Материал на проверке

ИКТ и их применение на уроках математики

2
0
Материал опубликован 6 January

ИКТ и их применение на уроках математики.

Подготовила учитель математики

МБОУ «СШ №8 г. Ельца»

Кобзева Н.А.

Характеристика ИКТ

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые политики, педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Использование информационных технологий в школе — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. В связи с введением ФГОС, ИКТ становятся неотъемлемой частью в образовательном процессе

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером. Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

ИКТ обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер

Современные информационно-коммуникационные  технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение обучения. 

Основной задачей современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet  (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internetв том числе в режиме реального времени),

2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).

Можно выделить следующие функции ИКТ:

-инструментальная (изготовление наглядных пособий);

-демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

-обучающая (тренажеры);

-контролирующая (тесты).


Информационно-коммуникативные технологии не могут реализовывать свои функции без средств.

Все средства ИКТ, применяемые в система образования, можно разделить на два типа:

-аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и виде-техника, интерактивная доска)

-программные (электронные учебники , пособия, справочники, инциклопедии, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий:

уроки-беседы с использованием компьютера как наглядно средства;

уроки постановки и проведения исследований;

уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д.

Практика работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

-при проведении устного счёта

-при изучении нового материала

-при проверке фронтальных самостоятельных работ

-при решении задач обучающего характера

-при организации исследовательской деятельности учащихся;

-при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

презентации

информационные Интернет – сайты

информационные ресурсы на дисках

2) При отработке и закреплении навыков:

компьютерные обучающие программы;

компьютерные тренажеры;

ребусы;

компьютерные игры;

печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);

печатный иллюстративный материал.

3) На этапе контроля знаний:

компьютерные тесты (открытые, закрытые);

кроссворды (с автоматической обработкой результата).

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся

цифровые энциклопедии;

словари;

справочники;

таблицы;

шаблоны;

электронные учебники;

интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся:

цифровые естественнонаучные лаборатории;

Интернет.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает преимущества и обучающемуся, и учителю:

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: 
• на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
• обеспечивает наглядность;
• привлекает большое количество дидактического материала;
• повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
• обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуальный подход к ученику, разноуровневые задания).
     Применение ИКТ: 
• расширяет возможность самостоятельной деятельности;
• формирует навык исследовательской деятельности;
• обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
• а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Наряду с преимуществами существуют недостатки и проблемы применения технологии для учителя:

Недостаточный уровень оснащенности средствами ИКТ

Отсутствие должности системного администратора

Устаревшее программное обеспечение на имеющихся компьютерах

Загруженность педагогов и невозможность полноценной подготовки к урокам с применением ИКТ (подготовка такого урока требует дополнительного времени)

Отсутствие полноценной медиатеки по основным общеобразовательным предметам

При недостаточной мотивации к работе обучающиеся могут отвлекаться на игры, музыку и т.п.

Увлекаясь применением ИКТ на уроках можно перейти от развивающего обучения к наглядно-иллюстративному

Но при организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать – для учащихся 5-х классов – 15 минут, 6–7-х классов – 20 минут, 8–9-х классов – 25 минут, 10–11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором – 20 минут .

В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".


Применение ИКТ на уроках математики (из опыта работы)


Применение мультимедийных презентаций во время урока

Презентации - одно из наиболее распространенных и доступных направлений. А именно применение презентаций, созданных в программе PowerPoint.

На уроках математики  использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или    готовые презентации Единой коллекции ЦОР и других образовательных сайтов сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своего класса. Я использую презентации, прежде всего, как средство создания наглядности. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, позволяет облегчить процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Презентации использую на различных этапах урока.

-Организация восприятия новой информации - заинтересовать новой темой, вовлечь в совместную работу. Для этого можно создать ребус, кроссворд, который разгадывается в начале урока или просто загадать загадку. Но можно и создать проблемную ситуацию, предложив ответить на поставленные вопросы.

-Проверку подготовленности класса к уроку и закрепление знаний можно провести с помощью математического диктанта

-Объяснение нового материала. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, он позволяет обеспечить высокий уровень наглядности. Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений. Особенно это актуально при построении графиков функций, при изучении темы: «Сложение и вычитании векторов» при изучении темы в 10 классе « Числовая окружность» , где рассматривается движение точки по окружности на определенный угол поворота. Примером могут служить задачи из комбинаторики, которые решаются с помощью дерева возможных вариантов.


-Решение различных задач с объяснением каждого этапа. В этом случае возможна демонстрация пошагового решения задачи.

-Проведение устных упражнений. Например, решение задач по геометрии, выполненных на готовых чертежах.

НАПРИМЕР, на уроке математики при изучении темы: "Площадь. Формула площади прямоугольника", можно успешно использовать мультимедийное сопровождение.

На организационном этапе использовать слайд с высказываниями великих математиков, настроить обучающихся к работе на уроке:

На этапе проверки знаний выполнить математическую разминку и поработать устно:

При подготовки к усвоению нового учебного материала, для организации познавательной деятельности учащихся, попросить обучающихся самим сформулировать тему урока решив кроссворд:

Определив тем самым тему урока, на экране появится слайд:

На этапе усвоения новых знаний можно предложить целый ряд опорных слайдов:

На этапе проверки понимания изученного, предложить устную работу, чтобы установить уровень усвоения и устранения пробелов в понимании новой темы.

Так же предлагается решить тест в двух вариантах, который проецируется на экран.

Есть еще множество способов применения презентаций. Презентации просто незаменимы при проведении внеклассных мероприятий по математике, ведь ограничивать изучение математики только уроками - это огромная ошибка учителя, ни что так не может заинтересовать, привить любовь к математике как внеурочная деятельность - интересные игры, построенные на математических фактах и занимательных задачах.

Но применение презентации на уроке не должно быть самоцелью. Она не должна заменять все остальные дидактические средства, которые есть в арсенале учителя. Применение презентации должно быть оправдано. Кроме того, использование презентации на уроке предполагает применение таких технических средств как компьютер и медиапроектор, что накладывает на них ограничения по использованию на уроке, согласно требованиям СанПиНа. Если пренебречь некоторыми требованиями, то применение презентации может превратиться в фактор усталости, подавления и рассеивания внимания (например, в случае плохой видимости и обзорности).

Уже на протяжении нескольких лет я создаю библиотеку учебной и методической литературы, презентаций, тренажеров, тестов, которые позволяют разнообразить, углубить преподавание математики.

Использование интерактивной доски

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. По экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.

Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x +t), если известен график функции Y = f(x)» в 8 классе достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях.

В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными.

Интерактивные упражнения

Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Формулы корней квадратных уравнений» использую упражнение на нахождение соответствия.

Интерактивные фрагменты

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов. Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение:

Изменяя коэффициенты , учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают соответствующие выводы.

Определенные трудности возникают у детей при изучении темы «Углы». Умение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира. Передвигая точку, фиксируем и градусную меру угла, и его вид. А если перенести стрелку влево, то можно откладывать углы и в другом направлении.

Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

Использование компьютера при создании мультимедийных проектов

Осуществление контроля посредством ИКТ

Следующим важным направлением я считаю применение на уроке компьютерных тестов. Во-первых, это позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Значительно экономит время урока. Так как итоговая аттестация выпускников проводится в форме тестирования, это направление становится не только важным, но и просто необходимым. Применение разно уровневой дифференциации, осуществление контроля знаний на качественно новом уровне дидактического принципа наглядности - вот главные положительные стороны.

Создано большое количество различных пакетов программ тестирования. Практически по любому разделу математики составлены тесты, которые входят в обучающие программы. Но эти готовые программы не учитывают индивидуальных особенностей учащихся и уровня обученности класса. Я использую программы - тестировщик РЕВИЗОР, КРАБ. Эти программы просты и удобны: вопросы и варианты ответов легко вносить и менять, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в тесте. Задаваемые вопросы выбираются из большого их набора в случайном порядке, что исключает списывания, подсказки и т.д.

Использование компьютера при подготовке к ЕГЭ

Подготовка к итоговой аттестации состоит из нескольких этапов:

1) информированность учащихся о ходе подготовки и правилах проведения;

2) подготовка учащихся путём выполнения тренировочных заданий;

3) оценка результатов ЕГЭ;

4) индивидуальное консультирование.

ИКТ можно эффективно использовать на каждом из этих этапов.

В начале учебного года я знакомлю учащихся с правилами проведения и ходом подготовки учащихся к ЕГЭ. В этом мне помогают официальные сайты: сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ- www.fipi.ru , где находятся Контрольно-измерительные материалы, открытый сегмент ФБТЗ, методические письма, издания, рекомендованные при подготовке к ЕГЭ); Официальный информационный портал ЕГЭ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки(http://www.ege.edu.ru/ ); сайт Института развития образования Липецкой области (распорядительные и нормативные документы, информационно-справочные материалы, демоверсии, результаты ЕГЭ) и др.

При тестировании использую следующие сайты:

1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике (http://mathege.ru ), содержит каталог по заданиям, по содержанию, по умениям. На страницах этого сайта можно выполнить тренировочные и диагностические работы в режиме on-line. Учащиеся постоянно обращаются к этому сайту.

2. Образовательный портал Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (http://reshuege.ru ) содержит каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестов-тренажеров для подготовки к экзаменам. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение.

3. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания для каждого ученика, согласно заданным учителем условиям, не нужно тратить время на проверку заданий – результаты выполнения работ учащихся видны на компьютере.

4. http://alexlarin.net/ege14.html сайт А.А.Ларина - генератор вариантов ЕГЭ – 2020 из заданий Открытого Банка, которые удобно распечатать, с ответами.

5. http://ege.yandex.ru/ онлайн-тесты по математике.

