения со словарной статьёй Этимологического словаря. Слайд 2. | Находят в словаре значение слова выдра, подтверждают или опровергают высказанную точку зрения. Делают вывод, что значение слова не всегда лежит на поверхности, для того, чтобы узнать истинное значение слова, надо выявить его древнее значение или сопоставить звучание слова с другими языками. А сделать это можно только с помощью этимологического словаря. | 3 мин | |||
2.Усвое-ние новых знаний | Предлагает учащимся провести исследовательскую работу. Для это предлагает объединиться в две-три группы и каждой группе раздаёт карточку со словарной статьёй из этимологического словаря. (см. Приложение1). Вопрос для исследования: какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря? Ответы предлагает записать на предложенных листочках. Затем предлагает сверить свои наблюдения с информацией на Слайде 3. Организует опрос по цепочке. | Изучают содержание словарной статьи этимологического словаря по группам, на листочках фиксируют свои наблюдения, затем сверяют с информацией на Слайде 3. Дают ответ на вопрос исследования. | 7 Мин | |||
3.Перви- чное закреп- ление матери-ала | Предлагает выполнить упражнение 130. Советует внимательно прочитать задание, решить, как выполнять упражнение, обсудить ход выполнения задания с соседом по парте. После окончания работы предлагает сверить результаты друг с другом (работа в парах) | Внимательно читают задание, предлагают алгоритм выполнения задания, обсуждённый друг с другом: -прочитать слова, выявить те из них, состав и способ образования которых они могут объяснить, и выписать эти слова в левый столбик; - слова, для определения состава и способа образования которых потребуется этимологический словарь, выписать в правый столбик. Выполняют упражнение и работают в парах, сверяя и обсуждая выполнение задания. | 5 мин | |||
4.При- менение новых знаний в нестан- дартной ситуации | Предлагает решить этимологические задачи в группах (см. Приложение2) и сформулировать вывод о связи науки этимологии с другими разделами русского языка. Представляет тему выступления ученика, подготовившего индивидуальное сообщение. По ходу выступления делает необходимые записи на доске. (см. Приложение 3) Предлагает ответить на вопросы: "Для чего необходимо изучать этимологию? Как знания этимологии слова могут помочь грамотному письму?" | Решают предложенные этимологические задачи в группах. Затем по одному представителю от группы озвучивают выполнение задания. Делают вывод о том, с каким разделом языка связано их задание. Озвучивают свои выводы. Индивидуальное сообщение учащегося "Историческое родство" (об одном этимологическом гнезде). Остальные учащиеся слушают сообщение. Переносят записи, сделанные учителем на доске в свои тетради. Отвечают на поставленные вопросы. | 8 мин | |||
II. Реф-лексия (Размы- шление) | Выясняет, насколько детей заинтересовала тема урока, насколько привлекла учебно-исследовательская деятельность, насколько в воспитательном плане содержание урока было продуктивным. Предлагает учащимся оценить свою работу и работу одноклассников. Выставляет и комментирует оценки. Читает наизусть стихотворение С. Острового "Первородство". (см. Приложение 5) и предлагает ещё раз ответить на поставленный в начале урока вопрос. Желает учащимся доброго пути в мир науки этимологии. Нацеливает на продолжение занятием исследовательской деятельностью во внеурочное время. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя по критериям; выставляют в дневники оценки, слушают стихотворение и вновь отвечают на поставленный в начале урока вопрос. | 5 мин
| |||
Этап инфор- мации учащих- ся о до- машнем задании | Предлагает Д/З трёх уровней: 1-й уровень: Прочитать параграф №27, выполнить упражнение 132 (вспомнить стихотворение А.С.Пушкина "Зимняя дорога", выписать из него слова, для определения состава и способа образования которых не требуется этимологический словарь; 2-й уровень: К предыдущему заданию добавляется задание выполнить упр. №131 (подготовить сообщение на одну из предложенных тем) 3-й уровень: Задание творческого характера (см. Приложение 4) | Выбирают домашнее задание, фиксируют его в своих дневниках. | 3 мин |
Приложения к плану-конспекту урока "И слово тебе сотворит добро..."
по теме "Этимология слов"
Приложение 1
Карточка 1.
Джем. Заимств. из англ. яз. в 20 в. Англ. jam "варенье" является производным от
jam "смешивать, давить".
Карточка 2.
Ошеломить. Искон. Суф.-преф. производное от шелом "шлем". См. шлем. Ошеломить буквально - "сбить с врага шлем".
Карточка 3.
Седой. Общеслав. Суф. производное (суф. -д-, ср. гнедой, бледный) от той же основы, что серый.
Приложение 2
Этимологические задачи
1. Третье – лишнее.
В каждой тройке два слова — этимологически родственные, а третье — нет. Найдите его. Свой выбор объясните.
а) Бог, богатырь, обожать.
б) Ветер, ветеран, ветеринар.
в) Каблук, кабак, кабина.
г) Кора, корабль, коридор.
д) Павлин, Павел, павильон.
е) Макароны, Макар, макака.
ж) Кочевать, кочка, окоченеть.
з) Баранка, баран, варить.
4. Дед Буквоед составлял гнезда для словаря этимологически проверяемых слов. Внезапно налетел ветер, смешал все слова, некоторые унес, а у оставшихся вырвал по букве. Вставьте вырванные ветром буквы и помогите Деду Буквоеду распределить слова по этимологическим гнездам. Каких слов не хватает, чтобы гнезда были полными?
Какие слова возглавят каждое гнездо? Почему? Сколько гнезд всего получилось?
а) В_нтиль, в_нтилятор, в_нтовка.
б) П_лено, п_ляна, п_ловина, п_ловодье.
в) П_л_клиника, п_л_тика, п_л_витамины.
г) В_ртеть, в_рбовать, в_реница, в_ршить, в_рста, зав_ршить, в_ретено.
д) М_стерство, м_гнит, м_гистраль, м_ститый, м_гнитофон.
е) С_мафор, с_нтябрь, с_минария, с_мантика, с_ноним.
5. Снимите шапку-невидимку.
Иногда приставка так крепко прилипает к корню, будто шапку-невидимку надевает. Сколько ни присматривайся к слову, не определишь, была ли в нем приставка или нет. Найдите в следующих группах слов этимологические приставки. Обратите внимание на то, повлияло ли пребывание под шапкой-невидимкой на их правописание.
а) Довольный, дозор, доказать, достать, дотла, недосягаемый.
б) Заглавие, заказать, замечательный, запад, запасти, застенчивый, затылок.
в) Катакомбы, каталог, катапульта.
г) Компас, комбинация, компания, композитор, компот, компресс, компромисс.
д) Конвой, консерватор, консервировать, консервы, концерт, конкурент.
е) Контрабанда, контраст, контрразведка.
6. Что связывает слова, объединенные в группы? Как эта связь отразилась на их современном правописании?
а) Ветеран, ветеринар, ветхий, ветчина.
б) Генерал, гений, инженер.
в) Перстень, перчатка.
г) Печаль, печать, печка, пещера.
д) Солдат, солидный, солидарность.
е) Шероховатый, шерсть, шершавый.
ж) Косметика, космонавт, космополит.
з) Количество, сколько.
и) Оскорбить, скорбь.
к) Натощак, тоска, тощий.
л) Встрепенуться, трепет.
м) Источать, расточительный, точить.
н) Портфель, фельетон.
7. Бюро добрых услуг.
В городе Лексикограде недавно открылось Бюро добрых этимологических услуг.
Первым зашло в бюро слово терраса. Решило оно узнать, нет ли у него дальних родственников, а заодно уточнить, сколько р пишется в корне, одно или два.
Этимологический словарь быстро дал ответ. Обрадовалась терраса и всем своим знакомым рассказала о Бюро добрых этимологических услуг. Зачастили слова в бюро. Каждому интересно узнать свою историю, проверить правописание, встретиться с дальними родственниками. Услыхали о чудесном бюро винегрет, гарнир, сметана – прямо из-за обеденного стола прибежали, а вслед за ними трактор приехал. Давайте им поможем!
8. Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить исходное значение слов: боровик, волнушка, лисичка, маслёнок, опёнок, подберёзовик, подосиновик, сморчок, сыроежка.
9. Почему пишется удвоенная согласная в словах коллекция, коммерция, коммунальный, одиннадцать? Почему в слове искусственный есть удвоенные согласные, а в слове искусный – нет?
Составьте с каждым словом по три предложения.
10. Можно ли говорить: старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений, повторная репетиция.
Докажите с помощью этимологического словаря.
Приложение 3
Запись на доске
Коло (круг)
Колесо, колея
Коляска, колесница
Кольцо, кольчуга
Около, околыш, околица, окольный, околоток
Колобок
Приложение №4
Варианты для третьего уровня Д/З (задания творческого характера)
1. Внимательно прочитайте текст и отразите его содержание в форме статьи
этимологического словарика.
Текст №1
Название РЯБИНА легко связывается в нашем языковом сознании с глаголом РЯБИТЬ – от ощущения РЯБИ в глазах при виде спелых гроздьев рябиновых ягод.
Однако связь слов РЯБИНА с глаголом РЯБИТЬ, существительным РЯБЬ и прилагательным РЯБОЙ оказывается несколько более сложной, чем это может показаться с первого взгляда.
Общеславянское по своему происхождению название РЯБИНА было дано дереву по пестрому облику его соцветий. Ведь древним значением слова РЯБОЙ и было «пестрый, пятнистый». Цветущая рябина выглядит пестрым деревом в отличие,
Скажем, от белого цвета вишни или яблони.
Интересно отметить, что в этимологическом родстве со словом РЯБИНА находятся
такие наименования , как РЯБЧИК и сказочная КУРОЧКА-РЯБА. Лесная птица
семейства тетеревиных РЯБЧИК получила свое название по пестрому, «рябому»
оперению. Что касается КУРОЧКИ-РЯБЫ, то буквально она значит «рябая курочка»-
пестрая по своему перу, пеструшка.
Кудрявое и пестрое цветение рябины было выделено древними славянами как
основное, оно и легло в основу названия самого растения, любимого в народе
и воспетого во многих фольклорных произведениях.
( З.Н. Люстрова)
2. а)Что обозначает в современном русском языке слово ПОЗОР? Составьте предложение с этим словом. Подберите однокоренные слова к этому слову.
б)В каком значении использовано слово ПОЗОР в отрывке из стихотворения
русского поэта начала 19 века Е.Н. Баратынского?
Величествен и грустен был ПОЗОР
Пустынных дол, лесов, долин и гор.
в) Используя данный отрывок из стихотворения , попробуйте догадаться об
истории образования слова ПОЗОР. Какие слова, по-вашему, являются его
историческими родственниками? Обоснуйте свою точку зрения.
Для справки: ПОЗОР – «постыдное, унизительное для кого-либо положение, вызывающее презрение», «бесчестье». Первоначально обозначало «взгляд»,
затем – « то, что представляется взору» - « зрелище» - « зрелище, оскорбляющее
чью-либо честь». Исторически связано со словами ЗРЕТЬ – смотреть, ср.:
зеркало, зрачок, заря
Приложение №5
Стихотворение Сергея Острового "ПЕРВОРОДСТВО"
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
– Извини меня! –
Это значит:
– Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
– Обереги меня! –
Это значит:
– Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
– Защити меня! –
Это значит:
– Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово
тебе сотворит
добро.
Литература:
Вариативность планирования урока: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Стефановской. - Иркутск, 2007.
Ковалёв В.И. Задачи по этимологии.
Леонидова М.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской. Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык" / М.В. Леонидова. - М.: Издательство "Экзамен", 2008.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. М.: Русское слово, 2000.
Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. Кн. для учащихся.- 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1986.
Русский язык. 6 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова (и др) / авт.-сост. С.С. Колчанова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011.
Шанский Н.М., Болотова Т.А. "Школьный этимологический словарь русского языка". - М.: Просвещение, 1975.