Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»

2
0
Материал опубликован 23 August 2022 в группе

Основы профессиональной компетентности педагога


На современном этапе развития общества система образования Российской Федерации проводит многочисленные реформы в связи со сменой модели культурно-исторического развития. Изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений в профессиональном сознании самого учителя. Ведь именно учитель является ключевой фигурой при реализации на практике основных нововведений. От уровня профессиональной компетентности и профессионализма педагога зависит успешность различных инноваций и решение многих поставленных государством задач. Теоретическая и практическая готовность учителя к осуществлению своей деятельности в равной степени характеризуют его профессионализм и составляют его профессиональную компетентность. Профессиональная компетентность подразумевает интегральную характеристику личности и профессионализма педагога, которая определяет его способность продуктивно решать профессиональные задачи, возникающие в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится опираться на свой опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры.


Выделяют четыре вида профессиональной компетентности: специальную, социальную, личностную, индивидуальную.

1. Под специальной, или деятельностной профкомпетентностью, понимают организацию деятельности на высоком профессиональном уровне, которая включает в себя не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике.

2. Социальная профкомпетентность означает владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе и приемами профессионального общения.

3. Личностная профкомпетентность включает умение владеть способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации, а также способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

4. Индивидуальная профкомпетентность – это наличие у педагога приемов саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Педагогическая профессия предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами и технологиями обучения. Учитель должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать достаточным уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни. 

В соответствии с новыми стандартами педагогическая деятельность претерпевает существенные изменения. Современные требования предполагают от педагогов умения учить детей способам самостоятельного добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление. Педагогический процесс характеризуется разнообразием и динамизмом, поэтому учитель должен уметь адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. Важную роль в процессе профессионального саморазвития педагога и повышения педагогической компетентности  играет его готовность к новому, передовому. 

Таким образом, основными составляющими готовности учителя являются  психологический аспект,  глубокие знания предмета,  умение реализовать полученные знания и повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень. 

 







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации