Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа «ТРУД (технология)» (цветоводство и декоративное садоводство) 9 класс надомное обучение (ФГОС, 1 вариант)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
города Губкина Белгородской области
«Согласовано» Руководитель УВО _______________ Корягина Л.В. Протокол № 1 От «29» августа 2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «ООШ № 14 для учащихся с ОВЗ» ___________Н. Л. Колесникова «30» августа 2024 г.
| Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ № 14» ______________________Шульга В.В. Приказ № 286 От «30» августа 2024 г. |
Индивидуальная адаптированная
основная общеобразовательная
рабочая программа
«ТРУД (технология)»
(цветоводство и декоративное садоводство)
9 класс
надомное обучение (ФГОС, 1 вариант)
………………
Учитель: Шукис Ольга Александровна
2024– 2025 учебный год
Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная программа учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программой по трудовому обучению (цветоводство и декоративное садоводство) и на основе «Технология. Цветоводство и декоративное садоводство: 9-й класс» : методическое пособие к учебнику Н. М. Карман, Г. Г. Зак / Н. М. Карман, Г. Г. Зак. — Москва : Просвещение, 2023. — 44, [4] с.
Как учебный предмет «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» имеет большое значение для всестороннего развития детей с умственной отсталостью. Занятия трудового обучения способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, повышают уровень их общего развития, благотворно влияют на развитие мелкой моторики (например, сбор семян растений, составление грунта и т. д).
Специфика курса Труд «цветоводство и декоративное садоводство» состоит в том, что в процессе трудового обучения цветоводству, учащийся приобретает навыки и умения по уходу за комнатными растениями; однолетними и зимующими многолетними цветковыми растениями. По сбору, сушке и хранению семян; выращиванию рассады цветочных растений для школьных цветников; учится рассказывать о цветах, выполненной работе, объяснять допущенные ошибки, оценивать свою и чужую работу. Ученик учится обрабатывать почву, сеять, ухаживать за цветочными растениями и выращивать их если данные действия вызывают затруднения, то совместно с учителем выполняет работу или наблюдает.
Обучение осуществляется по очно-заочной форме обучения. В соответствии с учебным планом программа 9 класса рассчитана на 272 часа в год, из них в очной форме с учителем отводится 138 часов - 4 часа в неделю, и 136 часов – 4 часов в неделю – на заочную форму обучения, предполагающую самостоятельную работу под контролем учителя. Учитель обеспечивает управление заочной учебной работой по освоению учащимся программы и ее методического сопровождения.
Курс учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» направлен на коррекцию познавательной и речевой деятельности, способствует развитию у детей правильного восприятия формы, цвета предметов, оказывает положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности.
Цель программы:
вооружить учащегося доступными знаниями, навыками и умениями, которые необходимы для работы на уроках цветоводства и декоративного садоводства; способствовать социальной адаптации ребёнка
Задачи программы:
- Ознакомить воспитанника с многообразием многолетних и однолетних цветковых растений.
- Научить приемам выращивания цветковых растений.
- Способствовать социальной адаптации ученика; выполнять несложные виды работ на цветниках.
- Развитие качеств личности, необходимых для успешного участия в посильном труде.
Индивидуальная адаптированная основная общеобразовательная программа по «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» содержит разделы по цветоводству: культурные цветковые растения, сбор семян однолетних крупносеменных цветковых растений, уборка однолетних растений в цветнике, заготовка земляной смеси для комнатных растений, уход за комнатными растениями, выращивание рассады бархатцев, цветковые растения, размножаемые семенами цветковые растения, инвентарь для работы в цветнике.
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Содержание учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» в 9 классе
В структуру программы учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство. 9 класс» входят следующие обязательные содержательные линии:
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и др.).
Инструменты и оборудование. Простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и пр. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда. Предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и/или ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда. Правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Содержание учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» определяется профессиональной направленностью трудового обучения в образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, необходимостью проведения коррекционной работы на занятиях, психофизическими и возрастными особенностями обучающихся.
При подборе и разработке разделов и тем программы учитывалась возможность их изучения в условиях работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Содержание учебного предмета «Труд (технология). Цветоводство и декоративное садоводство» для 9 класса представлено в учебнике.
№ п/п | № по теме | Тема | Домашнее задание |
| | | 1-я четверть – 32 часа |
| | Профессиональная ориентация – 5 часов | |
1 | Техника безопасности на уроках цветоводства и декоративного садоводства | Знать ТБ на уроках | |
2 | Повторение правил работы с инструментами | Повторить ТБ при работе с инструментами | |
3 | Выбор профессии | стр. 5 – 7, ответить на вопросы | |
| 4 | Возможные ошибки при выборе профессии | стр. 9 – 11 |
| 5 | Заочные экскурсии по профориентации | Презентация |
| | Осенняя посадка дерева, кустарника – 12 часов | |
| 1 | Строение саженца дерева или кустарника: расположение корневой шейки, корни вертикальные и горизонтальные. | Запись в тетради |
| 2 | Размещение кустарников и деревьев на участке. | стр. 55 – 58, запись в тетради |
| 3 | Способы разметки мест посадки. Разметка линий траншей и мест посадок деревьев с помощью измерительной ленты, шнура и колышков. | Запись в тетради |
| 4 | Размеры ям и траншей под посадку стандартных и 3 – 5 - летних саженцев деревьев и кустарников. | Запись в тетради, повторить ТБ при работе с лопатой |
| 5 | Ручной и механизированный способы выкопки ям и траншей. Расстояния между ямами. | Презентация, запись в тетради |
| 6 | Правила посадки дерева и кустарника. | Памятка, читать запись в тетради |
| 7 | Внесение в ямы органических удобрений. | Памятка, стр. 70 - 77 уч. 7 кл. повторить |
| 8 | Соответствие возраста и величины саженца и размера ямы. | Запись в тетради |
| 9 | Каштан. Сорта каштана. Конский каштан, европейский (посевной) каштан | стр. 17 – 20, заполнить таблицу |
| 10 | Выбор места для посадки каштана. | стр. 21 – 23, ответить на вопросы |
| 11 | Посадка саженцев каштана | стр. 24 – 27, ответить на вопросы, РТ стр. 4 - 6 |
| 12 | Уход за посадками каштанов. Особенности ухода за посадками каштанов. | стр. 27 – 28, ответить на вопросы |
| | Посадка живой изгороди – 8 часов | |
| 1 | Живая изгородь. Посадка живой изгороди | стр. 39 - 41 уч. 8 кл. повторить |
| 2 | Выбор места для посадки живой изгороди. Шаг посадки | стр. 30 – 32 |
| 3 | Технология посадки кустарников для живой изгороди. Траншея | стр. 33 – 35, РТ стр.6-7 выполнить задания |
| 4 | Выбор растений для живой изгороди | стр. 42 - 44 уч. 8 кл. повторить |
| 5 | Лапчатка кустарниковая (курильский чай). | стр. 36 - 38 |
| 6 | Стрижка и обрезка живой изгороди. Инвентарь для обрезки и стрижки живой изгороди. | стр. 46 – 52 уч. 8 кл. повторить |
| 7 | Уход за живой изгородью. Вертикальная линия обрезки | стр. 38 - 41 |
| 8 | Осенний уход за кустарниками. | стр. 30 – 32 уч. 7 кл. повторить |
| 9 | Растения, используемые для живой изгороди в местных условиях. | стр. 53 – 55 уч. 8 кл. повторить, таблица в тетради |
| | Практические работы – 6 часов | |
| 1 | Посадка дерева: выкопка ямы, перемешивание почвы с органическим удобрением. | Повторить ТБ при работе с органическими удобрениями |
| 2 | Установка кола, формирование холмика в яме, установка саженца на холмик | билет № 1, вопрос 1 |
| 3 | Расправление корней, засыпка почвой, уплотнение почвы вокруг саженца ногами. | билет № 1, вопрос 2 |
| 4 | Проверка расположения корневой шейки, полив, подвязка ствола к колу. Мульчирование торфяной крошкой. | билет № 2, вопрос 1 |
| 5 | Посадка кустарника: расстановка в траншее, расправление корней. | билет № 2, вопрос 2 |
| 6 | Засыпка почвой, уплотнение почвы ногами, полив. Мульчирование торфяной крошкой. | |
| | | 2-я четверть – 32 часа |
| | Уход за розами – 14 часов | |
| 1 | Разнообразие сортов роз, виды (садовая, парковая, дикорастущая). | Презентация |
| 2 | Розовый куст: строение, форма, величина, окраска цветков | Знать строения растения |
| 3 | Отличительные признаки видов роз. | Презентация |
| 4 | Зимостойкость. Верхушечные почки. Фазы закаливания | стр. 44 - 46 |
| 5 | Куст с вертикальными побегами, раскидистый куст. | билет № 3, вопрос 1 |
| 6 | Осенний уход за розами | стр. 44 - 46 |
| 7 | Обрезка роз: глубокая обрезка, умеренная обрезка, лёгкая обрезка. | РТ стр. 7 -9, заполнить |
| 8 | Правила безопасной работы секатором. | билет № 3, вопрос 2 |
| 9 | Срезка невызревших побегов с розы. | стр. 60 – 62 уч. 6 кл., повторить |
| 10 | Удаление листьев с растений. | Завершить работу |
| 11 | Укрытие роз. | стр. 51 – 53, знать способы укрытия роз |
| 12 | Окучивание розы на высоту 20 – 25 см | Завершить работу |
| 13 | Сухое укрытие, оборачивание. | Завершить работу |
| 14 | Дополнительная подвязка растений. | билет № 4, вопрос 1 |
| | Расфасовка семян – 8 часов | |
| 1 | Бумажный пакет для семян: назначение, форма, размеры. | стр. 81 – 83 уч. 5 кл., повторить |
| 2 | Способы соединения деталей пакета. | стр. 85 – 83 уч. 5 кл., повторить |
| 3 | Маркировка пакета. Расфасовка семян по пакетам. | Завершить работу |
| 4 | Тканевый мешочек для хранения семян: форма, размеры. | билет № 4, вопрос 2 |
| 5 | Изготовление мешочка для хранения семян | стр. 75 - 78 |
| 6 | Отработка швов для изготовления тканного мешочка | стр. 79 – 83, РТ стр. 11 - 12 |
| 7 | Маркировка мешочка. Расфасовка семян в мешочек. | билет № 5, вопрос 1 |
| 8 | Самостоятельное изготовление бумажного пакета для хранения семян. | Завершить работу |
| | Пряности – 10 часов | |
| 1 | Пряные растения. | стр. 54 – 56, ответить на вопросы |
| 2 | Использование пряных растений | стр. 58 – 61 |
| 3 | Группы пряностей. Бактерицидные свойства, эфирные масла | РТ стр. 9 – 11 |
| 4 | Использование пряных растений | Выполнить п/ р № 3 стр. 62 - 66 |
| 5 | Специи, сельскохозяйственные культуры. | билет № 5, вопрос 2 |
| 6 | Виды пряных трав. Неприхотливые сорта растений | Запись в тетради |
| 7 | Выращивание пряных трав в домашних условиях | стр. 67 - 69 |
| 8 | Заготовка почвенной смеси. | билет № 6, вопрос 1 |
| 9 | Посев семян пряных растений в горшки | стр. 70 - 73 |
| 10 | Уход за посевами. Умеренный полив, рыхление почвы. | |
| | | 3-я четверть – 46 часов |
| | Выгоночные цветковые культуры – 8 часов. | |
| 1 | Выгонка как комплекс агротехнических приемов | стр. 135 – 137 уч. 8 кл., повторить |
| 2 | Правила выгонки растений в зимнее время. | стр. 142 – 147 уч. 8 кл., повторить |
| 3 | Выгонка пряной зелени | стр. 83 - 87 |
| 4 | Сорта петрушки для выгонки | билет № 6, вопрос 2 |
| 5 | Технология посадки корнеплода на выгонку Укорачивание корнеплода | стр. 87 – 90, ответить на вопросы |
| 6 | Условия для выращивания растений | билет № 7, вопрос 1 |
| 7 | Полив почвы в ящиках и поддержание высокой влажности в хранилище. | Запись в тетради |
| 8 | Перемещение ящиков в светлое тёплое помещение. | билет № 7, вопрос 2 |
| | Размножение комнатных растений – 18 часов | |
| 1 | Выбор комнатных растений для размножения | стр. 91 – 93, знать ТБ при работе с химическими веществами |
| 2 | Размножение комнатных растений дочерними розетками. Способы размножения | стр. 94 – 96, РТ стр. 13 ответить на вопросы |
| 3 | Размножение растения дочерними розетками с отделением от уса | стр. 97 - 100 |
| 4 | Размножение растения дочерними розетками без отделения от уса | билет № 8, вопрос 1. |
| 5 | Размножение комнатного растения воздушными отводками | стр. 100 – 102, ответить на вопросы |
| 6 | Технология получения воздушного отводка | стр. 103 - 106 |
| 7 | Практическая работа «Получение воздушного отводка» | стр. 107 - 112 |
| 8 | Практическая работа «Посадка воздушного отводка» | РТ стр. 15 – 16 ответить на вопросы |
| 9 | Размножение комнатных растений листом. Тургор | стр. 112 - 114 |
| 10 | Укоренение листа в воде. Активированный уголь | стр. 115 – 117, ответить на вопросы |
| 11 | Почвенная смесь для посадки укоренённого листа фиалки | билет № 8, вопрос 2. |
| 12 | Посадка укоренённого листа в почву | стр. 118 – 120, РТ 16 – 17, заполнить |
| 13 | Высадка молодых фиалок в горшки. Особенности высадки | стр. 121 – 122, ответить на вопросы |
| 14 | Наблюдение, уход. | РТ стр. 17-18, заполнить |
| 15 | Выращивание комнатных растений из семян | стр. 127 - 129 |
| 16 | Вегетативный материал, световой день | билет № 9, вопрос 1. |
| 17 | Технология посева семян комнатных растений (на примере семян кактуса). Температурный режим | стр. 130 – 132, РТ стр. 18-19 заполнить |
| 18 | Практическая работа «Пересадка всходов кактусов в горшки» | стр. 133 – 135, РТ стр. 20 – 21 заполнить |
| | Горшечные цветковые растения – 6 часов | |
| 1 | Сезонноцветущие горшечные растения закрытого грунта | билет № 9, вопрос 2. |
| 2 | Цикламен: общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения | Запись в тетради |
| 3 | Примула: общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения | билет № 10, вопрос 1. |
| 4 | Герань: общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения | Запись в тетради |
| 5 | Кальцеолярия: общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения | билет № 10, вопрос 2. |
| 6 | Гибискус: общая характеристика, условия выращивания, использование, сроки цветения | Запись в тетради |
| | Практические работы – 4 часа | |
| 1 | Размножение горшечных цветочных растений. | Повторить билеты 1-5 |
| 2 | Подготовка земляных смесей для выращивания цветочных растений. | Запись в тетради |
| 3 | Заполнение горшка земляной смесью. Пересадка рассады в цветочные горшки. | Повторить билеты 5-10 |
| 4 | Размещение горшков в прохладном, светлом помещении. Полив. | Повторить билеты |
| | Классификация цветковых растений – 10 часов | |
| 1 | Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зелёном строительстве | стр. 90 – 98 учебник 7 кл, повторить |
| 2 | Цветковые растения открытого и закрытого грунта | билет № 11, вопрос 1.стр. |
| 3 | Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения | Запись в тетради |
| 4 | Красивоцветущие растения | билет № 11, вопрос 2. |
| 5 | Декоративнолиственные растения | Запись в тетради |
| 6 | Горшечные растения | билет № 12, вопрос 1. |
| 7 | Выгоночные растения | Повторить билеты 10-11 |
| 8 | Грунтовые цветковые растения закрытого грунта (гвоздика, калла, гербера) | билет № 12, вопрос 2. |
| 9 | Общие признаки групп цветковых растений | Повторить билеты 1-12 |
| 10 | Краткая характеристика некоторых представителей этих групп | |
| | | 4-я четверть - 26 часов |
| | Весенний уход за розами – 6 часов | |
| 1 | Весенний уход за розами | стр. 135 - 137 |
| 2 | Снятие зимних укрытий. | билет № 13, вопрос 1. |
| 3 | Обрезка роз. Вымокание роз, выпревание роз. | стр. 139 - 140 |
| 4 | Правила обрезки кустов роз. | РТ стр. 21 – 22 заполнить |
| 5 | Подкормка роз. | билет № 13, вопрос 2. |
| 6 | Мульчирование роз | РТ стр. 23, заполнить |
| | Практическое повторение - 6 часов | |
| 1 | Посев и пикировка однолетних цветковых растений. | Повторить билеты |
| 2 | Высадка рассады однолетних цветковых растений в цветник. | Повторить билеты |
| 3 | Уход за зимующими многолетними цветковыми растениями. | билет № 14, вопрос 1. |
| 4 | Весенний уход за кустарниками. | Повторить билеты |
| 5 | Заготовка компонентов земляных смесей. | Повторить билеты |
| 6 | Уход за комнатными растениями. | билет № 14, вопрос 2. |
| | Стандартные саженцы - 8 часов | |
| 1 | Строение саженца дерева: расположение корневой шейки, виды корня (горизонтальный, вертикальный). | |
| 2 | Правила посадки саженцев. | билет № 15, вопрос 1. |
| 3 | Понятие стандартный саженец дерева. | Запись в тетрадь |
| 4 | Выращивание саженцев в питомнике. | Повторить билеты |
| 5 | Выкопка, упаковка и транспортировка саженцев | Повторить билеты |
| 6 | Выкопка ямы по размер саженца. | билет № 15, вопрос 2. |
| 7 | Посадка саженцев, полив, подвязка. | Повторить билеты |
| 8 | Уход за посадкой. Рыхление почвы. | Повторить билеты |
| | Трудовой кодекс – 4 часа | |
| 1 | Трудовой кодекс Российской Федерации, Фонд социального страхования (ФСС) | РТ стр. 28 – 29 заполнить, читать запись в тетради |
| 2 | Основные положения законодательства об охране труда. | Повторить билеты |
| 3 | Основные правила и инструкции по безопасности труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии. | Записи в тетради |
| 4 | Краткая санитарно – гигиеническая характеристика условий труда в озеленительном хозяйстве и на цветоводческом предприятии. | Повторить билеты |
| | Специальная одежда – 4 часа | |
| 1 | Спецодежда. Средства индивидуальной защиты | РТ стр. 23 |
| 2 | Маркировка средств индивидуальной защиты | стр. 144 – 147, ответить на вопросы |
| 3 | Уход за спецодеждой. Сезонная спецодежда | стр. 148 – 150, ответить на вопросы |
| 4 | Пуговицы для спецодежды. Пуговицы со сквозными отверстиями, пуговицы с ушком. Правила пришивания пуговиц. | |