Индивидуальная программа психокоррекции по снижению агрессивного поведения ребёнка
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УР: __________ Л.В.Немерова «_____»_______________г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР: _______ Н.А.Добрынина | УТВЕРЖДЕНО Директор: ________ Е.Ю.Островский |
Индивидуальная программа психокоррекции по снижению агрессивного поведения ребёнка
на 2020 учебный год
Составитель: Фролова Анна Александровна,
Педагог-психолог
____________г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/Ф.Л.Суменков_ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
русский язык,
___ класс
на 201* -201* учебный год
_________________________,
____________________________категории
с. Турунтаево 2020 у.г.
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с психологической коррекционной работой в ГБОУ «Турунтаевская специальная (коррекционная) школа-интернат» представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения, направленного на преодоление и/или снижение агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
Настоящая Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.
В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.
Цель программы: коррекция агрессивного поведения у ученика 3 класса, Жданова Кирилла Михайловича.
Задачи:
1. Обучение агрессивного ребёнка способам выражения гнева в приемлемой форме.
2. Обучение младшего школьника приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивного ребёнка.
4. Формирование позитивных качеств личности школьника.
К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40 минут.
Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки ребенку, посещающему занятия. Аналогичные вопросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» - очень актуальный вопрос для них.
Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.
На завершающем этапе работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.
Характеристика
Жданову Кириллу Михайловичу
13.08.2009 г.р.
Учащийся 3 класса.
В ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» Кирилл обучается со 2 класса. Семья неполная, малообеспеченная, после смерти матери детей воспитывает отец. В школу Кирилл приходит неряшливый, грязный.
Санитарно-гигиенические нормы не привиты. Не следит за своим внешним видом.
Мальчик очень агрессивный, конфликтный, драчливый, грубит взрослым, отношения со сверстниками напряженные. Неоднократно сбегал из школы, во время уроков может встать с места и выйти из класса. Кирилл часто проявляет жестокость по отношению к одноклассникам и младшим школьникам (1, 2 классы). Отсутствует самоконтроль. Во время бесед с психологом аргументирует своё поведение тем, что не он первый начал, не жалеет о содеянном. Ребёнок эмоционально неуравновешенный. При драке с другими ребятами проявляет чрезмерную жестокость, может пинать, бить локтями, сесть сверху на ребёнка и душить. Достаточно трудно разнять подобную драку. Кирилл не успокаивается, даже спустя день после драки он может снова побить этого ребёнка. Объясняет это тем, что защищает себя, что его нельзя трогать, нельзя его оскорблять.
На занятиях с психологом предпочитает творческую деятельность, хорошо рисует, развита мелкая моторика. На беседах часто говорит о маме, о том, что скучает и иногда ходит к дому, где они жили, чтобы маму вспоминать. Мальчик открытый, понимает, что от него хотят, выполняет задания, даёт развёрнутые ответы на вопросы.
У Кирилла отсутствует самодисциплина, самоконтроль, мальчик не может справиться с гневом, выплёскивает на окружающих. Может нагрубить взрослым, свою вину признаёт не всегда, но способен извиниться, если чувствует себя виноватым.
В ситуациях повышенной агрессии может ударить другого ребёнка предметом, ударить ребёнка головой об стену. Мальчику нужно помочь справиться с агрессией, направить энергию на создание чего-то хорошего.
Хотелось бы привлечь к данной проблеме поведения родителей. Кириллу нужен постоянный контроль, как в школе, так и дома. Необходимо создать условия наименьшей раздражительности.
Учитывая, что мальчик хорошо физически и творчески развит можно было бы подобрать для него факультативные занятия или секцию не связанную с физическим насилием и агрессией. К примеру, театральный или танцевальный, секцию по волейболу или баскетболу, лёгкая атлетика.
Так же будет разработана индивидуальная программа занятий, позволяющая снизить уровень агрессии младшего школьника, обучение агрессивного ребёнка способам выражения гнева в приемлемой форме, обучение младшего школьника приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивного ребёнка, формирование позитивных качеств личности школьника.
Педагог-психолог: Фролова А.А.
Директор: Островский Е.Ю.
Учебно – тематический план.
Неделя | День | Содержание | Кол-во часов |
1 неделя | Понедельник | Диагностический блок. Методика «Моя семья». | 40 минут |
Среда | Опросник агрессивности Л.Г.Почебут. Тест «Акцентуация характера» К.Леонгард | 40 минут | |
Пятница | Диагностический блок. | 40 минут | |
2 неделя | Понедельник | Методика « Рисунок несуществующего животного» | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Работа с гневом. Недружеский шарж» Упражнение «Посчитал до десяти я и решил...» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Упражнение «Мешочек криков» Упражнение «Листок гнева» Обратная связь | 40 минут | |
3 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Одно предложение» (мини - сочинение) Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Ладошки» Упражнение «Взгляд на мир» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Упражнение «Громко и тихо» Упражнение «Переписывание истории» Обратная связь | 40 минут | |
4 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Эмоциональные этюды» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Мини лекция «Мир эмоций» Упражнение «Рисование жидким соленым тестом» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Упражнение «Нарисовать свой гнев» Упражнение «Письмо» Обратная связь | 40 минут | |
5 неделя | Понедельник | Приветствие Мини лекция «Я - эмоциональное» Упражнение «Агрессивная скульптура» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Веселые скоморохи» Упражнение «Ассоциация» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Мини лекция «Настроение» Упражнение «Метафорический портрет» Обратная связь | 40 минут | |
6 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Встреча с драконом» Упражнение «Рисование имени» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Мини лекция «Агрессивное поведение» Упражнение «Проволочный человек» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Упражнение «Скульптура состояния» Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала» Обратная связь | 40 минут | |
6 неделя | Понедельник | Приветствие Мини лекция «Характер» Упражнение «Хрустящий Барабек» Упражнение «Апельсиновый Джо» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Взятие замка» Упражнение «Недобрые зачины» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Мини лекция «Воля» Упражнение «Самоценность» Обратная связь | 40 минут | |
7 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Зазеркалье» Упражнение «Злой – добрый мир» Коллаж «Великие люди, носившие мое имя» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Мини лекция «Общение» Упражнение «Маленький принц» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Рисунок «Звуки природы» Создание скульптуры себя Обратная связь | 40 минут | |
8 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение "Знатоки чувств" Упражнение "Отгадай, что я почувствовал?" Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Я рисую» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие "Упражнение "Портрет агрессивного человека" Упражнение "Пойми без слов" Обратная связь | 40 минут | |
9 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Самоанализ» Рисунок «Итог» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Ключи» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Упражнение «Темные и светлые мешочки» Обратная связь | 40 минут | |
10 неделя | Понедельник | Приветствие Чтение рассказа «О путнике и его беде» Обсуждение рассказа Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Волшебные очки» Упражнение «Волшебная фраза» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда» Обсуждение мультфильма Обратная связь | 40 минут | |
11 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Психологический театр» Информация на заметку «Как правильно «выпускать пар»?» Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Просмотр м/ф «Уроки хороших манер: Умение управлять гневом» Обсуждение м/ф Обратная связь | | |
Пятница | Приветствие Упражнение «Кулачки» («Лимон»). Упражнение «Воздушный шарик». Обратная связь | 40 минут | |
12 неделя | Понедельник | Приветствие Упражнение «Лист гнева» («Рисунок обидчика», «Порви бумагу»). Упражнение «Боксерская груша» («Кукла Бобо», «Подушка гнева» и т.п.). Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Упражнение «Термометр комфорта» Сеанс релаксации «Облака» под спокойную музыку. Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Просмотр м/ф «Уроки хороших манер: Грубость» Обсуждение мультфильма Обратная связь | 40 минут | |
13 неделя | Понедельник | Приветствие Знакомство с памяткой «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?» Сеанс релаксации «Порхание бабочки» под спокойную музыку. Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Чтение рассказа «История про Энни: Если ребенка дразнят». Обсуждение рассказа Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Составление панно «Ромашка ласковых имен», «Поляна ласковых имен» или «Дерево ласковых имен» Сеанс релаксации «Полет птицы» под спокойную музыку. Обратная связь | 40 минут | |
14 неделя | Понедельник | Приветствие Чтение сказки «Мальчик, который не умел играть» Обсуждение сказки Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Составление памятки «Правила дружной игры» Дискуссия «Самое главное правило» Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Дискуссия «Можно ли прожить без внимания?» Игра «Да, нет, не знаю» Обратная связь | 40 минут | |
15 неделя | Понедельник | Приветствие Чтение сказки «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» Обсуждение сказки Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Просмотр мультипликационного фильма «Мой друг зонтик» Обсуждение мультипликационного мультфильма Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие Дискуссия «Кто такой настоящий друг?» Упражнение «Объявление в газете: «Ищу друга. Немного о себе» Обратная связь | 40 минут | |
16 неделя | Понедельник | Приветствие Прослушивание аудио сказки или чтение сказки Ш. Перро «Подарки феи» Обсуждение сказки Обратная связь | 40 минут |
Среда | Приветствие Составление памятки «Краткий словарик вежливых слов» Сеанс релаксации «Лентяи» под спокойную музыку. Обратная связь | 40 минут | |
Пятница | Приветствие м/ф «Уроки хороших манер: Теплые слова» Обсуждение мультфильма Обратная связь | 40 минут |
Итого 16 недель (48 часов) - 4 месяца (февраль, март, апрель, май)
Список используемой литературы
Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 2004
Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986
Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2001
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской терапии. - М.: Класс, 2005. - 336с.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 154с.