Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника дошкольного отделения
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника дошкольного отделения
Фамилия, имя и отчество воспитанника
Дата рождения
Диагноз при поступлении ребенка в ДОУ: Нарушение слуха, коммуникативные, эмоционально-волевые и поведенческие нарушения.
Наличие инвалидности: ребенок-инвалид
Дата составления/срок реализации: 19.11.2024 г. - 31.05.2025 г.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Направления | Выявленные нарушения у ребенка | Задачи | Рекомендуемые игры и игровые упражнения |
Личностное развитие | - несформированность волевых проявлений (крикливость, раздражительность, расторможенность); - стереотипность в действиях с игрушками; - трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности; - не взаимодействует со сверстниками, педагогом. | - продолжать формировать невербальные (жестовые) способы общения, стимулировать на проявление вербальных; - привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека; - формировать представления о частях собственного тела и лица, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях; - развивать стремление действовать вместе, подражая взрослому и сверстникам; - развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе. | - игры на развитие эмоций («Хорошо – плохо», «Веселый – грустный», др.) - введение сюрпризных моментов, новых игрушек, персонажей, игровые ситуации. - выполнение элементарных действий по односложной речевой инструкции, др. - действия с предметами по подражанию, наглядной и речевой инструкции, т.д. |
Сенсорное развитие | - недостаточность развития сенсорных систем. - недостаточная точность, гибкость и объективность восприятия. | - закреплять знание основных цветов и оттенков, о форме и величине предметов, обогащать представления о них; - закреплять знания о геометрических фигурах (треугольник, прямоугольник, овал), учить находить предметы заданной формы в окружающем пространстве; - продолжать работу по формированию сенсорного восприятия (умения различать свойства и качества предметов по форме, величине, цвету), зрительного, слухового, тактильно – двигательного восприятия. | «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Разноцветные самолеты», «Поставь посуду на нужную полку», «Подбери к чашке блюдце», «Мозаика», «Разноцветная гирлянда», «Подбери по цвету», «Найди такого же цвета», «Лесенка» (3-4 полоски), «Разбери пуговки» (по величине), «Найди такое же колечко, пуговичку, полоску и т.д.», «Собери матрешку», «Сгруппируй предметы по цвету», «Сгруппируй предметы по форме», «Сгруппируй предметы по размеру», «Собери картинку», «Фигуры», пирамидка, «Цвет и форма», «Разноцветное лото», «Найди предметы круглой (квадратной, треугольной формы)», др. |
Ознакомление с окружающим миром | - бедность, фрагментарность представлений, интерес к предметному миру весьма низкий, кратковременный; - представления об окружающем мире ограничены обиходно-бытовыми понятиями. | - вызывать интерес к разнообразию окружающего мира; - формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.); - знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого; - формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, внешнем виде и образе жизни. | - работа с пиктограммами «Я – ребенок», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы». - «Лото (по лексическим темам)», «Разрезные картинки», «Домино (по лексическим темам)», «Что прибавилось?», «Чего не хватает?», «Покажи, что я назову» и др. |
ФЭМП | - знает цифры первого десятка, но слабо оперирует ими в предметно-практической деятельности; | - продолжать учить обыгрывать предметы, действовать с ними по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием; - осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию); - формировать представления о понятиях «много» и «один»; - продолжать формировать представления о понятиях: большой - маленький, высокий - низкий, одинаковые по высоте, длинный - короткий, одинаковые по длине; - закреплять практические навыки по применению способов проверки (наложения и приложения) в практической деятельности; - закреплять представление о положении предметов в пространстве: сверху – снизу, в середине, слева - справа; - систематизировать и расширять представления о временных понятиях (времена года, части суток, дни недели); - продолжать учить считать и раскладывать предметы слева направо. | Упражнения на умение воспринимать количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов. «Посчитай предметы на картинке», «Один – много», «Большой – маленький», «Спрячь матрешку». «Найди одинаковые по высоте», «Веселые пирамидки» , «Принеси несколько предметов», «Найди в кабинете, группе много одинаковых предметов», «Блоки Дьенеша», «Магазин», «Найди карточки с одним (до 5) предметов», «Найди все цифры 1 (до 9)», «Найди столько предметов, сколько показывает цифра», «Чудесный мешочек» (с цифрами до 5, геометрическими фигурами, мелким раздаточным материалом), «Красивый коврик», «Режим дня», «Покажи мало предметов», «Доски Сегена», «Найди карточки с одним (много) предметов», др. |
Развитие речи | - бедный пассивный словарь ограниченное понимание обращенной речи, - взаимодействие с педагогами и сверстниками носит формальный характер или не вступает совсем; - речевые нарушения носят системный характер: речь на уровне отдельных звуков (системное недоразвитие речи тяжелой степени). | - учить использовать невербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату; - воспитывать потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками; - накапливать пассивный словарь за счет изучения лексических тем; - развивать понимание и выполнение двухступенчатых инструкций; - расширять объем пассивного словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, развитием познавательной деятельности. | «Покажи у мишки голову, лапы. уши…», «Покажи стул, стол, окно, голову, руку…», «Возьми стул, куклу…», «Назови, что покажу», «Покажи на картинках, где зайчонок рисует, идет, сидит, играет», «Принеси мне мишку», др. - создание ситуаций, провоцирующих ребенка пользоваться речью и новыми жестами: аффект, «непонимание» - речевая гимнастика «Принеси, что я скажу», «Я скажу, а ты сделай», «Кто что делает?», «Кто в домике живет?», «Лото», «Магазин игрушек» |
Развитие психических функций | - знает и различает меньшую часть свойств предметов (цвет, форма, величина) - задания на конструктивный праксис выполняет только с помощью педагога - низкий объем внимания, памяти - мыслительные операции сформированы слабо | - осуществлять коррекцию слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи; - развивать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций; - развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками; - учить группировать предметы по образцу и по речевой инструкции, выделяя существенный признак, отвлекаясь от других признаков; - развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек, разрезных картинок по подражанию и образцу; - совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать; - создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в жизни и деятельности людей; - учить детей анализировать проблемно-практическую задачу. | «Где постучали?», «Угадай, чей голос?», «Цветные колпачки», «Посади бабочку», «Чудесный мешочек», «Что в мешке?», «Чего не бывает?», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Чего не стало?», «Сравни два предмета», «Кубики», «Разрезные картинки (4 – 6 частей)», «Отгадай загадки», «Сгруппируй предметы по цвету (форме, размеру», «Найди лишний предмет», «Что перепутал художник?», «Назови одним словом», «Парочки», «Чей хвост?», «Найди пару» «Составь бусы», «Продолжи ряд», «Украсим коврик», «Составь пирамидку», «Блоки Дьенеша», «Лабиринты», «Улитка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка», «Жмурки с колокольчиками», «Найди бубенчик», «Поймай барабанчик», «Сложи радугу», «Посади бабочку», «Чудесный мешочек», «Что в мешке?», «Кубики», «Разрезные картинки (4 – 6 частей)», «Сгруппируй предметы по цвету (форме, размеру», «Найди лишний предмет», «Парочки», «Найди пару» |
Развитие мелкой моторики рук (левша) | - мелкая моторика не развита; - не умеет держать карандаш - нет координации движений обеих рук | - продолжать учить правильной посадке на столом; - массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; - учить нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок по образцу, по словесной инструкции взрослого; - продолжать учить бросать мелкие предметы (горох, фасоль, орехи) в сосуд с широким горлышком, используя захват предметов щепотью; - развивать операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета и различные предметы бытового назначения); - учить проводить пальцами, карандашом непрерывную прямую линию сверху вниз, справа налево; - развивать общую и мелкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно - двигательную координацию в процессе игр с предметами- орудиями; - учить выкладывать дорожки из мелких предметов (гороха, фасоли, семечек) по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу («Грядки»). | Пальчиковые игры Самомассаж пальцев и кистей рук - обводка, закрашивание, штриховка по трафарету (лексические темы) - работа со шнуровкой и мелкой мозаикой - выкладывание фигур, узоров из элементов, изображений, цифр и букв с помощью счетных палочек, шнурков, природного материала (по образцу) - игры «Собираем бусы», сухой бассейн «Собери картинку» (игры с прищепками) «Нарисуй пятнышки на жирафе» «Нарисуй для коровушки много травки» «Дорисуй котятам усы» «Нарисуй ежику иголки» «Дождик», «Светит солнышко», «Заборчик», т.д. |
Результативность: В ходе реализации ИОМ у ребенка произошли позитивные изменения уровня развития личностных качеств, усвоения образовательной программы, что свидетельствует о целесообразности выбранной стратегии коррекционно-развивающего и воспитательного процесса.