12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатькова Оксана Владимировна2292
Россия, Брянская обл., п. Суземка

Игры для детей с ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом.

При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики. В ходе логопедического обследования изучается фонематическое восприятие, навыки ребенка в построении связной речи, а также возможность к произношению звуков.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонематические нарушения у детей развиваются по разным причинам, которые бывают и врожденными, и приобретенными.

К врожденным причинам нарушенной речи детей относятся:

заболевания генетического характера;

тяжелое течение беременности, например, сложный токсикоз, инфекционные заболевания и стрессы у беременной;

несовместимость резус-факторов крови младенца и мамы;

сложное протекание родов, приведшее к травмам младенца;

асфиксия плода.

К приобретенным причинам нарушенной речи детей относятся:

негативное влияние бытовых и социальных условий среды, в которой воспитываются дети;

проживание в двуязычной семье;

травмы органов речи детей;

отсутствие развития фонематических и речевых навыков у ребенка;

дефекты зубного ряда;

психотравматические ситуации и стрессы;

патологии слуха и зрения.

Период коррекционной работы разделяют на три этапа:

Первая часть работы называется артикуляторной и состоит из подготовительной составляющей. Уточняется артикуляционная основа сохранных и легких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г']. Это производится для развития фонематического восприятия и звукового анализа. Логопед помогает ребенку правильно развить артикуляцию, фонематическое восприятие, умение анализирования и синтезирования фонем.

Следующей частью работы является – дифференцировочный этап, который поделен на два шага. Изначально правильно произносимые звуки сравниваются с близкими по звучанию. Вторым шагом дифференцировочного этапа, является усвоенная артикуляция первого шага должна восприниматься не только на слух, но и в произношении.

Последним этапом работы является правильное формирование звукового анализа и синтеза.



Игры для детей с ФФНР

«Похоже - не похоже»

Из каждых четырех названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-рак

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток


«Поймай звук»

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А


Лото «Назови картинку и найди первый звук»

Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.


«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.


«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т.е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.

Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.