12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горохова инна Николаевна19

​​​​​​​
мастер-класс
PPT / 10.42 Мб

Горохова И.Н. ________________

СЛАЙДЫ 1, 2, 3

Цель:

Презентация опыта работы по применению игровых технологий на уроках химии и биологии на примере темы:



Задачи:

продемонстрировать эффективные формы и методы работы с детьми

прокомментировать эффективность применения такой формы работы как игра

СЛАЙД 4

Основные этапы мастер-класса:

организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);

демонстрационный (демонстрация форм и методов работы, комментарии);

заключительный (подведение итогов, рефлексия).

Раздаточный материал для присутствующих – разработка занятия «Отпечатки пальцев»

Ход мастер - класса

1. Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

2. Актуализация мастер-класса.

За окном зима, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

СЛАЙД 5

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно в наших руках.

Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.

Главная заповедь педагога – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

(Звучит песня)

- Узнали песню? Слова помним?

СЛАЙД 6

Опыт моей работы показывает, что моделирование занятий – дело не простое, но это требование времени. Педагог сегодня должен демонстрировать на занятиях разные стратегии, чтобы сформировать способность личности к саморазвитию.

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт…

СЛАЙД 7

Константин Дмитриевич Ушинский считал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача … обучения».

В любом возрасте человек любит играть, зная это, упор в своей работе делаю на игровые технологии.

Я считаю, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным.

СЛАЙД 8

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», то есть «учитель игр».

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности


СЛАЙД 9

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Коменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».


СЛАЙД 10

В начале своей педагогической деятельности я поставила перед собой такие вопросы:

Как сделать так, чтобы сохранить интерес обучающихся к предмету с первого до последнего занятия?

Как создать атмосферу поиска и творчества на занятии?

Как сделать так, чтобы учиться детям было интересно?

Уже первые мои занятия показали, что игровой метод обучения, достаточно интересен и эффективен в образовательной деятельности обучающихся.

Данный метод можно использовать на любой ступени обучения и на разном уровне сложности в соответствии с возрастными и умственными способностями обучающихся.

СЛАЙД 11

Девизом моей педагогической деятельности стало: «Педагог - человек, который может делать трудные вещи легкими»

СЛАЙД 12

При использовании игровых технологий очень важно соблюдать некоторые условия:

Соответствие игры учебно — воспитательным целям занятия;

Доступность для обучающихся данного возраста;

Умеренность в использовании игр на уроках.


СЛАЙД 13

Классификация игр:

1. по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и т.д.

2. по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие.

3. по области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.

4. по игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные. настольные, технические.

СЛАЙД 14

Этапы организации игры:

1. подготовительный (теоретический материал – до 10 минут занятия)

2. основной этап (непосредственное проведение игры – до 20 минут занятия)

3. заключительный этап (рефлексия – до 10 минут занятия)


Более подробно мне сегодня хотелось бы остановиться на профориентационных играх, которые я использую при реализации своих дополнительно-образовательных программ.

Применение игровых технологий покажу на примере изучения двух тем из дополнительно-образовательной программы «Юный полицейский».


Одним из разделов изучаемой темы «Криминалистика» дополнительно-образовательной программы «Юный полицейский» является подтема «Дактилоскопия» в переводе данное слово означает – отпечатки пальцев. Поднимите руку, кто снимал хотя бы раз отпечатки пальцев? Для каких целей? С детьми мы на занятиях знакомясь с данной темой не просто изучаем науку «Дактилоскопия», мы проигрываем ситуацию от начало до «конца» - снимаем отпечатки пальцев и затем анализируем где можно использовать полученные результаты. Посмотрите на экран – я сняла фрагмент данного занятия в 5 кадетском классе.

ВИДЕО – ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ

СЛАЙДЫ 15, 16, 17

Согласно возрастным категориям данная игровая технология используется мной на различном материале: для 5 классов вы видели на экране в качестве основного материала для реализации задачи был обычный мел и скотч; начиная с 7 класса – когда дети в основной школе уже начинают изучать физику и элементы химии – материал усложняется: для наглядности используется дактилоскопический порошок и микроскопы.

Игровые формы и методы активного обучения приносят на занятиях удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.


Уважаемые коллеги, а вы знаете, что сотрудники Института высшей нервной деятельности Российский Академии наук предлагают свою методику, как узнать характер ребенка с помощью отпечатков пальцев. Это методика сейчас и была вам представлена. Считается, что во время эмбрионального развития кожа очень тесно связана с нервной системой, которая закладывается параллельно с формированием накожных «узоров». Так рисунок кончиков пальцев определён благодаря структуре расположенных в них нервных окончаний. Потому подобные «пиктограммы» целесообразно использовать при изучении особенностей нервной системы, а отсюда всего один шаг до характера и поведения. Сейчас я вам раздам наглядный материал – проект урока «Дактилоскопия» - надеюсь он вам пригодится в работе, в том числе для диагностики психофизических особенностей, отпечатанных на пальцах ваших учеников.

СЛАЙД 18

Итак, вывод – проверка основных аспектов (достижение целей) при применении представленной игровой технологии:

Познавательные аспекты – выражены в формировании интереса

обучающих к предмету по дополнительно-образовательной программе (изучение терминологии; знакомство с сопутствующими науками (химия, физика, дерматоглифика).

Воспитывающий аспект - выражен в формировании у детей принципа

«сотрудничества», коммуникативных способностей;

Развивающий аспект – выражен в формировании познавательного

интереса к наукам; повышение мотивации учащихся к обучению (образовательная).

СЛАЙДЫ 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29

Еще одним из разделов изучаемой темы «Криминалистика» является подтема «Габитоскопия» в переводе данное слово означает – портрет человека.

Составление фоторобота у меня на занятиях - одно из диагностических заданий при проверке образовательных результатов учащихся.

Цель использования программы «Фоторобот»:

развитие познавательного интереса к наукам естественно-математического цикла; повышение мотивации учащихся к обучению (образовательная);

пополнение словарного запаса учащихся; развитие речи с использованием научно-популярных терминов (коррекционная);

воспитание чувства коллективизма и ответственности за общее дело (воспитательная);

развитие творческих способностей (развивающая).


СЛАЙД 30

Помня о том, что в процессе обучения важно не только то, что ученик делает, но в большей степени то, как он это делает, ибо только правильные действия могут привести к качественному результату, я на занятиях наблюдаю и анализирую работу ребят по следующим критериям:

умение работы в группе,

коммуникативные способности;

эмоциональный настрой.

СЛАЙД 31


Уважаемые коллеги, я попрошу вас подумать и сказать на каких уроках и занятиях вы можете также использовать программу «Фоторобот» (ответы: математика, черчение, ИЗО, география, история и т.д.).

Как видите, я стараюсь подходить творчески к учебному процессу, и, как педагог, хочу видеть в каждом своем ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы, методы и приемы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

Приходя к завершению своего мастер-класса хотелось бы резюмировать – обозначить актуальность применения игровых технологий: усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в образовательный процесс.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.