12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панфилова Любовь Анатольевна51
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДДК «Ровесник» города Челябинска»

ПРОГРАММА

Игровая программа «Клуб «Вершина»

на развитие учебной мотивации в

в летнем городском лагере

Составитель: Панфилова Любовь Анатольевна,

педагог дополнительного образования

Челябинск, 2018 г.

Пояснительная записка.

Многие согласятся, что тема программы для летнего лагеря необычна. Лето – это же время для отдыха и развлечений, скажет большинство. И вообще, возможно ли развивать мотивацию обучения во время каникул?

Поскольку мы предлагаем городским (школьным) летним лагерям программы дополнительного образования для детей, чаще всего темы программ рождаются от запросов со стороны родителей и педагогов, и очень редко - со стороны самих детей.

Размышляет родитель, например, о том, что позволит его сыну или дочери стать более успешным в школе, больше успевать, захотеть учиться. И приходит ему в голову услышанное от кого-то мнение, что психолог мог бы в этом помочь. Часть родителей используют шанс получить искомое у школьного психолога или консультанта детского развивающего центра. Нередко в рекомендациях специалиста звучит сожаление, что нужные навыки и умения должны вырабатываться в деятельности, то есть когда ребенок, подросток делает САМ какие-то шаги для повышения общей успешности, для отслеживания желания учиться или развития навыков эффективного учения. А чаще всего именно таких дел подросток и избегает. Потому что не умеет. Потому что не привык радоваться преодолению маломальских серьезных преград и гордиться собой, и ставить цели, и планировать их достижение.

Сама по себе деятельность в направлении саморазвития возможна у очень малого числа младших подростков. И нормативно начинаться она должна где-то в период перехода от подростничества к юношеству, т.е. в возрасте 15-16 лет. А в нынешнее время период «перехода» к взрослению затягивается и на далекие 20 и более лет.

Специалист скажет: есть пути научить этому. В любом возрасте. И эти пути, ВСЕ ДО ЕДИНОГО, обязательно связаны с игрой. Просто игра бывает разной. Но в любом возрасте есть игры, участвуя в которых, человек получает новый опыт. Опыт общения и отстаивания своего мнения, опыт уважительного отношения к оппоненту, когда разногласия на виду и нервируют. А еще опыт понимания себя и других, опыт взгляда по-новому на свою жизнь. И понимание ресурса времени, которое каждый расходует по своему усмотрению.

А основа всего этого – работа в группе. Где все – такие же, как ты, где ты признаешь условия и требования, где ты отвечаешь за себя и свои слова и чувствуешь, что нужен группе. И группа тебя благодарит. За то, что ты – уникальный, за то, что рядом.

Вот так рождалась программа. Была поставлена цель – повышение у ребят уверенности в себе, развитие мотивации к учению, развитие у мальчишек и девчонок среднего подросткового возраста навыков конструктивного общения.

Эти цели, как оказалось, могут ставить практически все. Разумеется, каждый на своём уровне. Но победить многие свои проблемы, подняться к вершинам возрастного развития, научиться управлять своей жизнью возможно в любом возрасте.

Для этого надо только включиться в такую разработанную и специально структурированную деятельность, как групповые занятия в летнем творческом объединении.

Пожалуй, самая трудно достижимая цель – развитие мотивации учения. Что говорит наука? А наука итожит: формирование мотивации учения – это создание на занятиях условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания учеником их и дальнейшее саморазвитие, т.е. развитие им самим своей мотивационной сферы.

Мотивацию нельзя тренировать непосредственно, как, например, чистописание, нельзя мотивации научиться, как, например, таблице умножения. Её можно только стимулировать, развивать, повышать и т.п.

Дело в том, что мотивация к делу развивается.. в деле. А какое дело можно предложить ребятам летом? Ответ напрашивается такой: дело, в котором развиваются мотивация быть умным, где оттачиваются навыки качественного учения (памяти, логики, риторики) и нарабатывается опыт радостных эмоций от ощущения своего успеха и высокой самооценки. А если наряду с этим предложить младшему и среднему подростку еще и развитие навыков уверенного поведения?

Есть и еще одна важнейшая цель у программы: удовлетворить специфически подростковые потребности. Специалисты говорят о следующих: потребность в стимуляции, потребность в событиях, потребность в узнавании, в признании и достижении, а также потребность в структурировании времени.

Потребность в стимуляции удовлетворяется, когда общение инициирует активность человека, его стремление действовать, поднимает эмоциональный тонус.

Потребность в событии приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречается со знакомыми людьми, когда происходит социальное подтверждение личности со стороны окружающих, тем самым подтверждается его самоидентификация.

