Урок русского языка в 6 классе «Имя числительное. Повторение»
Пояснительная записка к уроку русского языка по теме «Имя числительное. Повторение» в 6 классе
Работа представлена в гуманитарном направлении – урок русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное. Повторение». Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки. В классе 9 человек, качество знаний по предмету 44%. Обучение ведётся по учебнику «Русский язык 6 класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2014 год. Используется программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 210 часов (6ч в неделю). Тема изучается в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» (16+4ч.), урок 17.
Для реализации поставленных целей на уроке в форме виртуальной экскурсии мною выбраны элементы проблемного обучения, технологии встречных усилий, коммуникативно – деятельностный метод с применением ИКТ. Созданная в программе Power Point презентация обогатила урок эмоциональной окрашенностью, психологически облегчила процесс усвоения, вызвала у учащихся интерес к предмету.
Урок начинается с «разминки». Подготовленное чтение стихотворения Валентины Тимофеевой «С Пикета» и демонстрация слайдов № 2-4 концентрирует детское внимание, настраивает их на эмоциональную и интеллектуальную волну. Данный приём выполняет свою задачу – разогрев.
Второй этап урока – постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления. Использую приём «Цель и цели» (слайд №5). Данный приём выбран мною не зря, так как главная воспитательная удача состоит в том, что ученик совместно с учителем сознательно ставит перед собой задачу, решение которой потребует определённых усилий. Также использование данного приёма решает задачу формирования культуры общения.
Третий этап – контрольно-подготовительный. Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний. С целью развития мотивации, положительного отношения к теме, использую приём «Согласен – не согласен», делаю это через признание личности ученика, опираясь на их знания. Учащиеся, ведя диалог друг с другом, соглашаются или не соглашаются с утверждением, начиная свое высказывание-аргумент с фразы: «Я согласен...» или «Я не согласен...». Использование данного приёма позволяет выяснить, на каком уровне находятся знания учащихся. И я не только решаю в это время образовательные задачи, но и провожу тренинг общения. В ходе обсуждения выясняется, что каждый имеет некоторое представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определённое представление о предмете. Это учит не бояться незнания, даёт возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него – самостоятельный коллективный поиск, соединение усилий всех участников. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, а это подготавливает к переходу на следующий этап урока.
Четвёртый этап урока – «сотворчество». Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий в совокупное знание по изучению темы. Учащиеся проводят экскурсию по музею В.М.Шукшина, формулируют задания для одноклассников, проверяют, оценивают работы по самостоятельно разработанным критериям. Данный приём развивает умение общаться, монологическая форма ответа сопровождается отработкой умений владеть своим голосом, следить за темпом речи. Заполнение путевых листов – необычная работа для учащихся, поэтому они с большой охотой выполняют все задания.
На этапе рефлексии происходит осмысление результатов работы. Процесс содержательного обобщения «Цели и целей» - итог урока. Написание синквейна – впечатление от проведённой экскурсии.
Важным аспектом рефлексивного этапа урока является определение домашнего задания. На данном уроке предлагается три задания на выбор.
Приложение №1
Путевой лист ______________________________
Числительные | Количественные | Порядковые | ||
Целые | дробные | собирательные | ||
Простые | | | | |
Составные | | | | |
Приложение №2
1. Родина Василия Шукшина, писателя, кинорежиссёра, актёра, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной и Ленинской премий, - старинное село Сростки Бийского района Алтайского края. Расположены Сростки в 36 км. от Бийска по Чуйскому тракту. Село основано в 1804 г. переселенцами из сёл, расположенных на реке Бии, - Большого Угренёва, Усятского и Шубенки. Но своего наполнения оно достигло благодаря потоку переселенцев из западных областей России во второй половине XIX века. Предки Шукшина по линии отца переселились сюда из самарской губернии в 1867 году, Поповы – родственники по линии матери – в 1897 г. тоже из Самарской губернии.
2. После въезда в село Сростки по Чуйскому тракту со стороны города Бийска, мы начинаем пешеходную экскурсию по музею В.М. Шукшина.
Дороги ведут к берегу Катуни с видом Поповского острова, на «Камушки» в Баклань.
А рядом Пикет с березовыми колками, отвесными обрывами над Катунью и Федуловкой.
Все это - немые свидетели детства Василия Макаровича, праздники его души.
- Первым пунктом нашей экскурсии по музею-заповеднику будет место, где стоял дом, в котором родился Василий Макарович Шукшин. Василий Макарович прожил короткую и вместе с тем долгую жизнь. Пожалуй, только в раннем детстве он жил, пусть и в трудных условиях (совсем мальчонкой остался без отца), но в сравнительно обычном ритме. Бегал по улицам родного села Сростки, играл в лапту, рыбачил в любимой им Катуни, читал первые книжки. С началом войны, когда ушел на фронт и вскоре погиб отчим, каждый год, прожитый Василием Шукшиным, можно считать за три.А этот дом был куплен Василием Макаровичем матери в 1965 г. на гонорар за первый роман «Любавины». В нём Мария Сергеевна прожила около семи лет.
- В 1978 г. здесь был открыт музей матери Шукшина. Первой вошла в дом-музей Мария Сергеевна. Любимая комната Шукшина в этом доме – зал. Здесь любил работать Василий Макарович.
3. - Следующий объект показа нашей экскурсии - бывшая Сросткинская школа, главное здание музея. Здесь в 1944 гг. В.М. Шукшин окончил 7 классов, а вернувшись в село после армии, сдал экзамены на аттестат зрелости «экстерном», в 1953 - 1954 учебном году работал учителем в вечерней школе рабочей молодежи с исполнением обязанностей директора школы. В настоящее время в здании располагается историко-литературная экспозиция «Жизнь и творчество В.М. Шукшина», в большом зале организуются выставки, проводятся встречи, музыкальные программы.
- Здесь Василий Макарович учился в 1944 году. А 1981 г. снимали сцены художественного фильма «Праздники детства» по рассказам В.Шукшина «Из детских лет Ивана Попова».
- Центральный раздел экспозиции. Охватывает хронологический период от отъезда в Москву до последней работы в кино и литературе: поступление и учеба во ВГИКе, первые роли, режиссура и постановка фильмов. Первый рассказ «Двое на телеге» Шукшина-студента напечатан в журнале «Смена» № 15 за 1958г. Первая книга, сборник рассказов «Сельские жители» (1963 г.).
4. - Писатель, актёр, кинорежиссёр В.М. Шукшин занял видное место в мировой литературе и искусстве. За 15 лет творческой деятельности Шукшиным написано 2 романа, 5 повестей, 7 киноповестей и более 120 рассказов. Произведения В.М.Шукшина с 1975 года издавались и переиздавались в нашей стране более 130 раз. Его книги переведены на 48 языков народов мира (включая страны ближнего зарубежья), изданы в 20 зарубежных странах.
- Самостоятельный раздел «Шукшин и театр» включает материалы о многочисленных постановках театров в нашей стране и за рубежом по произведениям В.М. Шукшина в 80е-90е годы.
Наталья Алексеевна Яковлева
Светлана Семеновна Цветенберг