Методические указания «Индивидуальная и групповая работа педагога-психолога ОУ по психологическому сопровождению учащихся 2–4 классов с трудностями и без трудностей в обучении»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра педагогики и психологии
Индивидуальная и групповая работа педагога – психолога ОУ по психологическому сопровождению учащихся 2-4 классов с трудностями и без трудностей в обучении.
Развитие интеллекта
(как научить читать и осознавать прочитанное)
Автор работы:
Нуреева Инна Александровна,
педагог - психолог, МБОУ г. Мурманска
Гимназия № 3
Мурманск
2017
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Часть I (которую можно прочитать потом, если захотите) - Теория
Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера.......................4
- Эффективные технологии психолого – педагогического взаимодействия………………………………………………….5
Факторы, влияющие на учебную мотивацию (Таблица 1)……………...5
Возрастные особенности мотивации (Таблица 2)…………………….…5
Часть II - Практика
Психодиагностика до проведения занятий (Таблица 3)…..………….....9
Групповые или индивидуальные занятия …………...………………….10
10 правил чтения………………………………………….………………10
Инструкция к занятиям………………..………………………………….10
Упражнения на включение (зврядка)…………………………………...10
Основная часть – 10 занятий…………………………………………….11
Упражнения для расширения поля зрения………………………..….....17
Упражнения для синхронизации левого и правого полушария г.м…..27
Упражнение для проверки внимания………..………………………… 29
Приложения для синхронизации полушарий г.м………….……30
Литература………………………………………………………………….
Введение
«Магический» - просто другое слово для обозначения психического. – Карл Густав ЮНГ.
В современной школе все больше и больше детей сталкиваются с трудностями в обучении. Причем эта тенденция наблюдается во всем образовательном пространстве. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития. Причин много, но в каждом случае подход должен и может быть индивидуальным.
Мы – система образовательных учреждений, как мне видится, немножко опаздываем с предоставлением каждому ребенку индивидуально – деференцированного подхода. Понятно почему, ведь школа это огромный живой организм как большая река Волга или Кама со своими правилами и законами. Очень сложно судоходной реке подстроится под каждую рыбку или под каждого рыбака.
Прошлым летом мне представилась уникальная возможность побывать в Казани и познакомится с удивительными педагогами, посмотреть их опыт работы. Погрузившись в их мир, я открыла и свой собственный, вспомнила своих обожаемых харизматических суперзвезд – Федерика Перзла, Вирджинию Сатир, Фрейда, Канта, Узнадзе, великих наших современников – Юлию Гиппенрейтер. Это своего рода путеводные звезды моего мира. Представляя их работу, возникает впечатление, что эти люди решают задачу клинической психологии с чудесной легкостью психотерапевтического мага. Вторгаясь в личное пространство любого человека в их страдание, боль и даже безразличие своих пациентов, они превращают их безнадежность в новую радость жизни, возвращают им надежды. Хотя все подходы метров к решению задач отличаются один от другого, как день и ночь. Однако, одно качество, по-видимому, свойственно всем психологическим магам и чародеям: уникальная чудодейственность присущей им силы. Шелдон Коп описал свой опыт общения с одним из таких людей в книге "Гуру" (стр. 146):
"Перлс обладает чрезвычайно сильным личным обаянием, независимостью духа, готовностью рисковать и идти в любом направлении, которое подсказывает ему его интуиция, а также высокоразвитой способностью вызывать чувство близости у любого, кто внутренне готов к работе с ним... Наблюдая за тем, как он ведет за собой другое существо, открывая ему новый опыт, нередко чувствуешь слезы на собственном лице, чувствуешь себя то совершенно опустошенным, то заполненным радостной энергией. Интуиция Перлса настолько тонка, а его методы настолько действенны, что иногда ему достаточно несколько минут, чтобы отыскать у пациента "горячую точку". Пусть вы немы, лишены гибкости, ваши чувства омертвели, вы нуждаетесь в помощи и одновременно боитесь, что она придет и изменит привычное. Перлс прикасается к "горячей точке" и совершает чудо. Если вы готовы сотрудничать с ним, возникает такое впечатление, будто он просто протягивает вам руку, сжимает пальцами замок-молнию и стремительным движением вниз распахивает ваше нутро, так что измученная наша душа падает на пол между ним и вами".
Перлс, разумеется, не единственный из психотерапевтов, кто обладал магической силой подобного рода. Вирджиния Сатир и некоторые другие известные психотерапевты, мои замечательные коллеги – школьные психологи, владеют этой способностью к чуду. Отрицать существование этой способности или называть ее просто талантом, интуицией или гениальностью - значит заранее налагать ограничения на собственные возможности оказывать людям действенную помощь. А это значит, что мы теряем возможность предложить приходящим к нам за помощью клиентам, опыт, который они могут применить, чтобы изменить собственную жизнь и начать жить более полно и радостно.
Моя задача, как школьного психолога состоит в том, чтобы подарить по возможности частичку волшебства каждому ребенку. Потому, что наша магия похожа на другие сложные формы человеческой деятельности, вроде живописи, сочинения музыки или запуска ракеты с человеком на борту на Луну, и любой психолог вам скажет, что данная магия обладает структурой. Гриндер и Бендер вам в помощь.
Карл Густав Юнг, ученик Фрейда и основоположник одного из направлений глубинной психологии говорил так: - Если вы одаренный человек, это не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать.
Часть I
Социально-когнитивная теория Джулиана Роттера
С точки зрения социально-когнитивной теории Роттера (Rotter, 1954) внешние события могут оказывать разное влияние на поведение человека, и характер этого влияния будет существенно зависеть от способа восприятия этих событий, присущего конкретному человеку. Одни и те же события могут быть расценены разными людьми противоположным образом и вследствие этого по-разному влиять на их поведение.
Способ восприятия событий внешнего мира формируется в процессе взаимодействия с другими людьми. Те, в свою очередь, исходят при этом из своих убеждений, так или иначе передавая их друг другу. В процессе взаимодействия между людьми и происходит социальное научение – передача опыта от поколения к поколению. И, если вдруг, учитель забывает про искренность, ученик чувствует, что происходит что-то, что он еще не умеет или не может определить. Нарушается коммуникативная связь, которую восстановить бывает очень сложно. Потому, что ребенок, как никто другой чувствует ложь и картина мира нарушается, происходит расстыковка. Действия и слова противоречат эмоциям или наоборот. В душе ребенка поселяется недоверие и это недоверие педагогу.
Мы - взрослые можем и умеем погружаться в мир наших детей, а вот наши дети еще малы, чтобы обладать такой ло(мо)бильностью. Они просто не понимают зачем им это, зачем им чужой мир, ведь им очень комфортно в своем. Когда учитель грубо вторгается в пространство ребенка у ребенка включаются защитные механизмы. А, когда педагог объясняет, что коммуникация – это в первую очередь обмен знаниями и опытом, каждый ученик раскроется перед вами как бутончик у любого цветка. А какую фиалку или ландыш вы вырастите, это зависит только от индивидуально - деференцированного подхода, который может найти каждый учитель к своему ученику. Причем у каждого учителя подход будет свой, особенный.
Что делать школьному психологу в ситуации, когда растет недоверие между учеником и учителем? Сложно исправить взрослого человека, если он этого мало желает, а вот помочь ребенку в сложной для него ситуации возможно. Возможно, научить его тем методам и правилам, которые знаешь сам и действуешь осознанно на подсознательном уровне. Как это? Точно так же как и осознанное чтение на подсознательном уровне, как вождение автомобиля, как написание статьи, как полет в космос, как любая деятельность, к которой ты проявляешь искренний интерес или ЛЮБОВЬ.
С чего нужно начинать? С мотивации и самооценки.
Низкая свобода действий в сочетании с высокой ценностью потребности по Роттеру означает плохую адаптацию и часто ведет к невротическим нарушениям. Если человек присваивает высокую ценность тем потребностям, для удовлетворения которых у него недостаточно ресурсов, то наслаждаться жизнью у него едва ли получится.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности личности, целями предлагаемых мною занятий (тренинга) для детей и подростков является: развивающая деятельность, которая может помочь школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. А, так же, атрибуции (приписывания причин), мотивация и создание ситуации успеха. Это скрытые цели для меня как исследователя. Явные, это развитие интеллектуальных возможностей школьников.
Результат, к которому я стремлюсь – это улучшение в обучении детей и подростков, повышение мотивации к знаниям, увеличение скорости осознанного чтения школьников 2-4 классов, развитие интеллектуальных возможностей учащихся. Чтобы любой родитель, мог взять в руки мою методику и сказать, вот, здорово! Это именно то, что мне нужно, для того чтобы помочь моему ребенку на начальном этапе его обучения. Ведь школа это труд не только большого коллектива педагогов, но и труд каждого родителя в отдельности. Мне очень понравились слова на последнем звонке в нашей гимназии, заключительные слова родителей: «Спасибо вам дорогие педагоги за наших СОВМЕСТНЫХ детей». Ведь так оно и есть, как потопаешь, так и полопаешь!
Хочу, чтоб педагоги могли пользоваться моими занятиями, включать их в свою деятельность и вести детей к новым знаниям, легко и непринужденно.
Верю, что моя методика поможет пробудить в наших детях все то прекрасное, что есть в них. А, детям стать лучшими из лучших! В добрый путь, через тернии к звездам!
Эффективные технологии психолого – педагогического взаимодействия.
Применяя данную методику, учителю и родителю следует придерживаться следующих рекомендаций:
Будьте уверены, что каждый человек может стать лучше.
Создавайте среду, способствующую партнёрству взрослого и ребенка.
Используйте занятия, чтобы получать информацию о задачах, которые ребенок считает сложными для себя.
Обсуждайте с учениками результаты и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели.
Давайте обратную связь, помогая детям определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.
Любите то дело, которым вы занимаетесь здесь и сейчас.
Помните, что отдавая что-то, вы получаете что-то. И, от того как вы отдаете зависит то, что вы получите.
Хочу остановиться на основной, пожалуй, задаче любого педагога - это рефлексия. Что почувствовал, узнал, попробовал, что будешь делать. Она является самым эффективным взаимодействием учителя и ученика. Потому что ребенок получает ответы на свои вопросы здесь и сейчас и это очень важно для детской психики, зачем накапливать в подсознании ребенка гештальты, разрешите их сразу и на месте.
Методы рефлексии: О.Б. Даутова, пособие для педагогов «Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС» в разделе 5 собраны все самые популярные приемы, и она должна стать настольной книгой каждого педагога.
Педагогига Монтесори
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого - педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств. Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Почему же из детского сада ребенок приходит слабо подготовленный. Почему мы забываем про все хорошее, что наработано нашими коллегами?
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, они могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Монтессори-материалы дают ребенку возможность контроля над ошибками. Ребенок учится сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Хочу напомнить, что, например, доверие к миру у ребенка закладывается до 2-х лет. Зачастую, нам – школьным психологам приходится иметь дело с недоработками наших же коллег. Мне честно, хотелось плакать, когда я зашла в один детский сад, там грустный ребенок сидел на скамеечке около дверей в спортивную комнату. Подошла к нему спросила, почему здесь сидишь? Ребенок отвечает, что ему не нравятся занятия. Как, малышу и уже не нравятся? Что вы там делаете с ними?
Другой случай, мама привела ко мне на занятия сына, который еще не ходит в школу, но уже умеет читать по слогам. Ты наверно уже в школу хочешь, - спрашиваю я его в беседе. Нет, говорит, не хочу. Почему? – удивляюсь я. Потому, что там учиться надо, а мне уже надоело. Что вы делаете, родители? Ребенку еще только 6 лет, а ему уже надоело учиться… И в первом и во втором случае необходима мера и адекватное отношение взрослых к потребностям детей.
Внимание! Мои занятия для детей уже умеющих бегло читать 2 - 4 классы, можно и первоклассникам заниматься, уровень у всех детей разный. Но, единственное, что нельзя делать, это навязывать детям занятия. Пусть они сами и с удовольствием выполняют их. См. 10 правил чтения Даниэля Пеннака
Благодаря современным методам функциональной нейровизуализации (функциональная МРТ) определены ключевые виды деятельности, естественным образом активизирующие префронтальную кору головного мозга, управляющую высшей нервной деятельностью, в.н.д.. Это:
Чтение, письмо, счет;
Общение с людьми;
Творческий ручной труд.
Чтение, письмо, счет и творчество не только заставляют работать префронтальные отделы головного мозга, но и улучшают умственные способности.
Мои исследования проведенные в ходе экспериментальных занятий с детьми, подростками и взрослыми людьми показали, что после выполнения простых арифметических вычислений в течение двух минут школьники запоминают в среднем 9,8 (до 8,3/12,2 - взрослые) слов, а после чтения в слух течение 2 минут в среднем 10,1 слова. Это означает, что после выполнения простых арифметических вычислений и чтения вслух память улучшается более чем на 20%. Арифметические вычисления и чтение вслух выступали в качестве разминки для мозга, поэтому он начинает работать более эффективно, чем обычно.
Результаты эксперимента со взрослыми испытуемыми варьируется, но в целом положительная динамика была в 100% случаев. Эксперимент продемонстрировал, что память улучшилась в среднем на 12%. Как говорит мой друг, доктор психологических наук, я не знаю как, но это работает! Можно ли использовать данную методику для предупреждения старения мозга, думаю, что можно. В этой области больших результатов добился японский профессор Рюта Кавашима из университета Тохоку. Могу только рекомендовать его книги для развития интеллекта и памяти.
Часть II - Практика
Психодиагностика до проведения занятий
В Таблице 3 представлены методики для диагностики самосознания младших школьников, они могут использоваться профессиональными педагогами – психологами в условиях ОУ. Родителям же достаточно адекватно оценить успеваемость своего ученика по дневнику и вывести среднюю оценку по всем предметам (сложить все оценки и разделить на количество предметов) в начале занятий и если вы ориентируетесь на результат и ориентируете на него своего ученика обязательно посчитайте успеваемость в конце занятий по итогам ближайшей четверти.
Важно посмотреть технику чтения до занятий и в конце обрадоваться полученным результатам. Как правильно проверить стартовую скорость: дайте ребенку прочитать любой небольшой текст для его возраста, 60 – 70 слов, визуально зафиксируйте время на начала и окончания чтения. Обязательно скажите ребенку, что вы не будете ему мешать и поправлять во время чтения, он прочитает так, как умеет, главное, что он умеет это делать. Затем, разделите количество слов в тексте на время чтения в секундах. Например, 60 слов за 1 минуту 30 секунд, то 60 делим на 90 и умножаем на 60 (60/90х60) = 40 слов ребенок читает в минуту.
Как посчитать осознанность чтения? Нужно задать ребенку 10 вопросов по тексту. Хорошо, когда в тексте 10 предложений и по ним мы можем задать столько же вопросов.. Ребенок ответил на все 10 вопросов – процент осознанности 100% если на 4 – 40% соответственно.
Групповые или индивидуальные занятия
Заниматься с детьми можно индивидуально, а можно и в группе от 5 до 8 человек, при соблюдении данного условия один педагог или родитель сможет уделить достаточно внимания каждому ребенку, что будет являться главным и основным мотиватором к вашим занятиям. Да, именно внимательное отношение к детям является самым важным мотиватором для каждого ребенка.
10 правил детского чтения Даниэля Пеннака
Право не читать.
Право перескакивать страницы.
Право не дочитывать книгу.
Право перечитывать.
Право читать что попало.
Право на боваризм (склонность подменять реальное воображаемым)
Право читать где попало.
Право втыкаться ()
Право читать вслух.
Право молчать о прочитанном.
10 прав – один запрет, никогда не смейтесь над теми, кто не читает, а то они так и не начнут.
Инструкция к занятиям
Для занятий необходима любимая книжка, которую ребенок хочет прочитать, небольшая указка, простой карандаш, цветные карандаши и часы с секундной стрелкой, чтоб учитель мог контролировать время.
Перед началом занятий желательно включить детей в процесс.
Как это сделать, существует масса способов. Мне лично нравится зарядка. Можно предложить детям несколько упражнений на растирание ладоней и ушных раковин, можно придумать свой комплекс основываясь на .
Упражнение на включение
Любого ребенка нужно подготовить к занятиям. В этом нам поможет разминка, можно придумать самому, можно взять зарядку у таких авторов как Никишин, Семенович. Я взяла у нашего педагога начальных классов Татьяны Ивановны, которая много лет настраивает наших мурманских первоклашек на рабочий лад и поверьте, что у нее в классе 100% мотивация.
Аккуратно растираем ладошки.
Теплыми ладошками аккуратно растираем щечки.
Загибаем ушки, чуть-чуть потянем мочку вниз, затем вверх, затем в сторону.
Сделаем слоника: большие пальчики положим за ушки, остальные в кулачки и аккуратно потрем ушки сверху – вниз – 3-4 раза
Аккуратно постучим пальчиками по голове, можно приговаривая «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям».
Пальчики в кулачки, растираем кулачками ручки, плечи, ручки, плечи.
Ладошками похлопаем себя по рукам и ногам.
Замок – соединяем ручки за спиной в замок сначала правая сверху, а левая снизу и наоборот, повторить 2 раза.
Отлично! Хорошо! Молодцы!
Все вместе повторяем: Здоровье в порядке! Спасибо зарядке!
Основная часть
10 дней занятий.
Как показала практика 10 дней занятий достаточно, чтобы заложить в ребенке базу саморазвития. Первые мои занятия прошли в малой группе детей второклассников – 5 человек, во время осенних каникул, мы обучались навыку 6 дней ежедневно. Результат получили сразу: у ребят увеличилась скорость осознанного чтения и повысились оценки по русскому и математике. Вторую четверть дети закончили без троек по основным предметам. Они исправили полученные за первую четверть тройки на 4 и 5, что явилось еще и хорошим мотиватором к получению знаний и повышению самооценки.
Родители! Достаточно быть внимательными к своим детям и все получится, экономьте семейные деньги на совместные семейные радости. У нас в Мурманске час занятий по данной системе стоит 420 рублей!!! 10 занятий – 4 тысячи 200 рублей соответственно! Вот такая ментальная арифметика, которая входит в данный курс занятий с детьми.
Необходимые материалы книги, которые дети хотят прочитать, арифметические примеры, задания, цветные карандаши, указка, простой карандаш, резинка, секундомер или часы с секундной стрелкой.
Мне удобно проводить занятия в библиотеке, где заранее приготовлены книги, которые соответствуют возрастной группе. Я за то, чтобы дети перестали носить тяжелые потфели и учебники были загружены в планшеты. У меня обычно три группы детей, которые я распределяю по возрасту 6-7 лет; 8-10; 11-13.
1 день:
Приветствие
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Мотивация и самооценка. (Ясюкова – рисуем дерево, мотивацию можно посмотреть у ребенка до занятий методика Лускаловой – оценка уровня школьной мотивации или Нежиной – Беседа о школе)
Работаем с текстом. Читаем про себя на время, стоп через 2 минуты, ребята сами считают, сколько слов в минуту они прочитали. Дочитывают текст до конца. Отвечают на вопросы. (Здесь нужно быть внимательным, дети могут приписывать себе возможности, если слов получилось много, проверьте индивидуально)
Решаем примеры на время, можно устный счет.
Продолжаем работать с текстом.
Зарядка для разведчиков (волшебников) – Упражнение Алфавит
Работа с текстом.
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Рефлексия
Обязательно, поговорить с детьми что понравилось, были ли трудности, что удалось сделать, успеть на занятии. Каждого похвалить.
Будьте цедры на похвалу, для ребенка это является важным мотиватором. На следующем занятии он сделает еще больше.
2 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Чтение с указкой.
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
3 день
Приветствие.
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Чтение с указкой.
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
4 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Рисование на тему занятия
Счет.
Таблицы Шульте
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Чтение с указкой
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
5 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Чтение с указкой.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
6 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Чтение с указкой.
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
7 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
8 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Чтение с указкой.
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
9 день
Приветствие
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Чтение с указкой.
Рисование на тему занятия
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
10 день
Приветсвие.
Зарядка.
Вступительное слово (мини лекция на тему)
Зарядка для глазок – таблицы Шульте
Рисование на тему занятия
Чтение с указкой.
Алфавит.
Зарядка для глазок, лабиринт.
Счет.
Работа с текстом.
Рисование двумя руками.
Работа с текстом.
Рефлексия.
Порядок ведения занятия можно менять, оставив суть:
введение – основная часть – заключение. Каждому ребенку нужно затратить свое определенное время на выполнение заданий, нельзя оставлять незаконченным выполнение того или другого. Поэтому, пока дети заканчивают рисовать, считать или закрашивать двумя руками, другие ребята в это время читают про себя или шепотом, кому как удобно. Два плюса: занятие проходит ровно и спокойно, за уроки дети смогут прочитать любимые книги, или те, которые давно хотели прочитать.
Отличные упражнения на синхронизацию правого и левого полушария. За открытие разделения мыслительных процессов Роджер Сперри получил нобелевскую премию еще в 1981 году. Теория Установки Узнадзе известна стала известно грузинской психологической школе в середине прошлого века от ученика В. Вунда. Дмитрий Николаевич Узнадзе под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Экспериментально изучал особенности смены установки, выделил в структуре психики иерархическую систему установок к деятельности в начале прошлого века! Трудов Узнадзе днем с огнем не найти, ни в одной библиотеке. Почему? Узнадзе разработал вопросы возрастной, педагогической психологии, психотехники, особенности языка: образования и постижения понятий.
Без чтения наш мозг отказывается хорошо работать, дает сбой, страдает логика и интуиция. Последовательное развитие правого и левого полушария дает возможность видеть слышать, чувствовать и понимать наш мир намного глубже. Развивайте своих детей. Это даст им возможность быть успешными и счастливыми! Левое полушарие отвечает за наш творческий потенциал, правое – за последовательность, логику, структуру. Включая оба полушария вы даете возможность их синхронизации, что улучшает способности любого человека в любой деятельности, а нашим детям дает сверхобучаемость. Полученный навык остается на всю жизнь, выводится на осознанный уровень и легко развивается, где граница этого развития и есть ли, она пока не знаю. Наверно эти и другие открытия нашего века будут осуществлять наши дети. (Упражнения на развитие правого и левого полушария можно найти у Никишина и Семенович).
Приложение 1
Упражнения для расширения поля зрения (зрительной памяти)
Приложение 2
Упражнения для расширения поля зрения
клиновидные таблицы, Шульце
Приложение 3
Упражнения для синхронизации полушарий
Алфавит (может быть использована любая гимнастика, например упражнения для пальчиков)
Приложение 4
Упражнение для проверки внимания. Ступ - тест
Приложение 5
Упражнения для рисования правой и левой рукой
Литература
Список использованной литературы
Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
Ахмадулин Ш.Т. Скорочтение для детей : Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное. – 2-е изд., стер. – Москва : БИЛИНГВА, 2017. -160 с.
Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
Кавашима Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти. Продвинутая версия. – СПб.: Питер, 2017. – 192 с.: ил. – (Серия «Сам себе психолог».)
Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практиче-ское пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
Пригоровская Светлана Валериевна
Гапонова Оксана Владимировна
Инна Нуреева