Потребность в достижении и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека и самоуважением.

Потребность в структурировании времени удовлетворяется на основе той формы ритмичности жизнедеятельности, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Место действия программы - городской школьный лагерь, т.е. школа. В городском летнем лагере каждый год дети на время смены выбирают себе кружок, занятия в котором могут быть ежедневными или 2-3 раза в неделю. Длятся такие занятия обычно 1,5 часа. Кружки логично вписаны в расписание работы лагеря и подводят итог своей деятельности на общем Фестивале достижений в конце смены. Всю смену работают знакомые всем кружки: изостудия, игры на гитаре и балалайке, хип-хоп и уличного танца, шахматный и футбольный клубы. И вместе с ними выстраивает свою работу клуб «Вершина».

Режим работы клуба. Встречи клуба проходят ежедневно. В те дни, когда весь лагерь, т.е. все до одного ребята отправляются на соревнования или на просмотр кинофильма, занятие клуба переносится на следующий день. Таким образом, за смену в 18 дней проходит 10 занятий клуба.

Режим занятий: 10 занятий 3-4 раза в неделю, длительность 1 занятия 1,5 часа (2 учебных часа).

Итак, кратко - о целях программы клуба «Вершина» для летнего городского лагеря, её задачах и оргмоментах.

Цель: включая подростков в игру и используя систему психологически продуманных приемов, стимулировать развитие социальных и познавательных мотивов учения, содействуя формированию установок и мотивации к обучению, а также навыков эффективного самообучения (учения) и уверенного поведения.

Задачи:

    1. Развивать коммуникативные навыки, а также - навыки партнерского участия в дискуссии.
    2. Учить подростков смотреть на себя как на человека, отвечающего за свое развитие.
    3. Повысить и скорректировать самооценку участников.
    4. Обучить видеть в процессе учения личностно значимые моменты и развивать нестандартный взгляд на самообучение.

Участники: школьники 5-6 или 6-7 классов общеобразовательной школы (в зависимости от наполняемости лагерной смены). Запись в клуб происходит в первый день лагеря, ограничение по количеству – не более 10-12 человек.

Основные режимные моменты.

Каждая встреча клуба распланирована, и приблизительно по времени сориентированы все режимные моменты.

МУР – момент утренний режимный: каждый раз по-новому организуется встреча участников, используются психотехнические упражнения Института Тренинга (г.С-Петербург), уточняется количество разыгрываемых в этот день фишек Ай-кьюшек и Арт-кьюшек, производится настрой на занятие. Длительность до10 минут.

СИНКЛИТ ЛЕГАТОВ – «высокий совет послов (дипломатических представителей)» - дискуссия на заданную тему для обнаружения чего-то важного для всего ребячьего сообщества, возможно, чего-то нового, над чем ранее не задумывались. Длительность – до 20 минут.

Таким образом, каждый день на встрече участников клуба есть время для развития навыков ведения дискуссии. Фразы, которыми участник привлекает внимание к своему мнению, высказывает согласие/несогласие с отдельным мнением, оценивает чужое мнение – развешены по стенам. Это фразы: «Хочу добавить. Моё мнение…», «Мнение ..(Имярек) интересное. Ещё есть такое мнение…», «Нравится мнение…(Имярек) Либо «Согласен с…, потому что…».

АУКЦИОН – «продажа» или розыгрыш жетонов «Ай-кью» и «Арт-кью» для покупки технологии, которая помогает в решении «сложной интеллектуальной задачи». (до10 минут)

Технологии просты: помощь Главного Легата (педагога дополнительного образования, ведущего Клуба), эксперимент, фотосъёмка, аудиозапись, рисование (записывание), словарь (книга), интернет-поисковик.

СТАЛКЕРЫ – решение «сложных интеллектуальных заданий». Продолжительность режимного момента – около 15 минут. Название режимного момента сообщает, что ребятам предстоит «двигаться» по сложной, неизученной и неопределенной «территории» сложных знаний.

ДАНС-ХОЛЛ - двигательная разрядка с разучиванием простых танцевальных движений под современную музыку. Обязательное условие- каждый раз новый участник показывает своё движение для дискотечного танца и обучает ему других участников клуба. Участники приносят любимые мелодии и обязательно рассказывают об исполнителях. Их музыка для танца принимается, т.е. используется, только в том случае, если есть рассказ об исполнителе, о музыкальной композиции. В крайнем случае- о музыкальном направлении, к которому относится выбранная музыкальная композиция. Ведущий также каждое занятие клуба готовит какой-то музыкальный фрагмент и готовится кратко рассказать о музыкальном направлении и наиболее известных исполнителях. (до 15 минут)

СОЛ-ЧАС – «соловьиный» час – разучивание общих песен и пение их наизусть под гитару. (до 15 минут)

СИЕСТА – отдых с элементами медитации под релаксационную музыку и с проговариванием мотивирующих фраз. (до 10 минут)

ВУДТ – время уборки домашней территории.

ПОСЛЕДНИЙ АККОРД – групповое прощание. Все участники кладут свою руку на протянутую в центр круга руку ведущего. Соединяют руки и, легко чуть подбрасывая вверх соединенные руки, произносят: «Всем-всем до свиданья, всем-всем удачи!», расцепляя их на последнем слове.

За интересную мысль на дискуссии, за решение или предложение хода решения «сложной интеллектуальной задачи» любой из участников также может получить жетон «Ай-кьюшка», за активное участие в творческих моментах или за помощь другим участникам – жетон «Арт-кьюшка». Но главное - жетоны можно получить, показав (представив) на Аукционе что-то, что участник умеет делать лучше других. Это может быть все, что угодно: от умения играть на музыкальном инструменте до знания флагов всех стран мира. Каждый день разыгрывается разное количество жетонов (в зависимости от сложности предлагаемой ребятами деятельности и количества жетонов, остающихся на руках у участников клуба). Они могут остаться невостребованными и переходить на другой день для розыгрыша.

На жетоны можно «купить» технологию для решения «сложной интеллектуальной задачи». Для этого придется договариваться и складываться нескольким членам клуба. Отдельный член клуба может купить на 1 день звание «Виртуальный солдат», который может всё время, отведённое на занятие, заниматься своим любимым делом. Но с обязательным условием: результат дела должен быть полезен для всех участников. Например, один из подростков, купив звание «Виртуальный солдат», сплёл для всех участников клуба браслеты из ниток.

Также можно купить на 1 день «Одинокий остров», что предоставляет возможность одному из ребят присутствовать на занятии клуба, но не участвовать ни в дискуссии, ни в Данс-холле или в групповом запеве. Но снова есть обязательное условие: посетивший «одинокий остров» в конце занятия говорит, что он может отметить как удачное и наиболее понравившееся, а также, кого из ребят и за что он смог бы отметить особо в этот день.

За неверное решение «сложной интеллектуальной задачи», до момента «покупки» и использования технологии, «Ай-кьюшка» может быть отобрана (но если размышление в верном направлении, хотя задача и остаётся нерешенной, жетон остаётся у участника).

План каждого заседания клуба «Вершина».

    • Утренний режимный момент – «МУРР»
    • Групповая дискуссия на заданную тему – «Синклит легатов».
    • Презентация ребятами своих достижений и умений – «Аукцион».
    • Групповое решение задач на смекалку и логику – «Сталкеры».
    • Обучение несложным движениям под современную музыку, ознакомление с некоторыми направлениями современной музыки- «ДАНС-холл».
    • Участие в групповом пении задорных объединяющих вожатских песен – СОЛ-час, «Час соловья».
    • Расслабление с закрытыми глазами в позе «кучера» на стуле (или на ковриках-«пенках») под медитативную музыку и использование техники самовнушения, самоустановки на успех и реализацию потенций, «Сиеста».
    • Приведение аудитории в порядок – «ВУДТ», время уборки домашней территории.
    • Единое прощание – «Последний аккорд».

Планируемые результаты.

    1. Участники программы отметят качественные сдвиги в самооценке. Самооценка корректируется, до «адекватной, высокой».
    2. Корректируется шкала ценностей. Ценность образования и самообразования в индивидуальной шкале-ранжировании повышается (коэффициент уменьшается).
    3. Участники программы более уверенно чувствуют себя в группе и осознают свой коммуникативный потенциал.
    4. Добавочный эффект - появляются признаки команды: близость восприятия целей и ценностей, уважительное отношение к команде; единый словарь, понимание с полуслова; акцент на то, что происходит, а не на поиск виновных; общие разделяемые всеми правила. К концу смены становится очевидным осознание уникальности команды: возможность быть таким, как есть, и всех принимать до того момента, пока это не влияет на эффективность действия команды.

Механизм и критерии оценки результатов программы.

Для отслеживания самооценки используется методика «Лесенка», где на лестницах «уверенности в себе», «общительности», «талантов», «характера» и «успешности в жизни» ребята помещают себя в виде кружочка (т.е. находили свое место среди других) сегодняшнего и в будущем. Такая операция проводится дважды- перед началом работы клуба и в последний день.

Критерий повышения самооценки- более высокое положение кружка «Я-сам» во второй раз проведения методики.

Для отслеживания ценностных ориентаций используется упрощенный вариант методики «Ранжирования ценностных ориентаций» М.Рокича. В последний день работы клуба ребятам предлагается проранжировать, т.е. расставить по убыванию субъективной ценности различные социально-психологические феномены: творчество, образование, воспитанность, семья, друзья, здоровье, красота, удовольствия. Критерий эффективности программы: ценность образования должна определяться 1-4 местом в индивидуальном ряде.

Для отслеживания самоощущений от участия в программе, т.е. субъективных изменений, предлагается в вольной форме ответить на вопросы: Что показалось тебе наиболее значимым(интересным) за прошедшую лагерную смену? Что изменилось в тебе? И если это чувствуешь, опиши.

Перед окончанием смены, по завершении программы, ребятам предлагается также в кругу ответить вслух на следующие вопросы: Какие мысли тебя посещали? Чем бы сейчас ты хотел поделиться? Стал ли ты чувствовать себя более уверенно? Что этому помогло? Кому особо ты хотел бы сказать спасибо?

Кадровые условия.

Ведущий программы, руководитель Клуба «Вершина», должен быть сам активным увлеченным человеком, не без актерских способностей! А, главное- верить в те идеи, которые он высказывает и отстаивает. Подростки очень чутко реагируют на ложь.

Материально-техническое оснащение:

В обязательном порядке – стулья по числу участников, поставленные в круг; колонка с возможностью прослушивания аудиозаписей, набор фонозаписей для релаксации; листы бумаги А4 и карандаши: подготовленные карты и карточки, энциклопедический словарь или интернет с необходимым гажджетом и поисковиком (см.содержание программы); «пенки»-коврики для релаксации; гитара для часа пения (либо, что гораздо хуже – «минусовки» для выучиваемых песен).

Содержание программы клуба «Вершина».

Темы для дискуссий:

    1. Нужно ли и для чего нужно учиться? (обсуждаем цели: личный интерес, социальные ожидания, стремление к достижениям)
    2. Что такое «учиться» и что такое «хорошо учиться»? (обсуждаем методы учения, делаем выводы о потенциале внимания, памяти, логического и образного мышления, силы воли
    3. Что помогает успеху? (в том числе в школе) (обсуждаем, что такое «вера в себя», умение планировать, ставить цель, оценивать достижение цели)
    4. План - хорошо или нет? (обсуждаем, как по плану делать уроки, отдыхать в промежутках и структурировать время).
    5. Работать нельзя отдыхать: где запятая? (обсуждаем умение планировать отдых, в том числе праздник Дня рождения или Нового Года, используя таблицу ТРИЗа).
    6. Что делать, когда приходит Лень? (обсуждаем виды лени, отношение к лени, ищем способы «дружбы» с ленью с пользой и удовольствием).
    7. Кого считают «уважаемым»? (обсуждаем социальные навыки, навыки нестандартного использования знаний в самых разных случаях. Например, их использование героиней приключенческого романа И. Хмелевской «Что сказал покойник»).
    8. Ошибка - хорошо или плохо? (обсуждаем реакции на различные ошибки, приёмы анализа ошибок, навыки самоподдержки).
    9. Как верить в свой потенциал? (обсуждаем свои предыдущие успехи, ищем их, структурируем, определяем свои качества, навыки и их возможности использования).
    10. Хорошая память нам даётся или развивается? (обсуждаем приёмы изучения и запоминания разного научного материала, основные мнемотехники, «карты памяти Тони Бьюзена»).

Песни для СОЛ-часа.

«Алые паруса».

(автор неизвестен)

У синего моря, где бушуют бураны,

Жила там девчонка с именем странным.

И часто бывала она на просторе

В мечтах уплывала за синее море.

Алые паруса, алые паруса,

Алые паруса, паруса.

А там, за морями, за синей чертою

Жил парень отважный с открытой душою.

Мечтал он о море, о подвигах славных,

Мечтал о походах в дальние страны.

Припев.

И вечером поздним, когда все уснули,

На небе зажглись миллионы огней.

И этой же ночью свершилось чудо:

Тот парень с девчонкой влюбились друг в друга.

Алые паруса, алые паруса,

Алые паруса,паруса.

«Алые паруса».

(А.Осокин, в подражание В.Ланцбергу)

Ребята, надо верить в чудеса.
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грэй
нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.

«Землю обмотали тоненькие нити»

(Е.Птичкин, М.Пляцковский,

из к/ф «Семь стариков и одна девушка»)

Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Совершите чудо, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От весёлой шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнётся незнакомый хмурый человек.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнётся незнакомый хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век.

Совершите чудо, пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо, пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

«Ты да я, да мы с тобой»

(автор неизвестен)

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Землю обойдём, потом махнём на Марс.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
Потому, что слишком долго нету нас.
Может у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
Потому, что слишком долго нету нас.

Ты да я, да мы с тобой…
Ты да я, да мы с тобой…
Нас не разлучит никто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.

Ты да я, да мы с тобой…

«На далёком Севере»

(автор неизвестен)

На далеком Севере эскимосы бегали,
Эскимосы бегали за-за-за моржой.

Эскимос поймал моржу и всадил в нее ножу,
И всадил в нее ножу глы-глы-глыбако.

Положил он ту моржу на широкую баржу,
На широкую баржу - пи-пи-пипирёк.

Надоело той морже на большой лежать барже,
она встала и пошла би-би-бисиком

моржа по морю плывет моржа семечки грызет
моржа семечки грызет клы-клы-клыком


 

Оранжевый кот

(Л.Филатов, В.Качан)

У окна стою я как у холста,
ах, какая за окном красота.
Будто кто-то перепутал цвета,
и Неглинку и Манеж.
Над Москвой встает зеленый восход. По мосту идет оранжевый кот.
И лоточник у метро продает
апельсины цвета беж.

Над Москвой встает зеленый восход.
По мосту идет оранжевый кот.
И лоточник у метро продает
апельсины цвета беж.

А в троллейбусе мелькает окно,
пассажиры - как цветное кино.
Мне, друзья мои, ужасно смешно наблюдать в окошко мир.
А этот негр из далекой страны
так стесняется своей белизны.
И рубают рядом с ним пацаны фиолетовый пломбир.

И качает головой постовой
- он сегодня огорошен Москвой.
Ни черта он не поймет, сам не свой - будто рыба на мели.
Я по улицам бегу, хохочу,
мне любые чудеса по плечу.
Фонари свисают - ешь, не хочу -
как бананы в Сомали.

 

Задачи и задания для интеллектуальных размышлений.

Для розыгрыша Ай-кьюшек.

Самый популярный способ транспортировки людей на земле? (на ногах, т.е. пешком)

Оно всегда перед нами, но видеть его мы не можем (будущее).

Что надо срочно делать, когда видишь зеленого человечка? (переходить улицу)

Что это такое: голова есть, головы нет, голова есть- головы нет? (хромой идет за забором)

Когда мельник в мельнице без головы? (когда высунет её в окно)

Кто на твой вопрос никогда не ответит «Да!» (спящий - на вопрос «Ты спишь?»)

Где вода стоит столбом? (в стакане)

Что может быть в пустом кармане? (дырка)

За что обычно учеников выгоняют из класса? (за дверь)

Что человек носит два раза в жизни бесплатно, а третий раз платит? (зубы)

Кто отправляет людей на небеса? (Аэрофлот)

Назвать оригинальные (из самой сказки) имена 7-ми гномов из сказки «Белоснежка и 7 гномов» (в сказке бр.Гримм они носили имена – названия дней недели)

Примечание: Так как все краткие веселые задания имеют неоднозначный ответ, принимаются любые интересные, веселые ответы. Последнее задание- если остаются неиспользованные Арт-кьюшки и Ай-кьюшки.

Задания для решения.

    1. Запомнить за 10 сек порядок расположения 17 разноцветных карточек. Проверка: никто не справился. Купить технологию – аудиозапись. Прежде, чем приступить к решению, отрепетируйте и найдите оптимальное использование технологии.
    2. Разложите по парам наборы имен (карточки со всеми именами - в одном мешке). Пары: Том-Джерри, Руслан-Людмила, Ромео-Джульетта, Алиса-Базилио, Кай-Герда, Грей-Ассоль, Орфей-Эвридика, Мастер-Маргарита, Амур-Психея, Петрарка-Лаура, Ольга-Игорь. Каждая выкладываемая пара имён должна быть объяснена. Проверка: не справились. Купить технологию – энциклопедический словарь.
    3. Даются две палочки(от суши) и два листа бумаги. Как сделать так, чтобы удержать стакан воды на двух палочках и двух листах бумаги? Проверка: не справились. Купить технологию – Совет Мастера. Мастер советует изменить листы, согнуть их так, чтобы твердость (крепость) увеличилась. Предлагает вспомнить, как устроены картонные коробки, которые выдерживают большую тяжесть приборов. То есть необходимо: один лист свернуть трубкой, другой- мелкой гармошкой, обвернуть и вертикально установить на них на палочки стакан.
    4. Задание на проверку потенциала хорошей учебы (в занятии, где проходит дискуссия на темы «Что такое учиться и что помогает хорошей учебе»). Кто думает, что его «конёк» - внимательность? Проверка: за спиной отвернувшегося члена команды меняет предметы, он, повернувшись, находит изменения. Кто думает, что он силен в переключаемости внимания (кстати, девочки могут одновременно и говорить, и слушать, а мальчики- могут это делать только при помощи высокой переключаемости внимания)? Проверка- таблицы на определения коэффициента переключения внимания – Таблицы Шультэ. Проверка: не справляются на норматив. Технология- техника. Отсутствие хаоса. Кто думает, что у него хорошее логическое мышление? Задание: выкладываются 4 возможных последовательности 4-х чёрных и 2-х красных карточек: кччкчч, чкччк, кчччк, чкччкч – это круговая логика. Необходимо, перевернув только 2 карты, сказать, какая из последовательностей выложена перед вами. Проверка: не удаётся. Покупка технологии: или зарисовка или фото.
    5. Снова физика. Комната с сенсором, плотно прикрытая. Открыть дверь и войти можно лишь 1 раз, иначе сцапает охранник. Внутри за закрытой дверь- три лампочки накаливания. Снаружи три выключателя (далеко от двери, нельзя одновременно включить и заглянуть). Как, зайдя лишь 1 раз, определить, какой выключатель какую лампочку обслуживает. Проверка: если не находится нестандартное решение (а такое есть), то покупка технологии – эксперимент. Объясняется, что ток всегда нагревает приборы. Включив один из выключателей, выключаем. Затем включаем следующий, заходим. Одна из лампочек горит, трогаем рукой, какая из оставшихся двух лампочек нагрелась. Таким образом определим, какой лампочке соответствует выключатель, который мы включали до того, как зайти в комнату.
    6. Показывается карточный фокус: выкладываем 20 карт. Предлагаем одному из людей выбрать одну из карт. Загадать её. Записать. Затем собираем, и говорим, что сейчас выбранная карта исчезнет. Открываем карты снова- выбранной карты нет. Проверка: выбранные решения не работают. Покупка технологии – фото. Ответ: второй раз показываем вторую часть колоды (никто и не думает запоминать другие карты из первой части колоды).
    7. Предлагается дать ответ: Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? Покупка технологии- карандаш и рисунок часов. Ответ: через 72 часа будет ночь.
    8. Под кроватью вперемешку лежат 15 черных м двадцать белых носков. Какое минимальное количество носков необходимо достать (не глядя, наугад), чтобы из них можно было бы получить пару одного цвета? Покупка технологии- совет мастера. Ответ- три носка.
    9. У дверей сидел страж. Он говорил слово, и надо было, чтобы пройти, отвечать ему тоже условным словом. Когда страж говорил «Двадцать два», надо было ответить «Одиннадцать». Когда страж говорил «Двадцать восемь», надо было ответить «Четырнадцать». Что надо было ответить, если страж говорил «Сорок два»? Проверка: выбранные решения неверны. Покупка технологии – карандаш и лист бумаги. Написать и подсчитать количество букв. Ответ: надо сказать «восемь»- суммарное число букв в словах стража.
    10. Пять землекопов за пять часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько потребуется землекопов, чтобы выкопать 100 метров канавы за сто часов? Проверка: не справились. Покупка технологии – рисунок и счет скорости 1 землекопа. Ответ-5 землекопов.

Добавочные задания.

    • Представь, что ты оказался в волшебном замке. Из коридора с тремя закрытыми дверями ты можешь попасть в волшебный сад, либо в сокровищницу, либо за богато накрытый стол. У тебя три ключа- золотой, серебряный и бронзовый. У тебя всего три попытки, чтобы понять, к какой из трех дверей какие ключи подходят. Как ты это сделаешь? Рассуждай! (технология- помощь мастера).
    • На столе лежат 27 золотых монет. Одна из них фальшивая, т.е. легче, чем остальные. Как при помощи всего трех взвешиваний найти её? Технология- подсказка мастера. Вначале положить по 9 монет, и если весы уравновешиваются, значит нужная нам монета- на столе. Если одно из чаш меньше весит- монета там. Затем из этой кучки взвешиваем три монеты с одной и с другой стороны чашки. Снова, если чашки уравновешены- нужная монета на столе. Далее кладем по 1 на каждую чашку и находим подделку.

Слова самоподдержки и ободрения на СИЕСТУ.

    1. Музыка дождя. Слова: Каждый из нас идёт своей дорогой. Дороги разные. Каждый стремится к победе. И ты идёшь своей дорогой. У тебя много сил. Некоторые пока ещё дремлют в тебе. Ты вправе и готов их разбудить и использовать. Твои силы и умения будут служить тебе. Ты сумеешь преодолеть препятствия, встающие на пути. И каждый день ты учишься ценить себя. Учишься удивляться себе и людям вокруг. Учишься радоваться всему новому, что несёт день.
    2. Музыка Шопена. Слова: У слова есть магия. Магией слова владеет каждый. Ты думаешь о хорошем. Ты желаешь добра. Тебе не жаль хороших слов для всех живущих на земле, для птиц и зверей, для родных и близких, для друзей, для себя. Слова как воздух могут обволакивать и лечить. Тёплое слово, слово ободрения подхватывает тебя и несёт , у тебя появляются крылья, и препятствия остаются позади. И ты видишь – это вовсе и не трудности, это тоже слова. И это новое слово- вызов. И ты принимаешь вызов. Потому что хорошие слова, слова ободрения и поддержки у тебя есть для всех, и для себя. Ты уверен- ты справишься, потому что ты хороший и сильный, у тебя есть Слово, у слов есть магия, ты - Маг.
    3. Музыка этно (со звуками варгана). Слова: Мир огромен. Он широк и непознаваем до конца. Только тот, кто идёт, познаёт мир. Шаг за шагом, часть за частью. Тот, кто остаётся на месте, не узнает ничего о самых интересных вещах, которыми богат мир. Ты идёшь узнавать мир. Тебе непросто. Ухабы мешают идти, ветер бьёт в лицо. У тебя много сил. Ты знаешь. Тебе интересно, что там впереди? А миру интересен ты. И он открывает тебе что-то новое. И ты меняешься, ты становишься интереснее и богаче. Интереснее для мира и богаче для себя. Изменения радуют тебя, они наполняют тебя счастьем. Ты счастлив.
    4. Музыка леса (пение птиц). Слова: Ты спокоен и расслаблен. Ты уверен в себе. Ты знаешь- тебе многое дано. У тебя хватит сил на всё, что захочешь в этой жизни. Ты умеешь ставить цели. Ты идешь своей дорогой, к своим целям, ты постепенно, последовательно достигаешь их. И не боишься ошибок. Ошибки делают все. Но Победитель, спокойно признав ошибки, просто исправляет их и идёт дальше. Ты спокоен и уверен. Потому что идёшь вперед. Ты уверен. Ты- победитель.
    5. Музыка флейты. Слова: Ты спокоен и уверен. Уверенность живет в тебе. В каждой клеточке твоего тела. Уверенность живет в развороте плеч, в твоем голосе. В твоих словах. Ты проверял себя много раз. За твоими плечами не одна, уже множество побед. Побед над собой. Над своими страхами. Неудачи бывают. Бывают ошибки. Как у всех. Но ты уверен, что тебе хватит времени, чтобы накопить сил, чтобы решить все, поставленные перед тобой задачи. Ты уверен. Уверен в себе и в своём будущем. Знаешь, что силы есть. И что можешь спокойно признавать ошибки и идти дальше. Уверенно идти к своим победам.
    6. Музыка одинокой скрипки. Слова: Дороги. Дороги, дороги… Их множество, они разбегаются в стороны и пересекают твою, по которой ты идешь. Все ближе и ближе твоя ближайшая цель. И за ней открываются другие перспективы. Как в горах: кажется, что дорога пропала, а она ведет тебя в горку и потом в ложбину, а потом снова в горы…И ты даёшь им свои названия, и они привлекают тебя ощущением, что это ранее необитаемый остров. И ты изучаешь его, ты понимаешь его. И ты осознаешь, что если остановишься, то только полюбоваться новыми красотами. А затем жажда интересного и нового развития толкает тебя в дорогу снова. И снова движение. И снова путь. И это новое захватывает дух. Дорога продолжается…
    7. Музыка ветра. Слова: Давным-давно люди мечтали научиться летать. Они думали, как этому можно научиться? Они смотрели на птиц, парящих высоко в небе, и им казалось, что они тоже могут это сделать. И им не терпелось испытать, попробовать совершить полёт. Аппараты, которые они придумывали, поднимали их в небо ненадолго. Они ошибались. Ничего не получалось. И мы можем удивиться, но эта мечта все же исполнилась. Те, кто не просто мечтал, а наблюдал, учился, пробовал, ошибался, анализировал и снова пробовал, они сделали чудо. И те, кто не верил, были изумлены. И сейчас ты можешь подняться в небо и улететь так далеко, как захочешь. И ты реализуешь свою мечту. И сделаешь свое чудо.
    8. Музыка моря. Слова: Сейчас. Когда ты слушаешь шум волн, чувствуешь, что твоим рукам и ногам удобно. И можешь увидеть это море, неважно, какое оно: туманное поутру или сверкающее в солнечный день. И картина эта очень приятна. И ты можешь выбирать, и видеть все, что захочется, и любоваться и наслаждаться спокойствием. Это очень приятно – быть свободным. Как свободной может себя чувствовать птица, парящая над этим морем. И так свободно может чувствовать себя вода, которая – часть великого океана, и в то же время каждая капелька живет движется сама по себе. И ты удивляешься, как можно учиться быть таким же свободным. И получать силу и внутреннее спокойствие волн. Волны моря двигаются по своей воле. Бывает, что волны встречают на своём пути скалы. И они вольны остановиться и покатиться назад. Или стать сильнее и выше и, обойдя скалу, соединившись, продолжать свой ход, двигаясь дальше и дальше, становясь сильнее. И ты имеешь способность, обретая силу, обходить любые препятствия, и можешь удивиться, как легко учиться быть свободным и знать, что ты способен на это
    9. Музыка моря (крики чаек). Слова: Руки устраиваются удобно, и им комфортно лежать там, где они лежат, и ты можешь слышать и видеть волны, которые несут спокойствие и уверенность. И слышим музыку и шум волн, и крики чаек, и можно представить, какого цвета туман над морем. И с каждым вздохом твои мысли и чувства могут возносить тебя на вершину скалистого острова с маяком с такими прочными стенами, что выдерживают даже сильные ветры. И свет маяка позволяет кораблям уверенно и прямо идти к своей цели. Есть маяки, которые со временем становятся всё мощнее и крепче, и увереннее. Это удивительное чувство – ощущать себя сильнее и увереннее, это чувство, будто обретаешь на своем пути свободу и силу. И ты сейчас, прислушиваясь к себе, можешь ощутить в себе новый опыт, и ты, оставаясь самим собой, можешь выбирать что-то новое внутри себя, и новые возможности. Они приходят легко, и от этого становится легко и приятно. И мы можем вернуться от моря. И быть так долго сильными и спокойными, сколько понадобится.
    10. Музыка дождя. Слова: Сейчас, когда мы слышим шум дождя, все, что нужно- устроиться поудобнее, и в ваше воображение может легко придти весна и солнечный день. Возможно, мы вспомним такую картину, но можно дать волю воображению и вдохнуть влажный воздух, почувствовать своё дыхание, представить внутренним взором свежую листву. Мы знаем, что после зимы всегда приходит весна, а потом и лето. Так и внутри нас сменяют друг друга мысли и чувства, меняются внутренние состояния. А мы обретаем внутреннюю силу и спокойствие, и можем взять эту силу в реальный сегодняшний день. И мы можем удивиться, как легко встретиться со своей силой. И становится спокойнее, и чувствуешь что-то новое, что-то важное. И можно остановиться, и дать себе понять это важное и новое. Когда мы снова вернемся в осень, мы будем чувствовать себя легко и свободно, и что-то важное будет жить в нас. А с ним и новые возможности, которые приходят к нам и остаются с нами. И мы сохраним все новое и важное, что возникло.

Примечание: музыка негромкая, слова произносятся с достаточными паузами, негромким уверенным и спокойным голосом.

Литература:

    1. Брайт Л. Развиваем интеллект.- Санкт-Петербург, Питер.2000 -155с.

       

    2.  Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. –М.: ВАКО, 2004. -122с.

      3.     Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. Учебное пособие. –М.: Совершенство, 1997. -224с.

      4.     Первушина Елена. Психологические задачи Мэри Поппинс. –СПб: ООО «Изд-во «Пальмира», 2017. -221с.

      5.     Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/под.ред.М.Р.Битяновой. – М-СПб: Питер, 2011. -304с.

      6.     Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. –М.: ТЦ «Сфера», 2000. -128с.

      7.     Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с.

      8.     Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге каталог ч.1 и 2. - Санкт-Петербург, 1993.-100с.

      9.     Шмаков С. Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М.: Издательство «Новая школа», 1993. - 80с.

http://www.yarcdu.ru/page-209 Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. Взрослые игры для детей. -Москва 2000

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.