Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Основы профессиональной компетентности педагога
Современный этап развития российского образования обусловлен открытием новых технологий. Учитель в наше время – это не просто человек дающий знания, а наставник направляющий своих учеников к изучению мира вокруг себя. Поэтому в образование стали требоваться педагоги высокопрофессиональные, готовые меняться, творчески думающие, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
Что же такое компетентность педагога?! Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.
Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.
Значимая роль в процессе формирования профессиональной компетентности педагогов отводится использованию различных форм организации и методов обучения. В качестве основных в системе подготовки и переподготовки педагогов можно отметить следующие: учебно-исследовательская деятельность; технология проблемного обучения; применение данных способов для решения других конкретных задач; информационно-коммуникационные технологии; проектная деятельность; организация учебных дискуссий, диспутов; участие в семинарах-практикумах, мастер-классах, научно-практических конференциях; ролевые и деловые игры и др.
Базовые компетенции педагога:
социально-личностные компетенции;
постановка целей и задач педагогической деятельности;
мотивация учебной деятельности;
информационная компетентность;
разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений;
компетенции в организации учебной деятельности.
В современном мире на первый план выходит информационная компетентность. В нее входит качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе.
Немаловажной компетенцией остаётся коммуникативная - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.
Современное общество делает актуальной правовую компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности выступает способность педагогов самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Структурными элементами самообразования могут выступать самоанализ и осознание его необходимости, планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения), самопроявление, анализ, самокорректировка. В учреждении образования необходимо создать условия для самообразования педагогов, оказания им методической помощи в процессе работы с литературой, выделения главных ключевых понятий в любом информационном материале, составлении опорных схем, планов, прогнозирования и оценивания результатов деятельности.
Таким образом профессиональная компетентность педагога – это постоянно движущееся, динамичное состояние, которое должно развиваться, подпитываться наукой, обществом и прогрессом.
Ресурсы:
Профессиональная компетентность современного педагога. https://infourok.ru/professionalnaya_kompetentnost_sovremennogo_pedagoga-180736.htm
Лекция «Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство».
https://kpfu.ru/staff_files/F127876106/Lekciya_1_Pedagogicheskaya_kompetentnost_i_pedagogicheskoe_masterstvo.pdf
Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5947/1/mon00069.pdf
Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования. https://lyc1571sz.mskobr.ru/files/klyuchevye_kompetencii_pedagoga.pdf