Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у при коррекции оптической дисграфии» в соответствии с современной психолого-педагогической концепцией.

0
0
Материал опубликован 2 January

Индивидуальное логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у при коррекции оптической дисграфии» в соответствии с современной психолого-педагогической концепцией


Технологическая карта


Класс: 2

Тема занятия: зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв и-у при коррекции оптической дисграфии.

Тип урока: усвоения новых знаний и закрепление навыков.

Цель: дифференциация рукописных строчных букв и-у на письме,

коррекция оптической дисграфии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

учить различать звуки [и-у], строчные буквы и-у на письме;

автоматизировать графокинетический образ строчных букв и-у

на материале прописей, слов;

обогащение лексического строя речи;

развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие:

развивать зрительно-пространственное и зрительное

предметное восприятие;

развивать зрительное непроизвольное и произвольное

внимание, зрительную память;

развивать понятийное мышление;

развивать воображение, представление, ориентировку,

зрительно-моторную координацию;

развивать общую и мелкую моторику рук;

развивать фонематический анализ и синтез на материале слов;

развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать умение слушать и слышать педагога;

воспитывать вежливое отношение;

воспитывать умение снимать мышечное и эмоциональное

напряжение допустимыми способами;

обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и социально одобряемого, общепринятого поведения обучающегося;

создать условия, обеспечивающие формирование у ученика

навыка самоконтроля.

Форма работы: индивидуальная.

Основные ресурсы урока

Для учителя: учебная доска, фланелеграф с клеющимися цветными лентами, музыкальное приложение (CD-диск) к книге Е.В. Овчинниковой «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой», учебное пособие М.М. Безруких «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей», учебное пособие Е.В. Мазановой «Упражнения по коррекции оптической дисграфии «Учусь не путать буквы Альбом 2», памятка условного обозначения букв и-у.

Для обучающегося: рабочая тетрадь, рабочие листы, прописи рукописных букв и-у, фланелеграф с клеющимися цветными лентами.




Ход занятия

Виды деятельности учителя

Виды деятельности обучающегося

I. Организационный: приветствие, определение темы урока.

1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

Даем указание обучающемуся сделать несколько упражнений на пространственную ориентировку на собственном теле:

- левой рукой дотронуться до правого колена,

- правой рукой дотронутся до левого плеча.

2.Сообщение темы занятия.

1. Предлагаем обучающемуся изобразить букву У с помощью своего тела и поднятой руки;

2. Вдвоем пытаемся изобразить букву И.

3. Задаем вопрос: «Какие это буквы?», «Это печатные или прописные буквы У и И?»

4. Определяем тему занятия.

1. В первом упражнении перепутал руки и ноги: дотронулся правой рукой до левого колена (ребёнок левша), второе выполнил успешно.

2. Успешно справился с всеми заданиями.

3. Правильно отвечает на вопрос: «Печатные».

4 Правильно формулирует тему занятия.

II. Актуализация необходимых знаний.

1. Определяем условное обозначение букв (буква и – круг, буква у – овал).

2. Предлагаем провести сравнительный анализ строчных рукописных букв и-у.

3. Даем задание на конструирование изучаемых букв с использованием клеящейся тесьмы красного цвета и фланелеграфа (Приложение А).

Конструирует буквы из клеящейся тесьмы красного цвета на фланелеграфе, используя образец прописей.


III. Организация познавательной деятельности обучающегося.

1. Дифференциация строчных букв и-у по тактильным ощущениям.

Стоя у доски за спиной у обучающегося рисуем, проводя четко пальцем, буквы И и У на спине. Предлагаем расшифровать, какая именно буква нарисована, ориентируясь на ощущения, просим записать эту букву на доске. Осуществляем проверку задания (Приложение Б).

2. Дифференциация строчных букв и-у на уровне символа.

Предлагаем найти и обвести буквы И и У, соответственно в кружок и овал, геометрические фигуры, условно напоминающие форму самих букв для формирования ассоциативного ряда и для выполнения последующего задания «Корректурной пробы» (Приложение В).

