Индивидуальная программа музыкально одарённого ребёнка
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2
Пушкинского района г. Санкт- Петербурга
Индивидуальная образовательная программа
музыкально способного ребенка
на 2021 - 2022 учебный год.
Составила:
музыкальный руководитель
Михальчук Татьяна
Владимировна
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Характеристика особенностей развития ребенка.
3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.
4. Планируемые результаты
5. Перспективно-тематическое планирование
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
1.Пояснительная записка
Проблема работы со способными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов.
В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями новые задачи, поскольку особый, более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления, является залогом социального успеха каждого, а значит залогом процветания нации.
К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий приводит к потере интереса к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Поэтому большое внимание уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, помогаю создать условия для развития личности. В ходе диагностики я выделяю группы детей не только с недостаточным развитием, но и способных детей. По материалам диагностики составляется индивидуальный план работы с ребенком.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- раскрыть музыкальные способности;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения способных детей.
2.Характеристика особенностей развития ребенка.
Анкетные данные
Фамилия, имя: Иванкина Мария, Долмат Кристина
Возраст: 5 лет
Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психических особенностей, речи, памяти, мышления.
Девочки с ярко выраженными музыкальными способностями. Любят музыку, артистичны, быстро отзываются на ритм и мелодию, внимательно вслушиваются в них, легко запоминают, сочиняют свои мелодии. Девочки свободно воспроизводят мелодию голосом, точно её интонируют, подбирают по слуху на музыкальном инструменте. Когда они поют, то вкладывают в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: они с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочки отличаются высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей.
3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.
Содержание образовательной деятельности
Артикуляционная гимнастика
Игровое распевание
Пальчиковые игры с пением
Пение
1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.
Расширение диапазона;
Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
Усиление насыщенности звука;
Полетность;
Улучшение вибрато;
Большая певучесть звука;
Свобода;
Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.
работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
3. Фразировка и дыхание
Голосоведение;
Метроритм,темп;
Тембр;
Динамика;
Фразировка.
4. Тренировка слуха
Распевки;
Слушание музыкальных произведений;
Творческое сочинение мелодии;
Музыкальные викторины.
5. Техника исполнения мелодии
Применение дирижёрского жеста;
Гаммовые распевки по руке;
Сольфеджио;
Вокализ.
Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.
4. Планируемые результаты.
Сформированный познавательный интерес к вокальному искусству;
Овладение вокальными навыками, такими как певческое дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;
Развитый музыкальный слух, сформированные навыки владения средствами музыкальной выразительности;
Ребенок становится активными исполнителем, умеющими выражать волнующие его чувства в художественном образе через пение.
5. Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь
1. Подбор диагностических методик.
2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.
4. Подбор вокальных упражнений для развития певческого голоса.
5. Выступление на осеннем празднике
Октябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал: «Лошадка», «Веселый язычок»
Игровое распевание
Задачи:
Развивать образное воображение детей, осознанное осмысление правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, то есть чистое интонирование.
Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей.
Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев. Далее задачи те же.
Музыкальный материал: «Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: песенки-упражнения
Развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
«Предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений).
Повышают общий уровень организации ребёнка.
Направлены на развитие чувства ритма, выразительное исполнение, совмещение пения с показом, координации движений. Музыкальный материал: «Маленькая мышка», «Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой
Работа над песней «Дождик» О.Полякова.
Выступление на осеннем развлечении с сольным номером. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Работать над дикцией
Музыкальный материал:
«Вечер» — все стихло, но слышно как стрекочет кузнечик «Тр-тр-тр», кричит филин «У-у-у-у», кукушка «Ку-ку».
Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Игровое распевание
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить точно, попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.
Музыкальный материал: «Белочки», «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой. Песни о маме.
Пение
Задачи:
Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.
Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен.
Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Замок», «Пчёлки» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Работа над песнями «Ладушки», «К нам гости пришли»
Участие в концерте «День матери» с сольным номером и в составе ансамбля.
Декабрь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.
Укреплять голосовые связки.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал:
«Тихий голос» — в центр выходит ребенок. У него тихий голос. Все вместе произносят звук «а», все громче, в конце кричат. Потом по сигналу все замолкают, ребенок в центре продолжает кричать, пока у него хватит дыхания.
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания.
Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
Точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Музыкальный материал: «Храбрый портняжка», «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Развивать умение у детей петь под фонограмму.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: те же.
Музыкальный материал: «Червяки», «Пальчики» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Начало подготовки песни «Модница», «Колокольчик» к вокальному городскому конкурсу «Золушка и Маленький Принц».
Сольное выступление на новогоднем утреннике.
Январь
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.
Учить детей овладению и использованию элементов несложного самомассажа.
Музыкальный материал:
Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».
Игровое распевание
Задачи:
Продолжать работу над развитием голоса детей.
Исполнять легко напевно. Звуки «а», «я» петь округлённее. Исполнять плавно и отрывисто.
Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала
Музыкальный материал: «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Упражнять детей в чёткой дикции, формировать хорошую артикуляцию.
Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.
Совершенствовать исполнительское мастерство.
Учить работать с микрофоном.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Усилить интерес детей к певческой деятельности.
Развивать осознанное восприятие и содержание песен, совмещая пение с игрой на пальцах.
Развивать мелкую моторику, творчество.
Музыкальный материал: «Перчатка», «Поросята» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».
Игровое распевание
Задачи:
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.
Песни
Задачи:
Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
Учить работать с микрофоном.
Песни «Модница», «Колокольчик».
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику.
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.
Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Февраль
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал: «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Музыкальный материал: «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» из сборника М.Ю. Картушиной «Логоритмика в детском саду».
Игровое распевание
Задачи:
Упражнять детей во взятии глубокого дыхания.
Развивать артикуляцию, прикрытый звук.
Музыкальный материал: «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка» А.А. Евдотьевой.
Песни
Задачи:
Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.
Уметь самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей.
Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.
Учить работать с микрофоном.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику.
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.
Музыкальный материал: «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Песни «Мамочка», «Колокольчик», «Модница».
Выступление с сольным номером «Модница» на музыкально-спортивном празднике, посвященному Дню Защитника Отечества.
Март
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Музыкальный материал:
Упражнения: «Обезьянки», «Весёлый язычок».
Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.
Развивать динамический слух.
Преодолевать дефекты речи.
Музыкальный материал: «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).
Упражнения для распевания
Задачи:
Расширять диапазон детского голоса.
Учить детей точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику.
Развивать умение интонировать на одном звуке.
Учить связывать звуки в «легато».
Музыкальный материал: «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Побуждать к активной вокальной деятельности.
Закреплять умение петь , а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.
Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать умение петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи: Развивать мелкую моторику.
Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением
Музыкальный материал: Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Песни «Колокольчик», «Мамочка».
Выступление с сольным номером «Мамочка» на утреннике, посвященному 8 Марта.
Апрель.
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Развивать певческий голос.
Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».
Упражнения на развитие дыхания
Задачи:
Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
Тренировать артикуляционный аппарат.
Музыкальный материал: «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.
Игровое распевание
Задачи:
Добиваться более лёгкого звучания.
Развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение, умение раскрепощаться.
Музыкальный материал: «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.
Пение
Задачи:
Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
Чисто интонировать в заданном диапазоне.
Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать обучать работать с микрофоном.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.
Развивать дыхание.
Усиливать интерес к певческой деятельности.
Музыкальный материал: «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.
Песня «Лето» в исполнении хора «Великан»
Участие в районном конкурсе детского творчества
Май
Артикуляционная гимнастика
Задачи:
Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
Музыкальный материал: «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.
Игровое распевание
Задачи:
Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться.
Закреплять вокальные навыки детей.
Музыкальный материал: знакомый репертуар.
Пение
Задачи: совершенствовать вокальные навыки:
Петь естественным звуком без напряжения.
Чисто интонировать в удобном диапазоне.
Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму.
Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.
Самостоятельно попадать в тонику.
Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.
Музыкальный материал: репертуар по усмотрению руководителя.
Пальчиковые игры с пением
Задачи:
Закреплять певческие навыки.
Усиливать интерес к певческой деятельности
Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию,
Работа над песней «Лето».
Выступление на празднике, посвященном Дню защиты детей с сольными номерами.