Игровые методы обучения в вечерней школе пенитенциарной системы
Рассматривая образование осуждённых как одно из наиболее эффективных средств исправления, необходимо отметить, что общеобразовательные школы, осуществляющие свою деятельность среди осуждённых в пенитенциарных учреждениях, нуждаются в специальных программах, имеющих гуманистическую направленность.
Не вызывает сомнения и наличие такой проблемы воспитания осуждённых, как педагогическая запущенность объектов пенитенциарного воздействия. Пробелы всех видов воспитания (дошкольного, семейного, школьного и т.д.), а также проблемы неблагополучной среды, в которой рос и развивался будущий преступник, как бы синтезируются в его личности, представляя наивысшую трудность для педагогов при организации воспитательного и образовательного процесса в пенитенциарном учреждении.
Потребность новых идей в пенитенциарной педагогике и поиск эффективных средств исправления осуждённых в сложный период, переживаемый нашим обществом, становятся не просто актуальными, а жизненно необходимыми. В государстве наметилась и прогрессирует опасная тенденция роста количества преступлений, в том числе тяжких, соответственно, возрастает и количество осуждённых в пенитенциарных учреждениях.
В настоящее время в связи с обновлением содержания среднего образования изменяются и функции учебных предметов. Они все больше становятся средствами развития обучающихся. Успех обучения во многом определяется мотивами учения. Ученик должен иметь желание учиться, он должен ощущать потребность в знаниях и испытывать интерес к ним. Одним из способов развития к предмету и является игра. Игра есть:
а) особое отношение к окружающему миру (имеется в виду, что мысленно для каждого участника, кроме реального мира, существует параллельный мир его воображения, возможно совпадающий с миром его грез, что создает его непреодолимую притягательность для индивидуума и игровую ценность);
б) субъективная деятельность участников (что обеспечивает режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого участника игры, дает возможность зафиксировать свое «я» не только в игровой ситуации, но и в системе межличностных отношений: личность-личность, личность – группа, личность – преподаватель);
в) социально- заданный вид деятельности (сами условия и пороговые значения исключают пассивную жизненную позицию; вне зависимости от внутреннего склада и настроений участник «обязан» играть, он не может «отсидеться», а значит, обязан играть на выигрыш);
г) особое содержание усвоения (определяется его ненавязчивой формой, когда и теоретические, и методические, и практические знания и навыки воспринимаются участником игры в форме естественного, а не принудительного запоминания значительных объемов информации);
Например, при изучении темы: «Лесные, водные, почвенные ресурсы мира», изучаемую в 10 классе была использована организационно- деятельная игра( деловая игра).
Громадный рост объемов ресурсопотребления, который происходит в современной цивилизации, ведет ко все более значительному вовлечению природных ресурсов в производство. Достаточно сказать, что , по нашим оценкам, за последние 100 лет у нас в стране по сравнению с 1913 г. душевое потребление всех видов природных ресурсов возросло с 6,2т. До 65,9 т. Без учета водопотребления, а конечное потребление с 1,5 до 3 т. Это означает, что в процессе ресурсопотребления почти 95% всех природных ресурсов уходит в отходы производства и потребления. Растут затраты на добычу, транспортировку и переработку, обостряются проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Все это выдвигает проблему ресурсопотребления в число одной из наиболее острых из тех, что стоят перед человечеством. Именно поэтому эта тема была выбрана для проведения игры.
10а класс был разделен на три группы. Группы создаются мною и включают обучающихся с разной успеваемостью. Затем участникам разъясняется особенности игры, порядок проведения обсуждения. Обращаю внимание на критерии оценки результатов игры.
1-я группа «Промышленники». Их целью было доказать необходимость промышленного использования лесных, водных, и почвенных ресурсов. Для этого эта группа в процессе совместного обсуждения должна выработать стратегию своих действий и выполнить свою задачу.
2-я группа «Экологи». Эта группа должна была доказать необходимость сокращения промышленного освоения лесных, водных, и почвенных ресурсов.
3-я группа «Государственная Дума», задачей этой группы было издание законов, которые бы « устраивали» и «Промышленников» и «Экологов» т. Е те которые законодательно доказывали необходимость и потребления и охраны и защиты данных видов ресурсов.
После того, как учащиеся получили свои задания, они активно включились в обсуждение, поставленных перед ними задач. Хотя участники игры и не владели в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем, однако они пытались с моей помощью вникнуть и глубоко понять проблему, выработать навыки анализа, которыми многие наши учащиеся не владеют, не смотря на их возраст и жизненный опыт. При коллективном обсуждении в малых группах, я старалась организовать работу таким образом, чтобы в обсуждении принимал каждый участник (просила описывать свои предложения по решению проблемы в тетрадях). После выполнения заданий, каждая группа представила докладчика, класс выслушал все ответы, и между участниками возникла полемика, члены группы уточняли свои позиции и доводы, обдумывали контраргументы против возможных доводов других групп и высказывали их. Участники других групп задавали вопросы и выступали с критическими замечаниями . Затем в классе было организовано обсуждение результатов работы.
Таким образом при использовании этой игры были достигнуты следующие результаты:
- обучающиеся активно проявили себя в процессе игры, а также в ходе обсуждения полученных результатов;
- групповой характер игры позволил установить между обучающимися некоторую взаимосвязь, что не всегда получается, из-за «отпечатка», наложенного, на них пенитенциарным учреждением;
- в процессе игры выявился уровень знаний и он позволил применить их в новой, сложной ситуации;
- игра позволила снять повышенную тревожность и замкнутость обучающийся, которые характерны для закрытого учреждения.
10а класс является группой с более высоким уровнем качества образованности. Для сравнения в параллельном классе была проведена подобная игра, которая подтвердила эффективность применения деловых игр на уроке, не смотря на то, что итоговые оценки обучающихся были ниже.
Играм может быть посвящен не весь урок, а только его небольшая часть. На уроках в 6-х, 7-х, 8- классах применяю такие элементы игры, как кроссворды, загадки, шарады ит.д.
Таким образом не смотря на то что школа находится при исправительной колонии и в ней обучаются взрослые ученики, такой метод обучения как игра позволяет раскрыть потенциал каждого участника, повысить интерес к преподаваемому предмету.