Задание «Корректурная проба» - просим в ней найти и обозначить буквы И и У: И обвести в кружок, У в овал.

3. Прописывание строчных прописных букв У и И в пособии Безруких М.М. «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей».

Закрепление навыка.

Просим прописать по две строки каждой буквы (Приложение Г).

1. Обучающийся расшифровывает и записывает буквы на доске.

При написании на спине буквы И неоднократно просит повторить, чтобы точно ее идентифицировать, с буквой У справляется намного успешнее.

Строка на доске неровная, идет по направлению вниз.

2. Мальчик обводит буквы, стараясь запомнить соответственные геометрические фигуры для каждой буквы.

Успешно отвечает на вопросы учителя по проверке запоминания.

Довольно долго выполняет задание, проходя зрительно каждый ряд по несколько раз, чтобы обнаружить заданные буквы и обвести их. В итоге успешно справляется с заданием.

3. Отлично справляется с выполнением этого задания.


IV. Физкультминутка.


Кинезиологическое упражнение «Перекрестные шаги» (Приложение Д).

Предлагаем выслушать инструкцию по выполнению перекрестных шагов вперед и назад:

- при движении вперед поднимаем поочередно правую и левую ноги и касаемся их в приподнятом положении противоположной рукой;

- при движении назад ноги поочередно задираем вверх назад и сзади же касаемся их противоположной рукой.

1. Успешно выполняет первую часть упражнения – перекрестные шаги вперед.

2. При выполнении шагов назад путает руку: дотрагивается левой рукой до левой ноги, вместо противоположной.




V. Закрепление навыка.


1. Дифференциация строчных букв и-у на уровне слова.

Осуществляем работу с пособием Е.В Мазановой «Учусь не путать буквы; альбом 2: упражнения по коррекции оптической дисграфии» (Приложение Е).

Просим выполнить упражнение №5 на стр. 6, подобрать противоположные по значению слова к прилагательным: «широкий», «твердый», «бесполезный», «неряшливый».

2. Вставить пропущенные буквы.

Организуем самостоятельную работу обучающегося, даем инструкцию по выполнению задания №7 на стр. 6: «Вставь пропущенные буквы в слова».

Используем то же учебное пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы; альбом 2: упражнения по коррекции оптической дисграфии».

1. Успешно справился со словами «твердый» и «широкий», к словам «бесполезный» и «неряшливый» испытал затруднения в подборе антонимов

В слове «мягкий» сделал ошибку: написал букву «х» вместо «г».

2. Выполняет задание согласно инструкции, делает ошибку в слове «шишки»: вставляет букву У вместо И в обеих позициях, с остальными словами справляется лучше.

VI. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащегося. Организованное окончание урока. Рефлексия.

1. Предлагаем обучающемуся подвести итоги занятия. Задаем наводящие вопросы, спрашиваем, какое задание было трудным, какое понравилось.

2. Предлагаем ученику оценить свою деятельность.

1. Вспоминает этапы урока, выполненные задания.

Отвечает, что самыми трудными были корректурная проба, подбор слов, противоположных по значению и задание с пропущенными буквами; а понравилось задание с расшифровыванием букв, написанных на спине.

2. Анализирует и оценивает свою деятельность.

Приложение А


Конструирование изучаемых букв


t1735829838aa.png














Приложение Б


Дифференциация строчных букв и-у по тактильным ощущениям


t1735829838ab.gif










Приложение В


Корректурные пробы


t1735829838ac.gif





















Приложение Г


Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей


t1735829838ad.png

t1735829838ae.pngt1735829838af.png


Приложение Д


Кинезиологическое упражнение «Перекрёстные шаги»


t1735829838ag.jpg















Приложение Е


Учебное пособие Е.В Мазановой «Учусь не путать буквы»


t1735829838ah.jpg

t1735829838ai.gif

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации