Индивидуальная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательной сферы» (2 класс)
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»
муниципального образования город Ноябрьск»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения социально-психологической службы ____________________ Протокол № _______ от «__»_______201___ г. Руководитель методического объединения: ____________ | СОГЛАСОВАНО _____________заместитель директора по УВР _______________________ Ф.И.О. от «__»__________201__ г. | УТВЕРЖДАЮ __________ директор школы приказ № _______ -од от «__»______ 201__г. |
Индивидуальная рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Развитие познавательной сферы.
Направление развития личности: коррекционно-развивающая деятельность
для учащегося 2 класса, обучающегося по варианту 6.1
1 час в неделю (всего 30 часа)
Автор(ы)-составител(и):
Петрова Мзия Валерьевна
Педагог-психолог I кв. категории
Рабочая программа составлена на основе: авторской программы Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006; «Психологическая азбука» программа развивающих занятий в 1 классе. - 3-е изд. – М.: Генезис, 2014.
2019./2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства и наука РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.22821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85);
Положения о департаменте образования Администрации города Ноябрьска (утвержденным Постановлением Администрации города Ноябрьска от 27.12.2011 №П-1860);
Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №2;
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАОУ СОШ №2;
Положения о порядке организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным программам на уровне начального общего и основного общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования город Ноябрьск.
С учётом Рабочих программ, предметной линией учебников системы «Школа России». 1—4 классы; на основе авторской программы Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006; «Психологическая азбука» программа развивающих занятий в 1 классе. - 3-е изд. – М.: Генезис, 2014.
в соответствии с
- требованиями к результатам освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования,
- учебным планом школы на 2019-2020 учебный год,
- календарным учебным графиком школы на 2019-2020 учебный год.
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.
Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК и рекомендациями ИПРА.
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательной сферы» предназначена для обучающихся начального общего образования. Она является частью АООП НОО МАОУ СОШ №2 УИИЯ. Курс реализуется в рамках коррекционного направления
В основу разработки коррекционно-развивающей программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это предусматривает возможность создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с НОДА требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; - результатам образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Обоснование необходимости разработки программы и внедрения в образовательный процесс.
Основным предназначением коррекционно-развивающих занятий в системе общего образования является познавательное и эмоциональное развитие учащихся с ОВЗ.
Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь, достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
У учащегося: преобладают игровые мотивы. Ребенок плохо усваивает знания, снижен темп обучения. Мотивации к обучению нет. Мелкая моторика не развита. Ребенок не может выделить главное, не умеет обобщать, не образует ассоциаций. Собственной мыслительной деятельности нет.. Наблюдаются недостатки интеллекта (памяти, восприятия, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы), Повышена утомляемость. Двигательная способность детей имеет большое значение для интеллектуального и когнитивного развития. Дети указанных категорий нуждаются в обязательной непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.
III. Общая характеристика учебного процесса
Предложенная программа направлена на развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию учебного материала в младшем звене.
Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН), рассматриваемое как один из результатов развивающей работы по данной программе, является не целью, а средством формирования у школьников психологических познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие.
Уроки психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей) и в то же время, хорошо сочетаются с любой из них, так как, продвигая учащихся в психологическом, в частности умственном, развитии, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам.
Общая атмосфера на уроках психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащегося, повышению его самооценки, уверенности в себе. Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям на развивающих занятиях имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Тем самым коррекционно-развивающие занятия становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом.
Программа включает в себя два цикла: цикл занятий по коррекции познавательной сферы.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная. Уроки спланированы с учетом индивидуальных знаний, умений и навыков, которые сформированы у школьника в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей, способностей учащегося как средства их развития.
При организации коррекционных занятий – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки, этапы и основные направления коррекционной работы.
Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе для 2 классов рассчитана на 30 час в год (1 час в неделю).
Рабочая программа предусматривает реализацию целей психолого-педагогического сопровождения в начальной школе:
создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),
развитие личности ребенка, коррекция эмоциональных и познавательных особенностей учащегося с ограниченными возможностями здоровья, ребенка -инвалида, детей с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- обеспечить полноценный личностное и интеллектуальное развитие учащихся на данном возрастном этапе, успешная адаптация к школьным требованиям.
- осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с учетом особенностей психофизического развития и их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума.)
- содействовать становлению адекватной самооценки учащегося, снятие страхов и тревожности.
- развивать все виды памяти, внимания.
- развивать волевую саморегуляцию поведения.
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Количество занятий и их тематика определяется глубиной нарушений, степени развитости отдельных психических познавательных процессов. Сроки реализации программы: с сентября по май учебного года.
Структура занятий: все занятия имеют гибкую структуру, разработаны с учетом возрастных и физиологических особенностей ребенка.
Настроение ребенка, его психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия. Характерной особенностью организации учебного процесса по данной программе является реализация принципов развивающего обучения, создание условий для саморазвития учащегося.
Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы: внимание
2. Развитие когнитивной сферы: память
3. Развитие когнитивной сферы: мышление
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе
диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики интеллектуального развития - тест Д.Векслера
Программа состоит из 30 занятий. Продолжительность занятий 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Структура развивающих занятий:
Интеллектуально – развивающие игры и упражнения.
Направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.
Дыхательно – координационные упражнения.
Направлены на активизацию энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
Симметрические рисунки.
Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
Графические диктанты.
Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
Пальчиковая гимнастика.
Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию, правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия.
Релаксационные упражнения.
Способствует снятию эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием
III. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающей программы:
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству.
Развивает:
способности к организации своей учебной деятельности,
самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
целеустремленности и настойчивости в достижении целей,
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
IV. Личностные, метапредметные результаты освоениz коррекционно-развивающей программы.
Личностными результатами освоения выпускниками начальной школы коррекционно-развивающей программы являются:
проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для достижения значимых результатов при условии сохранения и укрепления здоровья;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
формирование веры в свои силы;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности и понимания значимости собственной активности во взаимодействии с окружающей природной и бытовой средой;
формирование знания правил коммуникации и умения использовать их, расширение и обогащение опыта коммуникации в ближнем и дальнем окружении; развитие способности осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.);
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, с взрослыми разного возраста и детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми;
Метапредметными результатами освоения выпускниками начальной школы коррекционно-развивающей программы являются:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
формирование умения понимать причины успеха (неудачи) учебной деятельности и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств, средств информационно-коммуникативных технологий для решения познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать существование различных точек зрения и право каждого иметь свою, готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интереса сторон и сотрудничества и др.
V. Основное содержание программы:
Тема | Цели и задачи | Содержание программы |
Занятие 1. | Формирование положительной установки на работу; создание доверительной и деловой атмосферы; | - организационный момент; - релаксация – настрой; - изучение правил поведения на занятиях; - повторение режима дня - рефлексия. |
Занятие 2. | Развитие умственных способностей. | организационный момент; «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» -рефлексия. |
Занятие 3. | Развитие аналитико-синтетических функций. | организационный момент; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; что нарисовано; предметы и контуры рефлексия. |
Занятие 4. | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | -организационный момент. что спрятано; рисование с помощью шаблонов; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических рефлексия. Завершение занятия. |
Занятие 5 | Развитие слуховой памяти, внимания, мышления, повышение интереса к учебной деятельности | -организационный момент. «Симметричные рисунки» «Письмо инопланетянина». «Сравни предметы» «Вычеркивай буквы и слушай» |
Занятие 6. | Развитие мышления, смекалки, общей осведомленности; словарного запаса. | - организационный момент; - съедобное – несъедобное; - назвать одним словом; - конкретизация понятий; - составление предложений; -решение логических задач; - рефлексия. |
Занятие 7. | Развитие памяти, внимания, мышления, произвольности. | организационный момент; кинезиологическое упражнение «Колечко»; «Покажи одинаковые»; «Соблюдай правило» «Найди четвертый лишний |
Занятие 8. | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения.. | организационный момент; «Найди пару», «Найди, где спрятано», «Графический диктант», «Корректурная проба», подведение итогов. |
Занятие 9. | Развитие логического мышления; | - организационный момент; - ответь на вопросы; - рассуждаем; - раскрась квадратики; - построй по образцу; - собери фигуру; - подведение итогов. Рефлексия |
Занятие 10 | Развитие внимания, мышления, памяти | организационный момент; «Называй и считай». Кинезиологическое упражнение «Кулак – ладонь» «Способы применения предмета»; «Составление предложений»; «Запомни картинки». |
Занятие 11. | Развитие памяти, внимания, мышления. | - организационный момент; «Кто летает?» Кинезиологическое упражнение «Кулак – ладонь» «Письмо инопланетянина» «Заселение дома» «Подбери слово». |
Занятие 12. | Развитие школьной мотивации. Развитие своих способностей и талантов. | - организационный момент; - дыхательное упражнение «Дуем на снежинку»; - гимнастика для кисти и пальцев рук; - беседа о школе; - что я умею делать; - разгадывание ребусов; - подведение итогов. Рефлексия |
Занятие 13. | Развитие памяти, применение качеств внимания | - организационный момент; «Путаница»; «Запрещенные движения»; «Дорожки»; подведение итогов. Рефлексия |
Занятие 14 | Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания | - организационный момент; игра «Огонь, воздух, вода, земля»; - реши сканворд; - дорисуй и раскрась; - рефлексия. |
Занятие 15. | Развитие аналитико- синтетических связей. Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания | - организационный момент; - дыхательное упражнение «Ежик»; - найди общие признаки и отличия; - составь новые слова; - рефлексия. |
Занятие 16. | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | - организационный момент; рисование «Кляксы»; - рефлексия. |
Занятие 17. | Развитие конструктивной деятельности, наглядно-образного мышления. | - организационный момент; - самомассаж ушных раковин; - нарисуй одинаковые картинки; - собери из мозайки узор; - рефлексия. |
Занятие 18. | Развитие логического мышления | организационный момент; упр. «Найди лишнее слово»; составление связного текста из деформированных предложений; |
Занятие 19 | Развитие логического мышления | - организационный момент; - дыхательные упражнения; -дорисуй и раскрась; -подбери пару; - кто где живет; - рефлексия. |
Занятие 20. | Развитие мыслительных операций. | - организационный момент; - профилактика нарушения зрения; - реши шарады; - разгадать ребусы; - исключи лишний предмет, - из чего делают продукты; - рефлексия. |
Занятие 21. | Развитие наглядно образного мышления. Развитие словесно логического мышления. | - организационный момент; - выкладывание комбинаций из плоскостных геометрических фигур по образцу; - дорисуй вторую половинку картинки; - следуя схеме, необходимо найти, куда приведет дорога; - рефлексия. |
Занятие 22 | Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости зрительного внимания, | - организационный момент; - вопросы по сказкам; - найди отличия - кто спрятался на картинке; - шифровка - соедини точки; - рефлексия. |
Занятие 23. | Развитие мыслительных процессов, внимания, навыков самоконтроля, коррекция зрительного восприятия. | - организационный момент; - графический диктант; - найди лишнее; - составь слово; - упражнение «Пираты на острове»; - рефлексия. |
Занятие 24. | Развить теоретические и практические виды мышления. Развитие абстрактно логического мышления. | - организационный момент; - собери целое из частей; - игра «Простые рисунки»; - раздели на группы; - подбери слова; - рефлексия. |
Занятие 25 | Развитие воображения, творческого мышления | - организационный момент; - пальцевая игра «Пальчики работают»; - «Стихии»; - рефлексия. |
Занятие 26 | Развитие памяти, внимания, мышления, создание положительного отношения к заданиям учебного характера | организационный момент «Ленивые восьмерки» «Отгадай слова». «Поиск общего» «Зашифруй предложение». рефлексия. |
Занятие 27 | Развитие мыслительных процессов, внимания, навыков самоконтроля, | - организационный момент; - нарисуй по точкам; - «Колумбово яйцо»; - упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»; - рефлексия. |
Занятие 28 | Развитие логического мышления | - организационный момент; «Танграм»; - составь слово; -убрать лишнюю пословицу: - рефлексия. |
Занятие 29 | Развитие мыслительных операций. | - организационный момент; - крассворд по сказкам; - анаграммы; - упражнение «Зашифрованный рисунок»; - подведение итогов |
Занятие 30 | Развитие памяти, внимания, мышления. | «Животные – растения» Кинезиологическое упражнение «Колечко» «Письмо инопланетянина». «Отгадай слова» «Выбери главное». |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия. | Элемент содержания | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | | ||||||||
Предпол. | По факту | | | Планируемые результаты*(по итогам курса) | Метапредметные результаты* | ||||||||
| | Формирование положительной установки на работу; создание доверительной и деловой атмосферы; | Настрой на работу, повторение правил, повторение режима дня | представлять, какие бывают правила положительно относиться к занятиям. | работать по предложенному плану уметь знакомиться уметь взаимодействовать со взрослыми в школе | | |||||||
| | | Развитие умственных способностей | Упражнения на развитие учебной мотивации. Задания на осознание своих способностей и возможностей. | строить логичное речевое высказывание в устной форме определить сферу своих интересов осознавать свои достоинства | строить логичное речевое высказывание в устной форме определить сферу своих интересов осознавать свои достоинства | | ||||||
| | | Развитие предметно- практической деятельности. | Упражнения на развитие предметно-практической деятельности | Уметь вырезать рзные виды фигур; Уметь работать по образцу | ставить цели планировать деятельность уметь удерживать инструкцию в своей памяти | | ||||||
| | | Развитие творческих способностей, Развитие воображения. | Упражнения на развитие воображения, учебной мотивации | развивать воображение понимать ситуации, где можно подключать свое воображение для решения задачи уметь логично рассказать придуманную историю | строить логичное речевое высказывание в устной форме применять интонационные выразительные приемы в речи применять творческий подход к решению задачи | | ||||||
5 | | | Развитие слуховой памяти, внимания, мышления, повышение интереса к учебной деятельности | Выполнение упражнений на развитие слуховой памяти, внимания | научиться тренировать свою слуховую память, внимание | уметь выполнять инструкцию педагога уметь удерживать инструкцию в своей памяти, внимание | | ||||||
576 | | | Развитие мышления, смекалки, общей осведомленности; словарного запаса. | Упражнения на развитие мышления, смекалки | уметь нестандартно мыслить, применять творческий подход к решению задачи | проявить нестандартное видение решения задачи | | ||||||
7 | | | Развитие памяти, внимания, мышления, произвольности. | Упражнение на развитие памяти, внимания, на переключение внимания. Диагностика памяти | проверить уровень развития памяти и внимания научиться тренировать свои память и внимание | уметь выполнять инструкцию педагога уметь удерживать инструкцию в своей памяти | | ||||||
8 | | | Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения | Упражнения на развитие внимания | определить уровень развития своего внимания научиться тренировать своего внимания | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
9 | | | Развитие логического мышления; | Упражнения на развитие логического мышления. | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
10 | | | Развитие внимания, мышления, памяти | Упражнения на развитие памяти, внимания. | научиться тренировать свое внимание научиться тренировать свою память | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
11 | | | Развитие памяти, внимания, мышления. | Упражнения на развитие памяти, внимания. | научиться тренировать свое внимание научиться тренировать свою память | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
12 | | | Развитие школьной мотивации. Развитие своих способностей и талантов. | Упражнения на развитие учебной мотивации. Задания на осознание своих способностей и возможностей. | строить логичное речевое высказывание в устной форме определить сферу своих интересов осознавать свои достоинства | строить логичное речевое высказывание в устной форме определить сферу своих интересов осознавать свои достоинства | | ||||||
13 | | | Развитие памяти, применение качеств внимания | Упражнения на развитие внимания, памяти | определить уровень развития своего внимания, памяти научиться тренировать свое внимание, память | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
14 | | | Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания | Упражнение на развитие анализа «деформированного» текста. внимания, зрительного восприятия. | научиться тренировать своё внимание научиться анализировать текст строить логичное речевое высказывание в устной форме | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме | | ||||||
15 | | | Развитие аналитико- синтетических связей. Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости внимания | Упражнения на развитие мышления | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
16 | | | Развитие творческих способностей. Развитие воображения. | Упражнения на развитие воображения, учебной мотивации | развивать воображение понимать ситуации, где можно подключать свое воображение для решения задачи уметь логично рассказать придуманную историю | строить логичное речевое высказывание в устной форме применять интонационные выразительные приемы в речи применять творческий подход к решению задачи | | ||||||
17 | | | Развитие конструктивной деятельности, наглядно-образного мышления. | Задания и упражнения на развитие мелкой моторики, образного мышления. | научиться развивать мелкую моторику научиться | уметь выполнять инструкцию педагога уметь конструировать разные формы | | ||||||
18 | | | Развитие логического мышления | Упражнения на развитие логического мышления | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
19 | | | Развитие логического мышления | Упражнения на развитие логического мышления | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
20 | | | Развитие мыслительных операций. | Упражнения на развитие конструктивной деятельности, наглядно-образного мышления. | научиться строить различные конструкции развивать наглядно-образное мышление. | научиться строить различные конструкции проявить нестандартное видение решения задачи | | ||||||
21 | | | Развитие наглядно образного мышления. Развитие словесно логического мышления. | Упражнения на развитие мыслительных операция | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
22 | | | Развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости зрительного внимания, | Упражнения на развитие наблюдательности, концентрации и устойчивости зрительного внимания. | научиться тренировать своё внимание научиться анализировать текст строить логичное речевое высказывание в устной форме | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме | | ||||||
23 | | | Развитие мыслительных процессов, внимания, навыков самоконтроля, коррекция зрительного восприятия. | Упражнения на развитие мыслительных процессов, навыков самоконтроля, восприятия. . | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы научиться тренировать своё внимание | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме | | ||||||
24 | | | Развить теоретические и практические виды мышления. Развитие абстрактно логического мышления. | Упражнения на развитие теоретического и практического мышления. | понимать строить умозаключения уметь использовать теоретические знания на практике, в жизни. | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме | | ||||||
25 | | | Развитие воображения, творческого мышления | Упражнения на развитие воображения, учебной мотивации | развивать воображение понимать ситуации, где можно подключать свое воображение для решения задачи уметь логично рассказать придуманную историю | строить логичное речевое высказывание в устной форме применять интонационные выразительные приемы в речи применять творческий подход к решению задачи | | ||||||
26 | | | Развитие памяти, внимания, мышления, создание положительного отношения к заданиям учебного характера | Задания и упражнения на развитие наблюдательности, внимания, мышления | научиться тренировать свое внимание, мышление | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
27 | | | Развитие мыслительных процессов, внимания, навыков самоконтроля, | Упражнения на развитие мыслительных процессов, навыков самоконтроля, восприятия. . | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы научиться тренировать своё внимание | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме | | ||||||
2728 | | | Развитие логического мышления | Упражнения на развитие логического мышления | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
29 | | | Развитие мыслительных операций. | Упражнения на развитие мыслительных операция | уметь выполнять инструкцию педагога строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь оценивать результат свей работы | строить логичное речевое высказывание в устной форме уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | | ||||||
30 | | | Развитие памяти, внимания, мышления. | Упражнения на развитие памяти, внимания | определить уровень развития своей памяти, внимания научиться тренировать свою память, внимание | уметь выполнять инструкцию педагога уметь оценивать результат свей работы | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
наличие кабинета с хорошим освещением;
наличие стола и стула;
стенды для оформления детских работ;
доска;
бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, клей, тетради, ручки, краска, кисточки, ножницы;
музыкальный фонд (музыка для релаксации);
ковровое покрытие.
Используемая литература:
Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. — М., 1993.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. —М.: Аквариум, 2001.
Под ред. И.В.Дубровиной. Рабочая книга школьного психолога — М., 1987.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. — М.: Гном-Пресс, 1998.
Н.П. Локалова Как помочь слабоуспевающему школьнику Издательство Москва “Ось-89” 2001
Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога» М, 1996.
Сост. А.И.Оботурова. Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку /— Сыктывкар, 1991.
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993.
А.Л. Сиротюк Коррекция обучение и развитие школьников М: Творческий центр 2002
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
Сост. О.Н.Усанова Практический материал для психологической работы в школе — М 1991.
18