Игры для детей с ФФНР
Игры для детей с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.
При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.
Причины фонематического недоразвития речи детей
Фонематические нарушения у детей развиваются по разным причинам, которые бывают и врожденными, и приобретенными.
К врожденным причинам нарушенной речи детей относятся:
заболевания генетического характера;
тяжелое течение беременности, например, сложный токсикоз, инфекционные заболевания и стрессы у беременной;
несовместимость резус-факторов крови младенца и мамы;
сложное протекание родов, приведшее к травмам младенца;
асфиксия плода.
К приобретенным причинам нарушенной речи детей относятся:
негативное влияние бытовых и социальных условий среды, в которой воспитываются дети;
проживание в двуязычной семье;
травмы органов речи детей;
отсутствие развития фонематических и речевых навыков у ребенка;
дефекты зубного ряда;
психотравматические ситуации и стрессы;
патологии слуха и зрения.
Период коррекционной работы разделяют на три этапа:
Первая часть работы называется артикуляторной и состоит из подготовительной составляющей. Уточняется артикуляционная основа сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г']. Это производится для развития фонематического восприятия и звукового анализа. Логопед помогает ребенку правильно развить артикуляцию, фонематическое восприятие, умение анализирования и синтезирования фонем.
Следующей частью работы является – дифференцировочный этап, который поделен на два шага. Изначально правильно произносимые звуки сравниваются с близкими по звучанию. Вторым шагом дифференцировочного этапа, является усвоенная артикуляция первого шага должна восприниматься не только на слух, но и в произношении.
Последним этапом работы является правильное формирование звукового анализа и синтеза.
Игры для детей с ФФНР
«Похоже - не похоже»
Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
Мак-бак-веник-рак
Совок-гном-венок-каток
Пятка-ватка-лимон-кадка
Ветка-диван-клетка-сетка
Каток-дом-моток-поток
«Поймай звук»
Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:
А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Составь слово»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.