Статья «Игра, как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 10 September 2022

Статья на тему:

«Игра, как средство социализации и коммуникации детей дошкольного возраста»

 

Современное общество продолжает жить в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрения свежайших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Большинство родителей считают, интеллектуальное развитие дошкольника наиболее актуально в современном обществе информационных технологий. Обучение малыша с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям нынешнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за свежими тенденциями взрослые забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек:

·        успешно адаптированный в обществе,

·        умеющий выстраивать межличностные отношения,

·        имеющий навыки конструктивного общения.

К огромному сожалению, некоторые  родители не уделяют особого внимания этим направлениям в развитии своего малыша. Новое общество просит инициативных людей, которые способны отыскать себя и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально приспособленных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

Актуальная социальная среда, как общества, так и домашнего окружения, трудна и нестабильна. Неувязка социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень животрепещуща, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и длится всю жизнь.

Основные структуры личности закладываются в 1-ые годы жизни, следовательно, на семью и детские сады возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у детей.

Сегодняшние дети стали наиболее меньше общаться не только лишь с взрослыми, так и друг с другом. А ведь живое понимание существенно обогащает жизнь деток, раскрашивает яркими красками сферу их чувств.

Наиболее важным  периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольный возраст, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится последующее развитие личности.

Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности.

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Образовательная область социально - коммуникативного развития реализуется в 4-х направлениях:

·        развитие игровой деятельности;                       

·        патриотическое воспитание;

·        формирование основ безопасности поведения в быту, социуме, природе;

·        трудовое воспитание;

Подробнее, хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одна из наиболее эффективных форм взаимодействия детей.

Игра – в свете ФГОС ДО выступает как форма социализации ребёнка.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит  через игру как ведущую детскую деятельность.

Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Игра –  ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении  происходит в игре.

Общение является главным элементом любой забавы, игры, которая дает дошкольникам возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, воспитанность, заботливость, любовь к  ближнему. И наша главная цель – правильно и верно помочь детям приобрести в игре необходимые социальные способности.

ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.

Огромное значение для воспитания и развития личности имеет – сюжетно – ролевая  игра. Она выступает важным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками.

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, принимает, мыслит; в ходе игры интенсивно работают все его психологические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются чувственные и волевые проявления.

Играя в такие игры как: Магазин, Семья, Почта, Больница, Парикмахерская, Строители, Моряки и др., малыши пробуют себя в разных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это в будущем поможет им легче справиться с реальными проблемами в предстоящей жизни. Творя по ходу сюжета разные трудные ситуации, мы стимулируем малыша решать игровые задачки и выходить из тяжелых положений; привлекая в забаву, стараемся учитывать характерные черты, возможности и интересы каждого ребёнка.

Игра выявляет переживания малыша и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же. А при всем этом проявляются новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.

Сюжетно-ролевые игры дают навык общей работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного ребяческого коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной забавы. Со временем детки не довольствуются в собственных забавах только изображением деятельности взрослых, их начинают привлекать игры, навеянные знакомыми литературными творениями. Из-за этому каждое литературное творенье либо притча имеет добронравную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению общественного опыта. Поскольку положительные свойства поощряются, а отрицательные осуждаются, дети, в большом количестве случаев, подражают добрым, правдивым персонажам, поэтому, выражают свое отношение к доброму делу и злу.

Театрализованная забава ориентирована на развитие игрового поведения, эстетического чувства, возможности творчески относиться к хоть какому делу и уметь разговаривать с ровесниками в разных актуальных ситуациях. Участвуя в театрализованных забавах, детки узнают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни которые важно животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнородной. Великое и разностороннее воздействие театрализованных игр на личность ребёнка дозволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые на протяжении забавы ощущают себя раскованно, свободно и интенсивно ведут взаимодействие друг с другом и взрослыми.

Особенным видом игровой деятельности является дидактическая забава. Она сформировывает познания малышей о явлениях публичной жизни, подсобляет, интенсивно узнавать находящийся вокруг мир и становиться его долею.

Основная цель, хоть какой дидактической забавы обучающая. Соблюдение верховодил выступает обязательным условием решения игровой и дидактической задачки. Управляла в дидактической забаве исполняют разнородные функции. Они обращают забаву по данному пути, определяют последовательность игровых деяний, повышают занимательность забавы, дают возможность воспитателю косвенно управлять мама дорогая, регулировать отношения соучастников и сформировывают межличностные дела. Результатом дидактической забавы является решение игровой и дидактической задач.

Решая задачки, поставленные при деле, ребенок обучается рассуждать, делать выводы, обобщения, и при всем этом развивается его внимание, память, познавательный интерес.

Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания деток, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности: отношение к явлениям публичной жизни, природе, к предметам окружающего мира. При деле у малышей систематизируются, углубляются познания о Отчизне, о людях разных профессий, о труде которые важно о людях различных национальностей.

Неизменная, целенаправленная работа в данном направлении содействует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Малыши становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными внутри себя, компанейскими, более внимательными и попечительными по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и совместной работе. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их исполнению.

Подвижные забавы, будучи действенным средством физического воспитания, располагают великими способностями для воспитания нрава человека. Игра может быть средством самопознания, веселья, отдыха, средством физического и общего воспитания. Значение подвижных игр велико: они являются сразу и средством, и способом воспитания малыша. Подвижная забава характеризуется многообразием воздействия на малыша посредством физических упражнений, включаемых в забаву как двигательных заданий.

На протяжении игр мы учим деток объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные управляла забавы, искать выход из различных по сложности двигательных заданий. В подвижных забавах непрерывно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и непрерывно изменяющихся условиях появляется необходимость поменять ситуацию, выбирать нужное деянье. Как результат этого, мы вырабатываем у малышей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать друга, продолжать его деяния либо выручать, покорять свои желания имеющимся правилам. Конкретно в ходе таких ситуаций учим малышей разуметь и почитать иных, верно принимать критику, что также оказывает влияние в будущем на удачную социализацию.

Положительное  воздействие на развитие  коммуникативных способностей малышей оказывают хороводные игры. Хоровод есть дивный тип коммуникации, его нераздельно  составляют забава, танец, песня, элементы драматического действия. Хороводная забава - коллективное действо, творимое перевоплощением  каждого соучастника в свой образ. В ходе чувственного общения в хороводе фирма помогает детям изображать различные эмоции и чувства: огорчение, плач - потирают глаза; развлечение - скачут от радости; обиду -  отворачиваются.

В  хороводных забавах, которые являются действенным средством развития выразительности мимики и пантомимики в разговоре, мы способствуем объединению деток.

В ходе хороводной забавы мы обучаем малышей соблюдать очередность в выполнении деяний, играть роль, выпавшую по жребию, но не ту вот, которую хотелось бы (забава Колпачок). Занимателен и главен нрав игр, в масштабах которых ребенок выступает ведущим и ему надо придумать действие, которое за ним будут повторять иные детки (игра Ровненьким кругом). Тогда мы учим деток расценивать и свои деянья, и деяния собственных ровесников. В результате таковой коммуникации появляется  рефлексия,  начинает  формироваться  самооценка,  развивается воображение.

Детство без забавы и за пределами забавы ненормально. Лишение малыша игровой практики - это лишение его основного источника развития. Забава  это единственная центральная деятельность малыша, существующая в разные времена и у абсолютно всех народов.

Задачка современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым припасом знаний, умений и способностей, но и люди самостоятельные, владеющие определённым комплектом нравственных свойств, нужных для дальнейшей жизни, усвоения публичных, этических норм поведения. Принципиально сформировывать у дошкольников умение строить отношения с окружающими на базе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, сформировывать предпосылки учебной деятельности и свойств, нужных для социальной адаптации, включая к школе, и успешного обучения.


Список литературы

1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)

3.  Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2004, - 192с.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2016. – 160 с.

5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. – 208 с.

6. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

7. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.

8. Тихомирова О. А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка// Дошкольная педагогика №7,2007. – с. 10.

9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 128 с.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации