Статья «Игры с использованием музыки на уроках английского языка в средней школе»
Игры с использованием музыки на уроках английского языка в средней школе
Автор: Филимонова В.Н.
Составляя план урока, я всегда задаю себе один и тот же вопрос: «Чему я могу научить школьников 21 века и как сделать процесс обучения эффективным и интересным?» Ведь наши ученики это – дети, не представляющие свою жизнь без интернета, который открывает им двери в огромный многокультурный мир, где практически невозможно обойтись без знания английского языка.
Система преподавания иностранного языка сегодня значительно отличается от той, которая использовалась 20-30 лет назад. Совсем недавно учащиеся сидели за партами и внимали словам учителя, который большую часть урока демонстрировал своё владение иностранным языком. Однако нынешний век диктует нам совершенно другие требования: современные школьники должны стать активными участниками процесса обучения, а роль учителя – направлять их и стимулировать к открытию новых знаний.
К сожалению, чаще всего это остается только теорией. В большинстве российских школ практикуется традиционный грамматико-переводной метод обучения. В начале урока педагог предъявляет новые лексические единицы или грамматические конструкции, затем идет работа с текстом, во время которой учитель иногда переводит не только предложения, но и каждое слово. Далее учащиеся отвечают на вопросы по тексту, и когда до конца урока осталось 5 минут, школьники выполняют упражнения. Звенит звонок. Данный урок английского языка, практически ни чем не отличался от урока математики, только вместо цифр были слова. Зарубежные преподаватели иронически называют подобный метод преподавания «Немой английский язык».
А теперь вернемся к вопросу, который задавался в начале статьи: «Чему я могу научить школьников 21 века и как сделать процесс обучения эффективным и интересным?» Прежде всего, педагог должен научить детей общаться на иностранном языке. Это ключевое умение возможно развить, используя коммуникативную методику обучения. Однако каждый учитель сейчас может подумать: «Как организовать учебный процесс по коммуникативной методике, чтобы снова не скатиться к привычному грамматико-переводному методу?» Одним из инструментов для формирования навыков грамотной и беглой речи на английском языке может считаться игра. Но как заинтересовать школьников, чем привлечь их внимание? Представьте себе современного ребенка: он не расстается с телефоном, делает домашнее задание и переписывается с друзьями в социальных сетях, при этом, не вытаскивая наушники из ушей, так как не может жить без музыки. Стоп. Вот и ответ на наш вопрос. Внимание наших школьником можно привлечь только тем, что им действительно интересно – игры и музыка. Далее я предлагаю вам узнать, как включить оба этих понятия в свой урок.
Важно отметить, что существует несколько причин, по которым игры заслуживают того, чтобы быть внесенными в план урока. Во-первых, они делают процесс изучения иностранного языка веселым и приятным, что помогает поддерживать интерес всех учащихся во время урока. Учитель не сможет научить тех, кто не участвует в процессе обучения. Во-вторых, игра помогает наладить отношения между учащимися, создать позитивную атмосферу, где все учащиеся равны. В-третьих, игра может стать отличным способом развития навыков общения в ситуациях, приближенных к реальной жизни (в магазине, в путешествии и т.д.). В этот момент учитель предоставляет инициативу учащимся, которые осознают свою значимость и вынуждены найти способы и средства для решения поставленной коммуникативной задачи.
Итак, мы поняли, что без игры нам не обойтись. Наступает момент, когда учитель решает провести игру на уроке. Но что-то пошло не так: во время игры школьники скучали, между собой не общались, некоторые молчали, а кто-то сказал, что уж лучше бы текст какой-нибудь прочитали, вместо этой игры. Для того чтобы игра эффективно работала на уроке и поставленные учителем цели и задачи были достигнуты, необходимо соблюдение следующих правил и условий:
1. Определите, чему должны научиться школьники и, какая игра подходит для этого наилучшим образом.
2. Определите, какая игра подходит для того количества учащихся, которое имеется в вашем классе, а также для их уровня владения английским языком и возраста. Младшим школьникам нравятся активные игры, в то время как старшие предпочитают сидеть за партой. Убедитесь, что все учащиеся будут в состоянии понять правила игры.
3. Адаптируйте игру: упростите, если есть необходимость. Лексика должна быть знакома учащимся, иначе детям будет неинтересно.
4. Заранее позаботьтесь о необходимом оборудовании: бумага, карточки, маркеры, клей и т.д. Для того чтобы ничего не забыть, заранее прокрутите в голове всю игру, возможно, вы что-то упустили.
5. Найдите самый простой способ объяснения правил игры. Если дети будут слушать ваши запутанные объяснения, то они потеряют интерес ещё до начала игры. Если есть необходимость, то можно провести демонстрационный тур, тогда всем будет понятно, что от них требуется.
6. Во время игры удостоверьтесь, что у всех есть возможность поучаствовать. Не позволяйте ученикам прятаться за спинами других и не участвовать в игре, старайтесь вовлекать в учебный процесс всех учащихся. Каждый должен понять свою значимость для команды.
7. Заканчивайте игру на позитивной ноте. Это всегда стимулирует и мотивирует учащихся, особенно это является актуальным для проигравшей команды (если речь идет о соревновательной игре). Вы можете подготовить небольшие призы, или придумать другие формы поощрения. Например: аплодисменты, похвала одних учащихся другими или особые привилегии, как например выбор особого домашнего задания для проигравшей команды.
8. Несмотря на то, что игра призвана снимать напряжение, она также может и надоесть. Как только у учащихся появляются первые признаки усталости, стоит прекратить игру и переключиться на другой вид деятельности.
А теперь перейдем непосредственно к играм. Как указывалось выше, все игры будут связаны с музыкой. На одном из уроков в 7 классе при изучении темы Present Continuous я предложила детям текст песни «Lemon Tree» с пропусками. В моем понимании, это было идеальным вариантом для закрепления данного времени, так как практически все глаголы там употреблены в Present Continuous. Однако к данному заданию дети отнеслись без интереса, так как эта песня была им незнакома, и они никогда её раньше не слышали. Из этого я сделала один главный вывод – песня должна быть популярной среди учащихся!
1. Игра «Случайная буква»
Цель: набрать наибольшее количество очков.
Учитель задает тему, например: «Еда». Ученики разделены на команды по 3-4 человека. У каждого учащегося 3-5 небольших пустых карточек. Учитель включает песню про алфавит, а затем останавливает её на любой букве. Учащимся необходимо записать одно слово по заданной теме на карточке, которое начинается на ту букву, которую они услышали последней. На это им дается 5 секунд. Далее снова включается песня и так продолжается пока не будут заполнены все карточки. Далее подсчитывается то, количество баллов, которое набрала команда.
Дополнительные задания к игре.
1) Учащимся предлагается разложить заполненные карточки так, как показано на схеме 1 или схеме 2:
Схема 1: Схема 2:
carrot |
water |
bread |
egg |
tomato |
jam |
banana |
||
milk |
lemon |
rice |
apple |
potato |
beans |
pasta |
||
meat |
butter |
orange |
oil |
cheese |
Coke |
chips |
||
flour |
melon |
tea |
sandwich |
После того как учащиеся разложили карточки, им необходимо составить предложения с этими словами, например: «Я люблю …, но я не люблю …». Необходимо использовать слова, которые находятся на одной линии по горизонтали, вертикали или диагонали, или употребить как можно больше слов в одном предложении.
2) Еще одним вариантом продолжения этой игры является задание «Угадай по описанию». Каждый участник команды выбирает одну карточку и описывает слово, которое на ней написано, другая команда пытается отгадать.
3) «Да/нет». Каждый участник команды выбирает одну карточку, а другая команда пытается отгадать, что на ней написано при помощи уточняющих вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет».
2. Игра «Найди слово».
Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека. Учитель включает песню и просит команды внимательно послушать текст и записать глаголы, существительные, прилагательные, которые они услышали. Каждый участник записывает слова определенной части речи. Выигрывает та команда, которая записала больше слов.
В качестве примера возьмем музыкальную композицию Риты Ора «Anywhere».
Time flies by when the night is young
Daylight shines on an unexposed location, location
Bloodshot eyes looking for the sun
Paradise we live it, and we call it a vacation, vacation
You're painting me a dream that I
Wouldn't belong in, wouldn't belong in
Over the hills and far away
A million miles from L.A
Just anywhere away with you
I know we've got to get away
Someplace where no one knows our name
We'll find the start of something new
Just take me anywhere, take me anywhere
Anywhere away with you
Just take me anywhere, take me anywhere
Anywhere away with you.
(https://www.amalgama-lab.com/songs/r/rita_ora/anywhere.html )
Nouns |
Verbs |
Adjectives |
time |
fly |
young |
night |
shine |
unexposed |
daylight |
look |
new |
Для развития коммуникативной компетенции учащихся, можно предложить им составить предложения с записанными словами. Однако это задание может является только началом для изучения и обсуждения определенной темы. Так основной идеей этой песни является попытка начать жизнь с чистого листа в другом месте. Можно попросить учащихся поразмышлять и высказать свои идеи, куда бы они хотели отправиться жить и почему, если бы имели такую возможность. Уместно будет провести ролевую игру «В туристическом агентстве», где школьники будут играть роли туриста и работника турбюро. При этом можно обозначить определенные условия, например, использовать в речи слова и фразы из песни.
Подводя итог, стоит отметить, что игры являются незаменимым средством для развития навыком коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка. В то время как при традиционном грамматико-переводном методе обучения школьники являются лишь пассивными слушателями и говорят об английском языке, пытаясь запомнить слова и правила грамматики, то при использовании коммуникативной методики с применением игр растет их интерес и мотивация к выражению своих мыслей на иностранном языке, у них появляется возможность развивать и практиковать навыки чтения, письма, аудирования и говорения. Очень важным фактором является соблюдения правил отбора и проведения игр на уроке. Свою статью мне хотелось бы закончить цитатой Конфуция «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».
Список использованных источников:
1. Carrier, Michael. (1980). Take 5 Games and Activities for the Language Learner. Edinburgh: Nelson’s Company
2. Lestari, Lies. (2013). Games and Music in English Language Teaching. https://www.researchgate.net/publication/316922487
3. MaCallum, G.P. (1980). 101 Word Games. Oxford: Oxford University Press
4. Rixon, Steven. (1981). How to use Games in Language Teaching. London: Macmillan
5. Using Games in the Language Classroom https://www.flickr.com/photos/eltpics/
6. Zhu, Deguang. Using games to improve students’ communicative ability. / Journal of Language Teaching and Research, Vol.3, №4, pp.801-805, July 2012