Игры и игровые моменты на уроках математики в условиях обучения на дому детей с умственной отсталостью

3
0
Материал опубликован 4 April 2021

«Игры и игровые моменты на уроках математики в условиях обучения на дому детей с умственной отсталостью»

из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ Кулундинской СОШ № 1

Евтушенко Татьяны Ивановны



Чтобы достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми, необходимо «умело, умно, мудро, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесёт человеку личное счастье».

В. А. Сухомлинский

    Несколько лет я обучаю математике детей с умственной отсталостью на дому. Дети с недостатками в умственном развитии требуют особого подхода. Для этих детей почти всё трудно, поэтому каждый урок приходиться решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Эти учащиеся особенные, и не только потому, что отстают в психическом и интеллектуальном развитии. Почти все они из неблагополучных семей. Этим детям не хватает внимания, общения. Часто дети замкнуты. Поэтому из своих наблюдений и опыта работы могу сказать, что, во-первых, необходимо хорошо наладить контакт с детьми, что иногда даётся с большим трудом. Поэтому я всегда отношусь к ребёнку спокойно, доброжелательно. Выясняю, чем любят заниматься дети, что их интересует, волнует. Пытаюсь вызвать у детей доверие, создаю у ребёнка субъективное переживание успеха, постоянно отмечаю его достижения, делаю всё возможное, чтобы дети поверили в свои силы, чтобы учёб стала для детей посильной.

    Задачи преподавания математики у данной категории детей состоят в том, чтобы дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств. Поэтому на уроках математики использую игры и элементы игры, так как именно игра является мощным стимулом в обучении. Игры повышают интерес к занятию, способствуют лучшему пониманию материала. Всякая игра, предложенная на уроках математики, не может быть самоцелью. Она обязательно должна нести на себе смысловую нагрузку, т. е. игра должна развивать мышление ученика, развивать его кругозор. В условиях обучения на дому для учащихся подбираю игры индивидуального характера. Цель каждой игры преследует развивать определённые знания, закрепить некоторые навыки, дать разрядку от напряжённой умственной работы.

    Применение на уроках математике дидактических игр даёт возможность детям наблюдать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать предметы по тем или иным признакам, производить доступные ему анализ и синтез, делать обобщения. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, требуют не только умственных, но и волевых усилий, организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ученика с его уже привычной для него деятельности. Тем самым облегчает ребёнку надомного обучения переход от игры к серьёзной умственной работе. В дидактической игре её замысел, правила, действия и включённая в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. Считаю, что дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей надомного обучения с умственной отсталостью, так как заинтересовывают даже самых инертных учеников. При подборе игр учитываю наглядно-действенный характер мышления умственно отсталого ребёнка. Необходимо так же помнить о том, что игры должны содействовать всестороннему развитию психики детей, их познавательным способностям, речи. В том случае, если занимательная игра доступна ученику, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ученику интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, измерить, вычислить, которая его увлекает. При этом ученики пользуются двумя видами поисковых проб: практическим (действия, перекладывания, измерения) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска выдвижения гипотез, решения, ребята проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий.

    При формировании у учащихся математических представлений хорошо использовать занимательные по форме и содержанию разнообразные игровые упражнения. Игровые упражнения отличаются от дидактических игр по структуре, назначению, уровню самостоятельности. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры. Назначение их - упражнять учеников с целью выработки умений, навыков. Я, как учитель, дою задание, контролирую ответ, а ученик при этом менее самостоятельный, чем в дидактической игре. Немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам. Они интересны для учащихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска, ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии учеников. Решение разного рода нестандартных задач способствуют формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, смекалки, сообразительности, пространственных представлений. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у учеников данной категории интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений. Применяю на уроках задачи на смекалку, которые различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ученик включается в активный поиск путей решения, стремясь при этом к конечной цели. Организуя эту работу, я как учитель, ставлю цель - учить учеников приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приёмов , способов, образцов решения.

   В заключении хочу сказать, что потребность в игре у умственно отсталых детей использую и направляю в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Когда ребёнок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятия заметно возрастает. Формирование любых навыков и умений у таких детей требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему привлекательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребёнок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счёте, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Игры, созданные специально в учебных целях, способствуют и общему развитию детей, расширяют их кругозор, обогащают словарный запас, развивают речь, учат использовать математические знания в изменённых условиях, в новой ситуации. Всё это свидетельствует о большом коррекционном значении игр.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.