Статья на тему «ИКТ как средство развития языковых и коммуникативных навыков и умений на уроках русского языка и литературы»
ИКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
В современном информационном обществе наряду с умением читать и писать выделяется владение компьютерными технологиями.
Школьник как центральная фигура образовательного процесса имеет иной стиль мышления, по-другому оценивает процесс обучения и собственное положение в нем. Учитель на данном этапе перестает быть основным источником информации, непреложной истиной для ученика. На первое место ставится формирование компетентностей, а не механическое усвоение готовых знаний, предложенных учебником и учителем. Умение ставить цель, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, предлагать пути решения создавшейся учебной ситуации, организовывать собственную деятельность, работу в паре и группе, проанализировать выполнененную работу и сделать соответствующие выводы — важные составляющие учебного процесса, необходимые компетенции, которые должен усвоить учащийся в информационном социуме.
Роль учителя сводится к тому, что он примеряет на себя роль тьютора, сопровождающего образовательный процесс в рамках системно-деятельностного подхода.
К одним из условий успешной подготовки педагога по стандартам нового поколения относится владение информационными технологиями. Как это действует в процессе учебной деятельности?
Информационно-коммуникационные технологии обучения — совокупность средств современной компьютерной техники, средств телекоммуникации, инструментария различных программных систем, обеспечивающих программно-методическое сопровождение современных технологий обучения, основной задачей которых является доступ к современным информационно-образовательным ресурсам.
Современные средства ИКТ представляют возможность повышения качества и эффективности образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Кроме того, позволяют не только создать багаж знаний из понятий той или иной науки, но и развить творческие, интеллектуальные способности обучающихся, научить работе с различными источниками информации, помогают делиться опытом.
ИКТ возможно использовать на уроках русского языка, литературы на различных этапах урочной и внеурочной деятельности.
Возможности MindMeister или Mind Maps позволяют создать интеллектуальные карты, графические схемы как спооб моделирования логической структуры текста во взаимосвязи их частей или ментальные карты для запоминания большого количества информации, например, в рамках обзорной темы во время изучения творчества того или иного писателя или объемного произведения в старших классах («Евгения Онегина» А.С.Пушкина).
Интеллектуальные карты — это графическое выражение процесса мышления. Они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации при подготовке к ОГЭ или ЕГЭ на уроках русского языка во время изучения орфографических или пунктуационных правил, которые представлены в виде красочных интеллектульных карт; на этапе создания нового знания или на этапе работы в группах. Кроме того, вовлеченную в проектную деятельность, учащиеся с удовольствием будут представлять плоды своих трудов, например, по теме «Веселая лингвистика», используя интеллектуальные карты в программе Concept Draw.
У многих учителей возникает вопрос о том, какие можно использовать ресурсы для проверки уровня усвоения знаний учащихся. Сейчас представлено огромное количество сервисов, которые быстро помогают оценить степень овладения теоретическим материалом: Lecta.ru, Якласс, LearningApps (в большей степени для пятиклассников), сайт Захарьиной, ИС Дневник.ру. На некоторых из них можно создать список класса и загружать выбранные Вами приложения для выполнения или создать самостоятельно по примеру предложенных. Например, на сайте LearningApps можно предложить учащимся стать участником игры «Кто хочет стать миллионером?», ответить на вопросы викторины по теме, стать онлайн игроком и прийти к финишу первым, ответив на все вопросы. Работы будут автоматически проверены, и результаты высветятся в общем списке. Это очень удобно и на этапе проверке знаний на уроке или в период дистанционного обучения, когда не представляется возможности в полной мере организовать учебный процесс.
Проектная деятельность — отдельная область для учащихся, в которой формируются исследовательские навыки и применяются теоретические знания на практике. Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность, то в ходе этой деятельности целесообразно использование средств ИКТ. Так, при подготовке проекта «История письменности» можно использовать не только средства Power Point, но и возможности time graphic для создания ленты времени, а wiki wall.ru поможет презентовать онлайн-газету, которая может быть посвящена абсолютно любой теме в рамках проекта по предмету. Безусловным достоинством этого сайта является то, что можно использовать не только инструменты для форматирования текстовых объектов, но и добавлять аудио-, видеофайлы, рисунки, диаграммы. Кроме того, доступ к редактированию газеты при возможности можно открыть для членов своей группы, готовящей проект.
Возможности ИКТ достаточно широки.очень быстро меняется информационное пространство, появляются новые возможности и инструменты для того, чтобы заинтересовать учащихся, помочь им всесторонне развиваться. Но неизменной остается роль учителя, который должен стать ориентиром в этом многообразии.