Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»

3
0
Материал опубликован 23 August 2022

Основы профессиональной компетентности педагога

Современный этап развития российского образования обусловлен открытием новых технологий. Учитель в наше время – это не просто человек дающий знания, а наставник направляющий своих учеников к изучению мира вокруг себя. Поэтому в образование стали требоваться педагоги высокопрофессиональные, готовые меняться, творчески думающие, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

Что же такое компетентность педагога?! Компетентность - личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Если говорить о профессиональной компетентности педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике.
Значимая роль в процессе формирования профессиональной компетентности педагогов отводится использованию различных форм организации и методов обучения. В качестве основных в системе подготовки и переподготовки педагогов можно отметить следующие: учебно-исследовательская деятельность; технология проблемного обучения; применение данных способов для решения других конкретных задач; информационно-коммуникационные технологии; проектная деятельность; организация учебных дискуссий, диспутов; участие в семинарах-практикумах, мастер-классах, научно-практических конференциях; ролевые и деловые игры и др.

Базовые компетенции педагога:

социально-личностные компетенции;

постановка целей и задач педагогической деятельности;

мотивация учебной деятельности;

информационная компетентность;

разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений;

компетенции в организации учебной деятельности.

В современном мире на первый план выходит информационная компетентность. В нее входит качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе.

Немаловажной компетенцией остаётся коммуникативная - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.

Современное общество делает актуальной правовую компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности выступает способность педагогов самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Структурными элементами самообразования могут выступать самоанализ и осознание его необходимости, планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения), самопроявление, анализ, самокорректировка. В учреждении образования необходимо создать условия для самообразования педагогов, оказания им методической помощи в процессе работы с литературой, выделения главных ключевых понятий в любом информационном материале, составлении опорных схем, планов, прогнозирования и оценивания результатов деятельности.

Таким образом профессиональная компетентность педагога – это постоянно движущееся, динамичное состояние, которое должно развиваться, подпитываться наукой, обществом и прогрессом.

Ресурсы:

Профессиональная компетентность современного педагога. https://infourok.ru/professionalnaya_kompetentnost_sovremennogo_pedagoga-180736.htm

Лекция «Профессиональная компетентность педагога и педагогическое мастерство».
https://kpfu.ru/staff_files/F127876106/Lekciya_1_Pedagogicheskaya_kompetentnost_i_pedagogicheskoe_masterstvo.pdf

Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5947/1/mon00069.pdf

Ключевые компетенции педагога как основа становления нового качества образования. https://lyc1571sz.mskobr.ru/files/klyuchevye_kompetencii_pedagoga.pdf





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации