Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена собственные и нарицательные»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент | Приветствие обучающихся. | Приветствие учителя. | ||||
Мотивационно-целевой | Ребята, представьте, что к нам в класс сейчас зайдет новый ученик. Нам нужно познакомится с ним. Что мы скажем? Он назовет свое собственное имя, а вы – свое. Что еще мы у него выясним? Зачем даются имена, клички, названия? Как вы думаете, какова тема нашего урока? Давайте попробуем определить цель нашего урока? Задачи? | Как тебя зовут? Какую книгу ты читаешь? Как зовут твою собаку? На какой улице ты живешь? Имя существительное собственное и нарицательное. Узнать, что такое имя нарицательное и имя собственное. Научится различать собственное и нарицательное имена существительные Понимать их роль в речи | ||||
Работа по теме урока | Понаблюдайте! Слова какой группы обозначают названия однородных предметов (явлений), а какой – названия единичных (отдельных) предметов?
Подумайте и дайте определение собственным и нарицательным именам существительным. Давайте сверим ваши определения с определениями из учебника. У кого совпали варианты? Задание №1. Вспомните и запишите клички животных из книг и мультфильмов. Задание №2. Запишите 5-6 примеров на каждую группу существительных, обозначающих: 1) географические названия; 2) имена, фамилии писателей, ученый, исторических деятелей, литературных героев; 3) названия исторических событий; 4)названия книг, журналов, спектаклей. Задание №3. Выберите для себя 2-3 имени и образуйте от них как можно больше уменьшительно-ласкательных имен, используя суффиксы –очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -чик- и др. Задание №4. Перед вами имена персонажей русских сказок. Продолжите этот ряд. Составьте 2-3 предложения с именами существительными. Василиса Прекрасная, Иван-царевич, Кощей Бессмертный, … Упр. 495 Упр. 497 Упр. 500 | | ||||
Закрепление изученного материала | Заменялки. В нашем классе учатся Вика, Соня, Лера, Коля, Вова, Гена, Грища, Ксюша, Даша, Толя и Сева. Как их будут звать, когда они вырастут? | | ||||
Подведение итогов | Как отличить имена собственные от имен нарицательных? | | ||||
Рефлексия | «Пейзаж»: обучающимся предлагаются две картины. Одна картины проникнута грустным настроением, другая веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. | | ||||
Домашнее задание | Упр. 494 или 501 (на выбор) Индивидуальное задание: подготовить сообщение о названиях улиц, площадей в честь знаменитых людей (по упр. 499) Творческое задание: разработать алгоритм разведения имен собственных и имен нарицательных. | |