Игровой урок «Школа юнг» (2 класс)

8
0
Материал опубликован 2 April 2018 в группе

                                                         Игровой урок « Школа юнг»

Участники: учащиеся 2 класса (с дисграфией), родители, жюри (учителя)

Материалы и оборудование: распечатанные карточки, медальки, листы учета баллов для жюри, ручки, карандаши, музыкальное сопровождение (шум моря).

Задачи:

Коррекционная: Совершенствовать навыки звуко -буквенного анализа и синтеза слов, грамматического строя речи , связной речи .

Образовательные : Расширить знания, обогатить представления о предметах и явлениях на морскую тематику.

Закрепить понятия : звук. слог, слово, предложение.

Развивающие: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; словообразование и словоизменение; процессы психологической базы речи ...

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, целеустремленность, дисциплину на занятии ... 

 

Сегодня наше занятие необычное. Все задания будут связанны с морской темой. Вы узнаете много новых слов, которые употребляют моряки, выполните задания членов экипажа, поиграете в речевой морской бой.. .

Если вы будете ответственно относится к выполнению предложенных заданий, то можно будет заработать призы.

Задания вы будете выполнять как всей командной, так и индивидуально. За каждое выполненное задание жюри вам будет присуждать баллы. Заработать баллы вам помогут и родители. У них будут свои задания.

И так начинаем.

Усядемся в круг мы, ребята, тесней.

Бесшумный час потревожим

И спутницу наших скитальческих дней

Старинную карту разложим.

По ней проверяют свой путь моряки

И школьники бродят указкой.

Отмечены желтою краской пески,

А воды лазурною краской.

Могут ли ходить в плаванье моряки на консервной банке?

Да на данном средстве передвижения они далеко не уплывут.

Ну тогда выбирайте себе настоящие средства передвижения (однопалубный, двухпалубный, трёхпалубный, четырёхпалубный корабли). Дети вытаскивают их не видя (картинки перевернуты). Один для себя, другой для родителей (корабли находятся на рабочих столах детей)

Команды придумывают название. выбирают капитана.

Путешестиям, пушественникам, морекам, кораблям придуманно много пословиц, поговорок, скороговорок.

Многие моряки знают их наизусть. А вы попробуете разгадать и составить пословицы?

1.Задание

Собрать из слов и объяснить значение пословиц : 1 команда (Большому кораблю-большое плаванье.), 2 команда (Куда гребец гребет- туда и лодка плывет.) *

*Количество слов пословицы второй команды больше (команда «посильнее»)

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

Задание для родителей

Сказать правильно и быстро скороговорку.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Задание для родителей может принести балл в копилку команды детей.

2.Задание.

На корабле у моряков есть свой словарь, т. е. слова, которые они употребляют когда ходят в плавание. Мы узнаем, насколько хорошо вы владеете ими.

Слова написаны на карточках, на обороте – их пояснение.

Задача ребят, собрать слова для своих кораблей (которые они сами выбрали) в соответствии с количеством слогов.

н-р, первая команда выбрала двухпалубный и четырёхпалубный корабли

Первая команда берет себе на борт слова , которые состоят из двух и четырёх слогов, вторая – из одного и трех слогов.

1 слог

2 слога

3 слога

4 слога

риф- гряда камней

рубка – отдельный домик на палубе

капитан

течение

буй

якорь

палуба

бескозырка

трап

маяк

полундра- берегись

швартоваться -притянуть судно к берегу

кок

корабль

каюта

лавировать - двигаться вперед зигзагами против ветра.

сос

рыба

океан

крейсировать- плавать в определенном море между определенными местами.

док

шлюпка

тельняшка

коносамент - документ на груз

трюм подвал

юнга

экипаж

 

трос

канат

   

лот - прибор для измерения глубины

парус

   

пирс – пристань на сваях

штурвал- колесо с ручками, служащее для управления рулем

   

порт

     

руль

     

лишние слова: иллюминатор…

*Количество слов может быть выбрано по усмотрению учителя.

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

Задание для родителей, которое может принести балл в копилку команды детей. Учитывается правильность выполнения задания и скорость.

Соедините слово с его значением (стрелочкой). Слова на карточках : отдельно слово и его значение

Кок- повар

Бескозырка - шапка с лентами

Иллюминатор- окно

Каюта - комната отдыха

Полундра - берегись

Якорь - для стоянки

Шлюпка- лодка

Трап - лестница

Швартовый - отплыть

Трюм - подвал

Сос - сигнал бедствия

Шкипер - капитан торгового судна

Матрос - младший на судне

Бриз - ветер, дующий на побережье (днем

Тельняшка - полосатая майка

С моря, ночью с суши на море)

Проверка словаря осуществляется противниками (другой командой).

3.Задание

Вспомнить по десять слов команды противника из предыдущего задания и воспроизвести вслух. (количество слов выбирает учитель, учитывается возраст детей и прибавляется одно слово)

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

4.Задание

Выявить лишний предмет (по звуковому составу), записать на листке, объяснить ответ.

маяк, юнга. порт(4 зв.) , якорь, парус

каюта, палуба, экипаж, океан (5 зв.)

рыба ( согл.зв.зв.), пирс, лот, канат

катер, лодка, теплоход (в слове 2 корня), яхта

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

5.Задание

Выбрать по два слова, предложенные учителем и (просклонять по падежам) ответить на вопросы: есть кто (что)?, нет кого(чего)?, дам кому(чему)?, вижу кого(что)?, восхищаюсь, любуюсь чем (кем)?. думаю о ком (о чем)?

н-р, порт, парус, капитан, бескозырка

есть парус, нет паруса, дам парусу, вижу парус, восхищаюсь парусом, думаю о парусе.

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

6.Задание «Поиск кораблей »

На море могут встретится другие суда (корабли), чтобы избежать столкновения, необходимо их обнаружить и держать их в поле зрения.

Задача: Найти фигурки кораблей в песке (в фасоли) и посчитать один однопалубный корабль, два однопалубный корабля, три однопалубных корабля…пять однопалубных кораблей можно использовать из коллекции «Киндер сюрпризов», из игры «Морской бой»

За правильное и быстрое выполнение задания команда получает один балл.

7.Задание. Каждый член экипажа должен уметь завязывать морские узлы. Мы их будем завязывать на веревке, чем они будут прочнее, тем лучше. Количество узлов 10 штук. Теперь поменяемся веревками и развяжем узлы противника.

Узлы можно также пересчитать: один морской узел, два морских узла, …пять морских узлов….десять морских узлов.

За правильное и быстрое выполнение задания команда получает один балл.

8.Задание

Выполняя команды на корабле, экипаж должен подкрепляться (кушать). В меню кок часто включает блюда из рыбы. Для того, чтобы угадать, какой рыбой он будет кормить моряков, сначала нужно исправить ошибки и вставить буквы в стихотворение (пропущенные буквы к – н).

Задания одно для каждой команды (на карточке)

 


За правильное выполнение задания команда получает один балл.

 

Молодцы вы справились. А сейчас узнайте рыб, из которых будет приготовлена уха. Соедините рыбок так, чтобы получились их названия.

2 вариант (Учитель может выбрать задание для команды из двух предложенных вариантов, а также 2 вариант предложить капитанам)

Игроки обмениваются результатами и зачитывают правильные ответы.

Задание для родителей

К- - - - а

О - - - р

С - - - к

Л - - - - ь

К - - - - - а

Л – щ

С - - - - ь

В - - - а

Щ - - а

М - - - а

О - - - ь

Ф - - - - ь

Можно все слова поделить между двумя командами по шесть слов каждой.

Ответы

К- - - - а (килька)

О - - - р (осетр)

С - - - к (судак)

Л - - - - ь (лосось)

К - - - - - а (камбала)

Л – щ (лещ)

С - - - - ь (сельдь)

В - - - а (вобла)

Щ - - а (щука)

М - - - а (мойва)

О - - - ь (окунь)

Ф - - - - ь (форель)

Задание для родителей может принести балл в копилку команды детей.

9 Задание (использован материал из пособия Л.А.Комаровой «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях»)

Ну что ж , задание кока вы выполнили, а теперь задание моряка Андрея

Выполнить инструкцию, записать полученные слова. Составить предложение, где обязательно должно быть маленькое слово (предлог). Записать его.

Побеждает команда , в предложении которой больше слов и нет ошибок.

*Дополнительно «Шифровальщик» закодировать гласные (а - +, о - /, у - ?......) из составленного детьми предложения на морскую тематику.

для 1-ой команды для 2-ой команды

ответ: якорь, берег

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

Задание придумал для вас и радиоспециалист

10.Задание

«Вставь пропущенные буквы» (безударные гласные; звонкие,глухие согласные) н-р, ск.листый бере., м.ря, пару., ры.ка, в.дичка…..

За правильное выполнение задания команда получает один балл.

На корабле может быть время отдыха и игр. Предлагаем и вам поучаствовать.

Динамическая пауза

Море волнуется» (аудиозапись «Шум моря»)

Море волнуется –раз! (шагаем на месте)

Море волнуется –два! (наклоны туловища влево-вправо)

Море волнуется три! (повороты туловища влево-вправо)

Морская фигура – замри! (присели и сделали фигуру)

Жюри выбирает самые удачные фигуры, родители отгадывают задуманные образы ребят.

1 балл получает ребенок за импровизацию и 1 балл, если родитель отгадает задумки ребенка ( можно импровизировать всей командой).

Вторая игра –«Морской бой».

11 Задание – игра «Морской бой»

Для двух команд (карточки одинаковые) . Ответы каждая команда записывает на листочках.

Учитель называет место на поле, дети отыскивают его и записывают , при необходимости анализируют его. Составляют слово. Рядом записывают форму множественного числа (н-р, капитан-капитаны, морской-морские…). Можно поставить в словах ударение.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

 

- «Назови ласково» берег-бережок, бухта-бухточка, маяк-маячок , город-городок…

-«Заселение в домики» (он, она, они, оно) слов из «Словаря моряков»

- «Составь предложения с данными словами»

За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл.

*Здания можно дополнить или исключить (на усмотрение учителя), учитывая индивидуальные особенности детей.

Рефлексия

- Жюри подводит итоги, подсчитывает очки (за каждое верно выполненное задание 1 балл, 1 балл за задание, выполненное родителями). Определяет команду – победителя.

– Капитаны команд, определите лучшего игрока. 
Учитель задаёт вопросы ребятам:

– Что помогло вам успешно справиться с работой? (Сплочённость команды, хорошая информированность игроков.)

- Что запомнилось,…, Что удивило…?
– С какими трудностями столкнулись?( Вернёмся к вопросам, которые вызвали у вас затруднения на следующем занятии). 

Учитель желает ученикам не бояться трудностей, преодолевать их ;и дальнейших побед.

Жюри награждает участников медальками ….

(медальки взяты с интернета)

урок составила учитель - логопед

МОУ СОШ№2 г.Кондопоги

Республики Карелия

Ульянова Юлия Евгеньевна

2018 год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.