«Игровые методы обучения в педагогической практике»

«Игровые методы обучения в педагогической практике»
Аннотация. Подвижные игры являются многофункциональным и эффективным средством физического воспитания, так как обеспечивают оптимальный уровень двигательной активности и способствуют гармоничному развитию человека. Применяются подвижные игры и в процессе обучения двигательным действиям, но насколько эффективен данный метод и какие есть особенности? Цель статьи заключается в выявлении представлений специалистов о подвижных играх как методе обучения двигательным действиям. Для достижения поставленной цели был использован контент-анализ научно-методической и специальной литературы. В ходе изучения результатов исследования был охарактеризован процесс обучения двигательным действиям, определены этапы формирования двигательного навыка и принципы организации подвижных игр в физическом воспитании.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, физическое воспитание, методы обучения, подвижные игры, двигательные действия, здоровье, здоровый образ жизни.
Обучение двигательным действиям в процессе физического воспитания направлено на решение конкретных задач. Такими задачами являются:
– изучение принципов и особенностей движений своего тела;
– формирование умения управлять своими двигательными действиями, а именно: регулировать направление, объем, вид и скорость выполняемых движений;
– совершенствование двигательных действий с целью их наилучшего выполнения на уроках физической культуры, спортивных занятиях, тренировках и соревнованиях, а также в повседневной жизни человека [5, с. 65].
Общепринятая методика обучения двигательным действиям представляет собой три этапа, на каждом из которых решаются разные задачи и применяются различные средства и методы воспитания.
Первый этап в процессе обучения является ознакомительным. Его цель заключается в начальном разучивании нового двигательного действия. На втором этапе разучивание движений происходит более детализировано, благодаря чему формируется новое двигательное умение.
Третий этап направлен на достижение цели закрепить ранее изученные двигательные действия, продолжить их дальнейшее совершенствование для обеспечения формирования двигательного навыка. Добиться вышеперечисленных задач позволяет увеличение количества повторений двигательных действий в новых и непривычных условиях тренировки [5, с 74]. Таким образом, одним из основных методов обучения на третьем этапе являются упражнения в игровой форме, в том числе и подвижные игры.
Подвижные игры, как одна из форм игровой деятельности, характеризуются разнообразным двигательным содержанием [2, с. 7] и постоянно меняющейся обстановкой, требующей от играющих активных естественных движений [4, c. 9], а также быстрого оценивания занимающимися изменений в пространстве и времени и, как следствие, принятия различных решений в форме двигательных действий [4, c. 7]. Основными и часто используемыми двигательными действиями в подвижных играх являются базовые способы передвижения, такие как ходьба, бег, прыжки и переползания [5, с. 167]. Помимо простых действий, в подвижных играх используются также передвижения с внезапными изменениями скорости и направления, различные преодоления препятствий, метания на дальность и в цель и многие другие движения в самых разных комбинациях и сочетаниях [2, с. 8-9]. Итак, подвижные игры чаще всего применяют на третьем этапе обучения двигательным действиям, поскольку они успешно справляются с задачей формирования нового двигательного навыка.
Для обеспечения эффективного обучения двигательным действиям необходимо помнить об основных принципах организации подвижных игр. В процессе обучения не используются двигательные действия, которые уже многократно применялись на занятии или уроке, потому как однообразные упражнения и работа одних и тех же мышц формируют длительную нагрузку и, как следствие, утомляют организм и снижают интерес к подвижной игре в целом. Вместе с тем содержание игры должно быть согласовано с содержанием предшествующей и последующей деятельности занимающихся.
Подводя итог проделанной работы, приходим к следующему выводу, что повторение разнообразных двигательных действий в игровой форме, характеризующейся быстрой сменой игровых ситуаций и условий в пространстве и времени, позволяет добиться стабильного и автоматизированного выполнения занимающимися ранее изученных движений, довести технику до необходимой степени совершенства и перевести двигательное умение в двигательный навык. Таким образом, подвижные игры стали неотъемлемой частью физического воспитания, в особенности для закрепления и совершенствования двигательных действий.
Список литературы
1. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 224 с.
2. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
3. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин. – Москва, 2004. – 464 с.
4. Фетисова, С.Л. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 237 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр., и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 460 с.