Игровые методы обучения в педагогической практике

4
0
Материал опубликован 9 April в группе

Игровые методы обучения в педагогической практике



ГКДОУ «Детский сад №303 г.о.Донецк» ДНР

Автор статьи: Полежаева К.В.

В данной статье рассматриваются виды и практическое применение игровых методов в работе педагогов дошкольного образования. Игровые методы обучения способствуют формированию комфортной психологической атмосферы в образовательном процессе и стимулируют познавательную активность. Именно во время естественной игры ребенок осваивает новые способы и формы действий даже в незнакомых условиях.

Ключевые слова: игра, игровые методы, ролевая игра, дидактическая игра, творческая игра, подвижная игра.

Введение

Воспитание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) представляют собой важный этап в их жизненном пути. В этот период формируются базовые навыки общения, познания мира и социального взаимодействия. С введением Федерального Образовательного Стандарта дошкольное образование стало первой ступенью в системе образования. Современное образование в дошкольных учреждениях невозможно представить без применения игровых методов. Игра как основной способ деятельности детей не только способствует их всестороннему развитию, но и делает процесс обучения увлекательным и эффективным. Воспитатели детского сада, используя игровые методы, могут создать атмосферу, способствующую активному познанию мира, формированию навыков социального взаимодействия и эмоционального интеллекта.


  Роль игры в обучении


Игра является универсальным языком детей. Через игру они изучают окружающий мир, выражают свои эмоции и переживания, а также развивают важные навыки. На протяжении веков многие ученые, педагоги и психологи считали, что игра должна быть интегрирована в учебный процесс: «веселое и серьёзное» должны идти рука об руку (Д. А. Коменский). По словам психолога Льва Выготского, "через игру ребенок вступает в новые социальные роли и учится взаимодействовать с окружающими" [1]. Это подчеркивает значимость игр как инструмента не только для обучения, но и для социализации. Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [4].

Понятие игровых методов

Игровые методы – это специальные подходы и техники, которые используют игровую деятельность для достижения образовательных целей. Они основаны на естественной потребности детей в игре и позволяют создать условия для активного обучения. Игровые методы могут включать в себя настольные и подвижные игры, ролевые игры, театрализованные постановки и многое другое.

Виды игровых методов


1. Ролевая игра – одна из самых популярных форм, в которой дети могут примерять на себя различные социальные роли (врач, продавец, учитель). Это позволяет развивать коммуникативные навыки, учиться сотрудничеству и понимать социальные нормы. Например, в ролевой игре "Магазин" дети учатся считать и взаимодействовать с деньгами.



2. Дидактические игры – направлены на освоение специфических знаний и умений (например, игра "Что лишнее?" помогает детям развивать логическое мышление и внимательность), а в игре "Собери картинку" дети узнают о предметах и явлениях природы, собирая пазлы, в игре "Мы – одна команда", - развивают командный дух.


3. Подвижные игры – способствуют развитию физической активности, координации и командного духа. Воспитатели могут использовать их как в помещении, так и на свежем воздухе.


4. Творческие игры – включают в себя занятия с песком, творческие мастерские, создание поделок. Они развивают креативность и художественные способности детей.


Игровые методы обучения имеют ряд преимуществ:


- Интерес к обучению: Игра делает познавательный процесс увлекательным, что активно привлекает детей.

- Развитие социальных навыков: В играх дети учатся взаимодействию, разрешению конфликтов, умению сотрудничать.

- Формирование самостоятельности: Игра позволяет детям принимать важные решения и брать на себя ответственность.

- Развитие эмоций и творчества: Игровая деятельность способствует самовыражению и эмоциональному развитию.



Современные игровые методы образования в дошкольных учреждениях

Современные игровые методы образования становятся неотъемлемой частью дошкольного обучения, так как они обеспечивают активное вовлечение детей в процесс познания и развитие различных навыков. Эти методы адаптированы к изменяющимся условиям и интересам детей, а также учитывают современные технологии. Рассмотрим несколько ключевых направлений и инноваций в области игровых методов.

1. Геймификация

Описание: Геймификация — это применение элементов игры в образовательный процесс. Она включает в себя создание систем вознаграждений, балльных систем и уровней для мотивации детей.

Примеры:

- Использование таблиц достижений, на которых дети могут зарабатывать звезды за выполнение заданий и участия в мероприятиях.

- Создание ролевых игр с использованием сценариев и конкретных задач, которые дети должны решить для «продвижения по уровням» в игре.

2. Игры с дополненной реальностью (AR)

Описание: Технологии дополненной реальности позволяют интегрировать цифровые элементы в реальный мир, создавая невероятные возможности для обучения и игры.

Примеры:

- Приложения, где дети могут наводить свои устройства на объекты и видеть, как эти объекты "оживают". Например, картинки из книг или обстановки в группе могут превращаться в мультфильм или интерактивную игру.

  Значение :

Разработка AR-игр, в которых дети могут исследовать различные затеи: от изучения животных до исторических событий, в интерактивной и увлекательной форме.

 3. Интерактивные настольные и подвижные игры

Описание: Это сочетание классических настольных игр с новыми технологиями и подходами к обучению.

Примеры:

- Настольные игры, которые имеют электронные компоненты, например, звуковые эффекты или подсчет очков, что делает игру более динамичной и интересной для детей.

- Подвижные игры на свежем воздухе, которые включают элементы технологий, такие как использование GPS, чтобы создать «охоту за сокровищами» с использованием мобильных устройств.

Значение:

Создание настольных игр, которые могут соединяться с мобильными приложениями и иметь поддержку для обучения, например, по математике или языкам.

4. Тематические ролевые игры

Описание: Эти игры позволяют детям глубже погружаться в определенные темы и развивать креативное мышление и социальные навыки.

Примеры:

- Тематические игровые уголки, где дети могут разыгрывать различные сценарии (например, «магазин», «больница», «школа»), взаимодействуя и обучаясь в процессе.

  Значение:

Возможность создания «живых» сценариев, где дети могут взаимодействовать с взрослыми (например, родителями или воспитателями), которые берут на себя роли различных персонажей, создавая более захватывающий опыт.

 5. Образовательные платформы и игры

Описание: Использование специальных платформ, которые предлагают интерактивные обучающие игры и задания.

Примеры:

- Платформы, предлагающие задания на развитие логического мышления, памяти и других навыков через игры. Например, разгадывание головоломок, запуск виртуальных экспериментов и т. д.

Значение:

Внедрение искусственного интеллекта на образовательных платформах, который адаптирует задания под уровень знаний и умения ребенка.

 6. Стем-игры (STEM)

Описание: STEM-игры направлены на развитие технического мышления у детей через исследовательские и проектные игры.

Примеры:

- Игры, где дети собирают модели, используя конструкторы (например, LEGO), чтобы обучаться основам инженерии и механики.

  Значение:

Использование робототехники в игре, где дети в дальнейшем (в школьном возрасте) могут программировать небольших роботов для выполнения задач и изучать азы программирования в интерактивной форме.

Заключение

Игровые методы образования играют ключевую роль в работе воспитателя детского сада. Они не только делают процесс обучения более интересным и эффективным, но и способствуют более глубокому пониманию детьми окружающего мира. Применение разнообразных игровых форм и подходов позволяет воспитателям создавать условия для всестороннего развития детей, что является основой для их успешной социализации и дальнейшего обучения. Важно, чтобы воспитатели постоянно совершенствовали свои навыки работы с игровыми методами, чтобы находить новые пути для привлечения детей в увлекательный мир знаний.



Литература

1.Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М. Просвещение, 1991г. – 125с.

2.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 120 с.

3.Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

4. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.