Индивидуальное занятие «Автоматизацию звука [ш] в слогах, словах и в предложениях»
Индивидуальное занятие.
«Автоматизацию звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
(старшая группа)
Задачи.
Добиваться четкой артикуляции звука и его произношения. Автоматизировать звук [ш] в спонтанном речевом потоке, развивать фонематический слух, закреплять артикуляцию[ ш] с гласными звуками, строить схемы. Развивать память, мышление, внимание, моторику рук, силу выдоха. Самоконтроль за речью во время двигательных упражнений.
Материал.
Кукла, корзина с мячами, клубками, картинками, яички от киндер сюрприза, фишки, шарик.
Игры: « Назови имена со звуком [ ш]; артикуляционная гимнастика О.И. Крупенчук « Интерактивная артикуляционная гимнастика», « Найди похожий звук», « Игра на пианино», « Мудрая змея», «Назови ласково», физкультминутка с мячом, «Волшебный клубок», « Повтори чистоговорки».
Л- д. Доброе утро! Я рада тебя видеть. Сегодня к нам в гости пришла кукла по имени Маша. Давай поприветствуем ее и друг друга. Она пришла посмотреть на наше занятие и послушать, как красиво и правильно ты научилась говорить. Принесла с собой в корзине много разных предметов. Со всеми мы будем играть, закрепляя правильное произношение звука [ш].
Л-д. Поиграем в игру: « Назови имена со звуком [ш]»
Мяч лови, да поскорей
Назови имена людей.
Р-к. – ( Саша, Наташа, Ксюша, Миша и т.д.)
Л-д: Молодец.
А теперь нужно подготовить язык к занятию и выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
Вот задумчивый бульдог ( поместить язык под верхнюю губу)
Вышел ночью на порог, ( язык выдвинуть, прижав его к верхней губе)
По ступенькам он спустился,
К чашке с кормом наклонился ( улыбнуться, открыть рот и установить язык в форме чашечки).
Смотрит: вкусное варенье
Кто- то дал нам угощенье (облизать « чашечкой» верхнюю губу.).
- Уфф! – подул себе на нос
И задал такой вопрос: ( подуть с чашечки на нос.)
- Как мне зубы облизать,
Чтобы снова чистым стать? (Поводить языком под верхней губой).
Чашку в будку затащил,
К потолочку прислонил. ( Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы боковые края языка касались боковых зубов.).
Дует – дует в потолок
Прямо с чашечки бульдог, ( подуть с « чашечки» на небо.)
Губы вытянул и ждет:
Кто кормить его придет? ( Язык оставить в том же положении, а губы вывести вперед « окошечком».)
Л-д. Посмотри, что тебе предлагает Маша – это яички от киндер сюрпризов.
Игра: « Найди похожий звук».
(В яичках от киндера насыпана крупа, надо определить по звуку какое яичко звучит одинаково, затем открыть его, показать ребенку.)
Л-д: Молодец, потренировали твои ушки.
Л-д. А теперь поиграем с пальчиками. Как называется человек, который играет на пианино?
Р-к. Пианист.
Л-д. Покажи Маше как ты замечательно играешь на пианино.
« Игра на пианино »
При произнесении слогов: ша – шо – ши – шу; шо – шу – ши – ша; шу –ши –ша –шо; ши –ша – шо –шу - ребенок имитирует игру на пианино, прижимая поочередно к поверхности стола каждый пальчик, начиная с большого и наоборот.
Логопед обращаясь к ребенку, расскажи Маше , что ты знаешь про звук [ ш]
Р-к. Он согласный, звонкий, твердый.
Л-д. Игра « Мудрая змея»
Предлагаю спеть песенку мудрой змеи, которая ищет свой домик.
Ребенок имитирует рукой движения змеи, показывая, что язык у змеи поднят вверх ( как при произнесении звука [ш] и произносит звук шшшшшш.
Л-д: Какие гласные звуки ты знаешь?
Ребенок называет гласные звуки.
Л-д. Давай подружим наш звук с гласными и у нас получится песенка змеи: ша,шо, шу, ше, ши. Пропой песенку вместе с Машей и выложите схему каждой песенки. ( Используем фишки).
Л-д. Очень хорошо, вы справились с заданием.
Л- д: Предлагаю игру» : « Назови ласково»
Логопед дает мяч ребенку и называет слова : Маша –ребенок - Машенька, Даша – Дашенька, Паша -; дед-; изба- ; мышь-; лягушка -.
Физкультминутка ( используем мяч)
Я подброшу высоко, (бросаем мяч вверх над головой)
Я подброшу низко,( подбрасывает мяч перед собой)
Прокачу я далеко, ( прокатывает мяч вдаль и бежит за ним)
Прокачу я близко. (Прокатывает мяч вокруг себя).
Логопед. Ну, что нам Машенька принесла в корзинке, посмотри? ( В корзине лежат клубочки, отматываем длинную нить и привязываем ее к корзине. На до назвать слово со звуком [ш ] и сделать оборот нитью вокруг клубка.).
Игра « Волшебный клубок».
Л-д. Молодец, ты много слов назвала с заданным звуком. Посмотри в корзине лежат картинки.
Игра: « Повтори чистоговорки». ( Найти подходящую картинку к каждой из них.
Ша – ша- ша - мама моет малыша.
Ши – ши – ши – зашумели камыши.
Шу – шу – шу – Саша кушает лапшу.
Ше – ше – ше – сидит кошка в шалаше.
Шо – шо – шо – мы играем хорошо.
Л-д. Вот и закончилось наше занятие. Постарайся вспомнить все, что мы сегодня делали на занятии.
Ребенок вспоминает, что делали на занятии, что понравилось.
Л-д. Молодец! Ты занималась очень хорошо. Маша у тебя многому научилась. Посмотри, что она еще тебе принесла в корзине.
Р-к. Воздушный шарик. Спасибо, Маша!
Л-д. Бери и не забывай все время правильно произносить звук [ ш].