Индивидуальная программа музыкально одарённого ребёнка

1
0
Материал опубликован 17 January 2022 в группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2

Пушкинского района г. Санкт- Петербурга










Индивидуальная образовательная программа

музыкально способного ребенка

на 2021 - 2022 учебный год.













Составила:

музыкальный руководитель

Михальчук Татьяна

Владимировна














Содержание

1. Пояснительная записка

2. Характеристика особенностей развития ребенка.

3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

4. Планируемые результаты

5. Перспективно-тематическое планирование






































«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский.

1.Пояснительная записка

Проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.

В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.

К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.



Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Задачи:

- раскрыть музыкальные способности;

- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;

- вовлекать в конкурсы на различном уровне;

- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду

- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах

поддержки и сопровождения способных детей.





2.Характеристика особенностей развития ребенка.

Анкетные данные

Фамилия, имя: Иванкина Мария, Долмат Кристина

Возраст: 5 лет

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.

Девочки с ярко выраженными музыкальными способностями. Любят музыку, артистичны, быстро отзываются на ритм и мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко запоминают, сочиняют свои мелодии. Девочки свободно воспроизводят мелодию голосом, точно её интонируют, подбирают по слуху на музыкальном инструменте. Когда они поют, то вкладывают в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: они с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочки отличаются высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они легко устанавливает контакт с собеседником.

Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей.


3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

Содержание образовательной деятельности

Артикуляционная гимнастика

Игровое распевание

Пальчиковые игры с пением

Пение

1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

Расширение диапазона;

Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;

Усиление насыщенности звука;

Полетность;

Улучшение вибрато;

Большая певучесть звука;

Свобода;

Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

3. Фразировка и дыхание

Голосоведение;

Метроритм,темп;

Тембр;

Динамика;

Фразировка.

4. Тренировка слуха

Распевки;

Слушание музыкальных произведений;

Творческое сочинение мелодии;

Музыкальные викторины.

5. Техника исполнения мелодии

Применение дирижёрского жеста;

Гаммовые распевки по руке;

Сольфеджио;

Вокализ.

Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.



4. Планируемые результаты.

Сформированный познавательный интерес к вокальному искусству;

Овладение вокальными навыками, такими как певческое дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;

Развитый музыкальный слух, сформированные навыки владения средствами музыкальной выразительности;

Ребенок становится активными исполнителем, умеющими выражать волнующие его чувства в художественном образе через пение.


5. Перспективно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Подбор диагностических методик.

2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.

3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.

4. Подбор вокальных упражнений для развития певческого голоса.

5. Выступление на осеннем празднике

Октябрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Лошадка», «Веселый язычок»

Игровое распевание

Задачи:

Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, то есть чистое интонирование.

Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.

Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.

Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. Далее задачи те же.

Музыкальный материал: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: песенки-упражнения

Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.

«Предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).

Повышают общий уровень организации ребёнка.

Направлены на развитие чувства ритма, выразительное исполнение, совмещение пения с показом, координации движений. Музыкальный материал: «Маленькая мышка», «Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой

Работа над песней «Дождик» О.Полякова.

Выступление на осеннем развлечении с сольным номером. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.


Ноябрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Укреплять гортань.

Работать над дикцией

Музыкальный материал:

«Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».

Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».

Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

Преодолевать дефекты речи.

Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).

Игровое распевание

Задачи:

Расширять диапазон детского голоса.

Учить точно, попадать на первый звук.

Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.

Самостоятельно попадать в тонику.

Музыкальный материал: «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой. Песни о маме.

Пение

Задачи:

Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.

Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен.

Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: те же.

Музыкальный материал: «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Работа над песнями «Ладушки», «К нам гости пришли»

Участие в концерте «День матери» с сольным номером и в составе ансамбля.


Декабрь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.

Укреплять голосовые связки.

Развивать динамический слух.

Музыкальный материал:

«Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Формировать более прочный навык дыхания.

Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.

Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

Игровое распевание

Задачи:

Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.

Точно интонировать интервалы.

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Музыкальный материал: «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать умение у детей петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: те же.

Музыкальный материал: «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Начало подготовки песни «Модница», «Колокольчик» к вокальному городскому конкурсу «Золушка и Маленький Принц».

Сольное выступление на новогоднем утреннике.


Январь

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.

Развивать дикцию и артикуляцию.

Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа.

Музыкальный материал:

Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.

Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.

Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».

Игровое распевание

Задачи:

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто.

Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

Музыкальный материал: «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.

Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

Совершенствовать исполнительское мастерство.

Учить работать с микрофоном.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

Усилить интерес детей к певческой деятельности.

Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах.

Развивать мелкую моторику, творчество.

Музыкальный материал: «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Развивать певческий голос.

Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

Развивать динамический слух.

Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».

Игровое распевание

Задачи:

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.

Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.

Песни

Задачи:

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.

Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

Учить работать с микрофоном.

Песни «Модница», «Колокольчик».

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

Развивать мелкую моторику.

Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.



Февраль

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Развивать певческий голос.

Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

Развивать динамический слух.

Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».

Игровое распевание

Задачи:

Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.

Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.

Песни

Задачи:

Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.

Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

Учить работать с микрофоном.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

Развивать мелкую моторику.

Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песни «Мамочка», «Колокольчик», «Модница».

Выступление с сольным номером «Модница» на музыкально-спортивном празднике, посвященному Дню Защитника Отечества.


Март

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.

Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Музыкальный материал:

Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок».

Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

Развивать динамический слух.

Преодолевать дефекты речи.

Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).

Упражнения для распевания

Задачи:

Расширять диапазон детского голоса.

Учить детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику.

Развивать умение интонировать на одном звуке.

Учить связывать звуки в «легато».

Музыкальный материал: «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

Побуждать к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь , а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи: Развивать мелкую моторику.

Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением

Музыкальный материал: Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песни «Колокольчик», «Мамочка».

Выступление с сольным номером «Мамочка» на утреннике, посвященному 8 Марта.





Апрель.

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Развивать певческий голос.

Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

Упражнения на развитие дыхания

Задачи:

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.

Тренировать артикуляционный аппарат.

Музыкальный материал: «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

Игровое распевание

Задачи:

Добиваться более лёгкого звучания.

Развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение, умение раскрепощаться.

Музыкальный материал: «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.

Пение

Задачи:

Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать обучать работать с микрофоном.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.

Развивать дыхание.

Усиливать интерес к певческой деятельности.

Музыкальный материал: «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

Песня «Лето» в исполнении хора «Великан»

Участие в районном конкурсе детского творчества


Май

Артикуляционная гимнастика

Задачи:

Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.

Игровое распевание

Задачи:

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.

Закреплять вокальные навыки детей.

Музыкальный материал: знакомый репертуар.

Пение

Задачи: совершенствовать вокальные навыки:

Петь естественным звуком без напряжения.

Чисто интонировать в удобном диапазоне.

Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму.

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Самостоятельно попадать в тонику.

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

Задачи:

Закреплять певческие навыки.

Усиливать интерес к певческой деятельности

Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию,

Работа над песней «Лето».

Выступление на празднике, посвященном Дню защиты детей с сольными номерами.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.