Индивидуальное коррекционное занятие «Путешествие пчелы Жужи»

2
0
Материал опубликован 25 February 2019 в группе

Сценарный план занятия

Тема: «Путешествие пчелы Жужи».

Цель: Научить различать звуки ш, ж по фонетическим признакам.

Задачи:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать графические навыки.

Продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза.

Закрепить умение ориентироваться в пространстве и правильно использовать предлоги в речи.

Прививать навыки здорового образа жизни.

Материалы и оборудование: воздушный шар с изображением пчелы, настольная игра «Пиши и вытирай», «Логопедия. 550 упражнений по развитию речи» И. Лопухиной, логопедическое лото «Домики», воздушный шар с изображением пчелы, предметные картинки с изображением улья, сказочного персонажа Незнайки, карточки с дидактическими заданиями, компьютерная игра «Укажи картинку со звуком Ж», «Укажи картинку со звуком Ш».

Ход занятия

Вводная часть.

Игровой момент: пальчиковая гимнастика «Пчела».

Основная часть.

*Путешествие пчелы «Жужи»:

- дорисуй коровке пятна;

-кто как движется?;

- дорисуй улитке её домик;

- помоги улитке и гусенице встретиться;

- кто запутался? Проведи лини;

- помоги пчёлке найти кратчайший путь к цветку;

*Пчела Жужа в Цветочном городе.

- игра «Помоги Жуже и Незнайке заменить звук в словах»;

- дидактическое упражнение «Составь слово»

*Физкультурная минутка «Медвежата в чаще жили»;

- игра «Найди домик»;

- дидактическое упражнение «Найди ошибки в письме к бабушке»;

* Гимнастика для глаз.

- компьютерная игра «Укажи картинку со звуком Ж», «Укажи картинку со звуком Ш».

Заключительная часть.

Проговаривание считалок со звуками Ш, Ж.

Материалы к занятию

Вводная часть.

Игровой момент: пальчиковая гимнастика «Пчела».

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

(Машут ладошками.)

А за нею шмель-шмелёк и веселый мотылёк, два жука и стрекоза,  

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)  

Как фонарики глаза.  

(Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)  

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками.)

От усталости упали.  

(Роняют ладони на стол.)  

 

Основная часть.

Логопед говорит, что на занятие прилетела пчела (в занятие вводится воздушный шар с изображением пчелы). Затем совместно с ребёнком определяется начальный звук слова ШАР. Логопед называет имя пчелы- Жужа. Далее воспитанник также определяется первый звук. После этого даётся сравнительная характеристика звукам Ш - Ж, в чём их сходство и различие. Оба эти звука согласные, оба всегда твёрдые, только Ж- звонкий, а Ш- глухой. Педагог говорит учащемуся, что на занятии будем играть с этими звуками вместе с пчёлкой Жужей. Ей нужно помочь добраться в улей, выполнив на пути много разных заданий.

Воспитаннику предлагается игра с маркером на развитие зрительно-пространственного ориентирования. Шесть карточек с заданиями. По пунктирным линиям ребёнок должен выполнить рисунок на объекте или провести безотрывно дорожки в виде прямой и волнистой линии, горки, пружины, спирали; а также дорисовать самостоятельно некоторые элементы в изображении, выделить одинарные объекты из наслоенных друг на друга.

- дорисуй коровке пятна;

- кто как движется?;

- дорисуй улитке её домик;

- помоги улитке и гусенице

встретиться;

- помоги пчёлке найти кратчайший путь к цветку;

- кто запутался? Проведи лини;

При выполнении графических заданий закрепляется пространственное ориентирование: вверх, вниз, направо, налево, вперёд, назад. И составляется по одному предложению по картинке с использованием предлогов: в, на, около, через, над, под.

После каждого выполненного задания логопед продвигает пчелу всё ближе к улью.

Жужа прилетела в Цветочной город, в котором живёт Незнайка. Незнайка пробует сочинять стихи, надо помочь ему, чтобы получилась рифма.

- Игра «Помоги Жуже и Незнайке заменить звук в словах (ш на ж)».

Шить- жить

шаль- жаль

шила- жила

шест- жест

шесть- жесть

шар- жар

шарить- жарить

шалость- жалость

широк- жирок

шутка- жутко

Луша- лужа

тушить- тужить

крушить - кружить

машет- мажет

паши- пажи

нашивка- наживка

В данном задании логопед предлагает ученику обвести звонкий звук Ж жёлтым карандашом.

Педагог опять продвигает пчелу вперёд.

Далее воспитаннику предлагается выполнить дидактическое упражнение «Составь слово», используя первые звуки с названий картинок, напиши полученные слова.

     


 

     

Логопед продвигает пчелу вперёд к улью.

Физкультурная минутка

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так – головой своей крутили.

(Поворачиваем голову вправо и влево).
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так – дружно дерево качали

(наклоны туловищем вправо и влево).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили

(Наклоны вперёд).

А ещё они плясали!

Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!

(Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!

Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх).

Игра «Найди домик».

Логопед предлагает разложить картинки под нужным домиком, выбирая слова со звуками Ш или Ж. Затем нужно определить в какой части слова находится заданный звук- в начале, в середине или в конце слова и разделить слова на слоги, отхлопав по частям (ножницы, жаба, жираф, ёжик, мороженое, жёлуди, пружина, журавль, жук, дождь, лыжник, пожарный, кошка, лошадь, машина, шары, погремушка, лягушка, хлопушки, вертушка, пушка, мишка, мышка).

Педагог продвигает пчелу вперёд. Далее предлагается дидактическое упражнение «Найди ошибки в письме к бабушке»;

«Дорогая бабужка! Я очень по тебе шкучаю. Хочу приехать летом в деревню: ходить на решку и жагорать, кужать вкушные гружи. Как пошивает кот Пужок? Ловит ли он мыжей? Подрош ли пёш Друшок? Шкоро приеду, твой внук Нежнайка.»

Ученик исправляет ошибки в письме к бабушке и переписывает письмо в правильном варианте в тетрадь.

Логопед продвигает пчелу вперёд.

После выполнения письменного задания и перед работой с компьютером педагог предлагает выполнить гимнастику для глаз.

Упражнение «Стреляем глазами» (как на иллюстрации)

  1. Упражнение «Большие глаза»

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Пчела Жужа продолжает свой путь и встречается с компьютерной игрой «Укажи картинку со звуком Ж», «Укажи картинку со звуком Ш». Суть игры заключается в следующем: мультяшный динозаврик Лагоша демонстрирует 5 картинок. Ребёнок должен определить в названиях каких предметов есть звук Ж и нажать мышкой на картинку, если выбор ошибочный, то в правом углу монитора высвечиваются штрафные очки, за каждые пять картинок даётся по 2 очка, игра ведётся до 8 очков. Аналогичная игра проводится со звуком Ж.

После выполнения задания логопед передвигает пчелу в конечную точку- улей. Все задания выполнены, и пчёлка Жужа долетела к своему улью.

Заключительная часть.

Подводя итог занятия, логопед спрашивает воспитанника: с какими звуками играли? (Ш, Ж) и проговаривает с ребёнком считалки с данными звуками.

Мы со звуком Ш играли,

Слово к слову подбирали:

ШАПКА, ШУБА, ШАРФ, ЖЕТОН…

-Выходи из круга вон.

Мы со звуком Ж играли,

Слово к слову подбирали:

ЁЖИК, ЖУК, ЖИРАФ, ШПИОН…

-Выходи из круга вон.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации