12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Решетникова Ольга Юрьевна22
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»
10

Игры с цветными крышками в развитии мелкой моторики пальцев рук и межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ.

Игры с цветными крышками в развитии мелкой моторики пальцев рук и межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ.

Решетникова О.Ю., учитель – логопед

МКДОУ детский сад комбинированного

вида №2 «Светлячок» г.Вятские Поляны

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие мелкой моторики кистей рук. Как правило, возникают и нарушения межполушарного взаимодействия, нарушения координации всех видов движений, а также недостаточность кинестетических ощущений, что приводит к затруднениям в формировании точных движений кисти и пальцев рук. Это в свою очередь затрудняет или замедляет процесс формирования графомоторных навыков, необходимых для овладения процессом письма.

Я обратила внимание, что цветные крышки от детского питания Фруто Няня, используемые в играх с детьми с ограниченными возможностями здоровья, могут быть прекрасным инструментом для развития мелкой моторики пальцев рук и межсенсорных связей. Игры с крышками развивают внимание, мышление, координацию, смекалку, способствуют формированию и усвоению знаний о сенсорных эталонах. Они вызывают интерес у детей и поддерживают его на протяжении всего задания. Данные игры функциональны, вариативны в плане применения, эстетически привлекательны для детей и способствуют решению многих (образовательных) интеллектуальных задач.

Игры могут быть использованы как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей и взрослых. Заинтересованные родители могут использовать эти игры дома.

В своей работе с детьми с ОВЗ я систематически использую игры и упражнения с цветными крышками. Каждая группа игр способствует достижению определенных целей.

Для того чтобы игры прошли увлекательно и полезно я придерживаюсь следующих рекомендаций:

- перед началом игр выполняем небольшую пальчиковую гимнастику;

- игры подбираю индивидуально для каждого ребенка, учитываю интересы и возможности (но не более 3 игр за одно занятие);

- повторяем предыдущую игру, прежде чем приступить к новой игре;

- играю вместе с детьми (параллельно);

- не тороплю в выполнении игрового задания, а поддерживаю и подбадриваю;

-внимательно отношусь к сигналам, говорящим об усталости ребенка, снижению интереса (в зависимости от ситуации можем прервать игру, либо после небольшого перерыва продолжить и завершить ее).

.

Игры для развития точности движений пальцев рук:

Игра «Возьми и положи».

Цель: Учить слушать, понимать и действовать согласно речевой инструкции педагога. Следить за движением рук и под контролем зрения направлять руку к предмету захватывая его. Учимся действиям хватания и перемещения предметов.

Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку определенного цвета и выполнить действия с ней, т.е. поместить в бутылку.

Игра «Рыбалка».

Цель: Развивать зрительно- двигательную координацию, тонкую моторику рук, сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: 2 таза (один с водой), крышки разного цвета, сачок.

Ребенку предлагается сначала бросить крышки в таз с водой, а потом выловить их сачком и положить в пустой таз.

Игра «Накорми Ёжика»

Цель: Учимся действиям точного захвата и перемещения предметов кистью руки.

Оборудование: бутылка с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки; крышки разных цветов.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять из корзины крышку и выполнить действия с ней, т.е поместить в бутылку.

Игра «Спрячь крышку»

Цель: Развивать координационные действия рук; учить действиям хватания и ощупывания предметов.

Оборудование: крышки разного цвета.

1 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку в ладошку, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что много крышек не помещается в ладошке, а одну можно спрятать.

2 вариант: Ребёнку предлагается спрятать сначала одну крышку между ладонями, а затем две (три)/много. Обратить внимание ребенка на то, что одна крышка помещается в ладошке, а много спрятать сложно.

Игра «Пошагаем»

Цель: Развивать координированные движения пальцев рук;

Оборудование: дорожки разной формы из крышек разного цвета.

Вариант 1: «Шагаем» по дрожкам, нажимая указательным пальцем на каждую крышку на дорожке

Вариант 2: «Шагаем» по дорожке указательным и средним пальцем руки последовательно.

Игра «Забей гол».

Цель: Учить слушать и понимать речевую инструкцию и действовать согласно ей. Следить четким за движением пальцев рук. Выработка силы мышц пальцев рук.

Оборудование: крышки, воротца.

Вариант 1: Предлагается забить крышку в ворота движением «щелчок» большим и указательным пальцем.

Вариант 2: Предлагается забить крышку в ворота движением «щелчок» большим и средним (и последующими пальцами) пальцами.

Вариант 3: Дети сидят напротив друг друга и забывают крышку через ворота.

Усложнением всех игр этой группы может быть:

- указание определенного цвета крышки. Например, «Поймай только красные крышки», «Сложи в бутылку только зеленые крышки».

-указание руки, которой выполняется движение.

Эти игры эффективно использовать в работе с неговорящими детьми, т.к. при их выполнении можно проговаривать различные звукоподражания, отдельные слова, расширять глагольный словарь. При этом проговаривание происходит в игровой форме, вызывает у детей положительные эмоции, что помогает быстрее запоминать новые речевые формы и вводить их в активный словарь.

II Игры на закрепление сенсорного эталона «Цвет»:

Игра «Разложи по цвету».

Цель: закрепление сенсорного эталона «Цвет», развитие мелкой моторики.

Оборудование: крышки разного цвета, ведерки или бутылки с диаметром горлышка чуть больше диаметра крышки.

Ребенку предлагается по инструкции взрослого взять крышки и выполнить действия с ними, т.е поместить в ведерко или бутылку определенного цвета.

Игра «Составь схему»

Цель: учим соотносить правильно цвет; развитие мелкой моторики.

Оборудование: цветовые схемы, цветные крышки.

Просим ребенка составить соответствующую схему, путем наложения крышки на круг такого же цвета на схеме.

Усложнение: выложить схему на столе, не накладывая крышки на саму схему.

Игра «Цветное поле»

Цель: закрепить умение соотносить цвета, развитие зрительно-двигательной координации.

Оборудование: поле с цветными квадратами разного цвета, цветные крышки.

Ребенку предлагается поставить крышки на соответствующий по цвету квадрат и заполнить всё поле.

Игра «Подбери заплатку».

Цель: различение крышек по цвету, развитие мелкой моторики.

Оборудование: цветные крышки, набор предметных картинок с заплатками.

Ребенку предлагается подобрать «заплатку» к каждой картинке. Если речевые возможности ребенка позволяют, то называем цвет, чётко проговаривая слова.

Усложнение: игра может быть использована для усвоения согласования прилагательных и существительных (например, синяя заплатка; синий дом; синяя заплатка на синем доме)

Игра «Раскрась картинку»

Цель: уметь соотносить цвета, формировать точность движений пальцев рук.

Оборудование: набор предметных цветных картинок с не раскрашенными кругами; цветные крышки.

Ребенку предлагается подобрать крышки соответствующего цвета и поставить их на картинку, т.е «раскрасить» картинку.

Игра «Найди лишнюю крышку»

Цель: формировать умение выделять лишний предмет по цвету.

Оборудование: цветные крышки.

Взрослый выстраивает ряд из 4 крышек, где одна крышка другого цвета. Просим ребенка найти лишнюю крышку.

Игра «Продолжи ряд»

Цель: развитие мышления, внимания, закрепление цветовых эталонов, развитие мелкой моторики.

Оборудование: крышки разного цвета.

Взрослый начинает выкладывать определенный сериационный ряд. Ребенок должен продолжить его, уловив суть серии фишек.

III Игры, направленные на формирование звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематических процессов и обучение грамоте:

-возьми столько крышек, сколько раз я хлопнула;

-соотносим цветовое обозначение крышки и звука (например, гласные звуки – красные фишки);

- показываем крышкой место звука на схеме слова;

- выкладываем схему слова крышками;

- придумай столько слов на заданный звук, сколько крышек перед тобой.

IV.Игры, способствующие формированию навыков конструирования:

- строим башни из крышек одного цвета; разных цветов;

- соединяем крышки между собой, строим дорожку;

- собираем плоскостные рисунки, соединяя крышки между собой (простейшие схемы изображены на самих пакетиках с детским питанием);

- создаем объемные фигуры по схемам.

V. Игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:

В данную группу включаются предыдущие игры, но движения выполняются только правой, только левой, а затем обеими руками одновременно. Это обеспечивает включенность в работу обоих полушарий головного мозга.

При регулярном выполнении игр с крышками наблюдаются положительные изменения в развитии воспитанников с ОВЗ:

- улучшается усидчивость;

- укрепляются мышцы кистей и пальцев рук;

- повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля;

- формируются межполушарные связи;

- улучшается сенсорная и пространственная координация;

- развивается зрительно-моторная координация;

- появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Эти игры можно использовать не только в работе с детьми с ОВЗ, но и с детьми с нормальным психофизическим развитии.





Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.