В своей работе я использую и готовые программные продукты, предназначенные для подготовки учащихся к ЕГЭ. Например: Образовательные ресурсы Интернета - Математика (http://www.alleng.ru ) содержит демонстрационный вариант ЕГЭ-2020, типовые варианты ЕГЭ, типовые тематические задания ЕГЭ, учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ, ЦТ по математике, видео уроки для подготовки к ЕГЭ (http://video-repetitor.ru/, http://math.video-repetitor.ru/).

На занятиях использую и готовые мультимедийные презентации, позволяющие представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, продемонстрировать ученикам образцы оформления решений прототипов заданий. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Презентации беру с сайтов:

1. Сеть творческих учителей»(www.it-i.ru ),

2. «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru ).

4. http://semenova-klass.moy.su/index/podgotovka_k_egeh/0-113 сайт учителя математики, в котором много хороших презентаций, прототипы по заданиям 2 части и др.

В целях повышения эффективности подготовки к ЕГЭ провожу диагностические, тренировочные работы через систему СтатГрад Московского института открытого образования. Телекоммуникационная система СтатГрад предназначена для осуществления документооборота (выдача заданий и сбор отчетов) при проведении контрольно-диагностических мероприятий.

Использование internet-ресурсов

Использование электронного образовательного ресурса Учи.ру

В этом учебном году я начала пользоваться новым для меня и учащихся образовательным ресурсом Учи.Ру.– это образовательная онлайн-платформа, с помощью которой ученики из всех регионов России могут изучать школьные предметы в интерактивной форме. Начать пользоваться ресурсом просто. Достаточно зарегистрироваться на сайте http://uchi.ru в качестве учителя ,получить доступ к личному кабинету, раздать логины и пароли своим ученикам, распечатав приглашения (в них также указаны коды доступа для родителей). Можно выделить два основных направления использования: в школе и дома. В школе во время урока или внеурочной деятельности по 10-15 минут на уроке можно пройти вместе с учащимися одну или несколько карточек. Например, по математике в 6 классе их 161, на весь учебный год вполне хватит. Причем карточки разработаны таким образом, что подходят под любой УМК и соответствуют современным образовательным стандартам. В конце четверти, на уроках обобщающего повторения один урок в неделю можно посвятить работе с интерактивными заданиями. Дома ученики могут заниматься в любое удобное для себя время. При этом учитель видит результаты каждого ученика в своем личном кабинете на сайте Учи.Ру, отслеживает статистику. Если есть возможность, то работа в компьютерном классе при делении класса на две группы дает возможность пройти задания в индивидуальном режиме. При работе дома Учи.Ру является надежным помощником родителю, который также может отследить успехи своего ребенка с помощью статистики, увидеть, какие темы и как усвоены учащимся, имеются ли проблемы и пробелы в знаниях. Особенностью, я бы даже сказала уникальностью, данной образовательной платформы является индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Во время выполнения каждого задания система строит диалог с ребенком, реагируя на правильность и даже скорость принятия ответа. В случае правильного решения хвалит ученика и предлагает новое задание. В случае ошибки система задает вопросы, которые помогают ученику прийти к верному решению. При этом система подбирает персональные задачи и уровень сложности. Таким образом, учащийся с учетом индивидуальных особенностей изучает материал, строя собственную образовательную траекторию развития. Для каждого ученика в личном кабинете имеются разделы «Портфолио», «Вебинары», «Олимпиады». Учитель в личном кабинете имеет разделы «Главная», «Мои классы», «Портфолио», «Вебинары»

Таким образом, основными преимуществами использования образовательной платформы Учи.Ру являются интерактивность, доступность ко всем заданиям и статистике для школ и учителей. Ученикам предоставляется бесплатный доступ в школе и после уроков до 16.00 (с учетом своего часового пояса). После 16.00 доступно 20 заданий бесплатно. Для неограниченного доступа родители учащихся могут оформить подписку, выбрав соответствующий тип аккаунта в личном кабинете.

Одним из способов повышения мотивации в изучении математики является участие школьников в олимпиадах. Особенностью участия в олимпиадах на платформе Учи.Ру является то, что каждый ученик, вне зависимости от уровня обучаемости и обученности, может принять участие в олимпиадах различного уровня, сделать это совершенно бесплатно. Есть уникальная возможность разбора олимпиадных задач прошлых лет, задач повышенного уровня сложности. Каждый участник получает сертификат, призер – похвальную грамоту, победитель – диплом, учитель и учебное заведение - благодарственные письма. Наградные материалы можно скачать и распечатать. По итогам первого полугодия 2019- 2020 учебного года во всероссийской олимпиаде по математике на платформе Учи.Ру учащиеся 6, 10,11 классов стали победителями и призерами олимпиады. Также на сайте имеется возможность участия в конкурсах, развивающих основные математические навыки: счет, логику. По мнению учащихся и родителей, образовательная платформа Учи.Ру дает возможность сделать процесс обучения «мотивированным», «интересным», «захватывающим», «индивидуальным», «современным».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.