Статья на тему «Основы профессиональной компетентности педагога»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты Тайшетского района
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью
«Основы профессиональной компетентности педагога»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Спиридонова Наталья Леонидовна,
1 квалификационная категория.
2022г.
Что же входит в основы профессиональной компетентности педагога? Думаю, прав был Василий Александрович Сухомлинский. Он говорил, что благоговение одного человека перед другим начинается, когда он видит перед собой интересного, мыслящего, духовно богатого человека. Безусловно, такой учитель будет располагать к себе детскую душу. Однако педагог может очень хорошо разбираться в своей, более узкой сфере деятельности, но передать знания сможет только тогда, когда установятся доброжелательные человеческие отношения с детьми.
Эмоциональный фон-это основной настрой на урок, на долгосрочные отношения с обучающимися. Дети, видящие перед собой спокойного, умного учителя, уверенного в себе, сами успокаиваются и настраиваются на нужный лад. Я снова обращаю внимание на высказывание Сухомлинского: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.» Урок, в моём понимании, это песня, где учитель-её дирижёр, а дети-аккомпаниатор. И песня эта должна быть гармоничной, чтобы всем было комфортно.
Только после этого немаловажным фактором будет являться умение передать свои знания ученикам. В такие минуты педагог должен чувствовать при этом его, ученическую, уникальность. Ни для кого не секрет, что все дети разные. Восприятие информации у каждого проходит по-своему. Педагог должен быть внимательным человеком, чтобы увидеть насколько ребёнок понимает то, о чем идёт речь, вовремя подкорректировать и свою, и ученическую деятельность, другими словами проявить индивидуальный подход.
Надо отметить, что при общении с юными созданиями от учителя требуется такой навык, как педагогический такт. Невозможно выстроить человеческие отношения, проявляя высокомерие к детям, показывая чрезмерную гордость. Детская душа очень быстро чувствует любую фальшь, поэтому я «голосую» всегда за искренность и простоту. Желательно, чтобы педагог стал для ученика старшим другом, наставником, но важно при этом сохранять дистанцию, чтобы не было запанибратских отношений. Если при объяснении материала можно что-то упростить, сделать более понятным, то к таким решениям надо прибегать. Это лишний раз подтверждает профессиональную компетентность педагога.
Совершенствоваться в своём деле, проходить курсы повышения квалификации, конечно, необходимо. А вдруг вы встретите на своём пути вундеркинда. Да и к тому же подготовка к ВПР, ГИА, олимпиадам заставляет учителя постоянно расти профессионально, чтобы выполнять задачи, которые перед нами ставит государство.
Что ещё входит в основы профессиональной компетентности педагога? Счастье, да, простое человеческое счастье. Когда у него в душе царит мир и гармония, человек сможет с любовью относиться к работе, при условии, что он её выбрал себе по душе. Счастливый человек сможет дарить радость бытия детям, общаться с ними по любым вопросам и внеурочное время. К такому человеку дети пойдут за советом, будут перенимать его мировоззренческий опыт, ведь счастливые люди излучают позитив, в их глазах светится доброта.
Тут напрашивается встречный вопрос. Что же нужно человеку для счастья?
Поскольку речь идёт о непростых людях, о педагогах, чрезмерно занятых, то я скажу: «Нужно свободное время и возможности». Впрочем, я снова вспоминаю своего любимого педагога… Ведь посмотрите, чтобы быть эрудированным человеком, педагог должен интересоваться многими вещами, быть в курсе большинства событий, иметь обширный кругозор. А что для этого надо? Читать, путешествовать, хотя бы по интернету, посещать музеи, выставки, следить за научно-техническим прогрессом, отдыхать, смотреть хорошие фильмы со смыслом, посещать театры, встречаться с друзьями. Ну не сможет педагог жить только одной однообразной работой и быть при этом интересным человеком. По-человечески, если у учителя не будет своего досуга, он быстро выдохнется. Всё же нужно идти в ногу со временем!
Кстати, я это знаю не понаслышке, опробовала на себе. Я очень люблю читать и смотреть спектакли. Когда я готовила своих учеников к итоговому сочинению, то сильно устала. Можно сказать, я переутомилась. Чтобы восстановить свои силы, я поехала в Красноярский театр, по пути читала книгу. Посмотрев молодежную постановку, посмеявшись от души, я словно заново родилась. Мои силы от перемены места и полученной порции смеха восстановились. Вернувшись, я поделилась своими впечатлениями от прочитанного и от просмотра спектакля с детьми и продолжила свою работу. Кстати, итоговое сочинение мои ученики все написали, и экзамен успешно сдали. Думаю, что успешная, результативная деятельность педагога тоже является основой профессиональной компетентности учителя: ты понимаешь, что трудился не зря! Не зря тщательно следил за своей речью, чтобы быть примером детям. Эталонная речь педагога-важнейший компонент профессионализма.
Вера! Вера в собственные силы, в то, что ты сеешь разумное, доброе, вечное…Вот еще одна из основ профессиональной компетентности педагога. Рядом с ней ступает Надежда, надежда на лучшее будущее детей, страны…
Думаю, я перечислила все важные компоненты профессионализма педагога. Личности, которая в ответе, прежде всего, за юные человеческие души, чтобы они росли не обозлёнными на школу и её учителей, а благодарными…
Литвиненко Ирина Витальевна
Спиридонова Наталья Леонидовна