Урок физики на тему «Инерция» (7 класс)
Пояснительная записка
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Сегодня почти все учителя владеют элементарными навыками работы с компьютером. И в силу своих возможностей, специфики предмета, а может быть, и желания, так или иначе, они пытаются использовать его для изучения своего предмета, а это рассматривается как инновационная технология.
Мое увлечение компьютером подтолкнуло меня к использованию информационных технологий на уроках уже давно. Но подготовка, конечно, занимает очень много времени, всё же я уверена, что такие уроки до сих пор не забыты учениками. Но невозможно предугадать все те методические и психолого - педагогические ситуации, которые могут возникнуть, а разрешение их требует экстренного вмешательства в ход запланированного учебного занятия. Да и такой, пусть даже очень яркий урок, еще не технология, которая должна подчиняться методологическим требованиям.
Физика - это наука, изучение которой сопровождается проведением огромного количества опытов, экспериментов, выведением формул, законов, знакомством с выдающимися учеными, внесшими вклад в науку, а физические лаборатории, при всех наших усилиях сохранить оборудование, изрядно поизносились или морально устарели. Это ведёт к тому, что не выполняется дидактический принцип наглядности. Именно эта проблема удачно разрешается с помощью компьютерных технологий. В частности, использование на уроке электронных учебников.
Также всегда в интернете можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, иллюстрирующие многие процессы, которые невозможно поставить в школьной лаборатории. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Таким образом, по сравнению с традиционной формой ведения урока, использование компьютерных технологий позволяет наглядно представить какой – то физический процесс, увидеть то, чего нет в учебнике, получить дополнительные знания по предмету. Это способствует развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, навыков анализа и синтеза и, как следствие, формирование у них представлений об окружающей действительности.
Цель урока: знакомство с явлением инерции, рассмотреть случаи проявления инерции в быту, технике; обратить внимание на инерцию вредную и полезную.
Задачи урока:
Познавательные: углубить и закрепить знания о механическом движении и скорости тела; изучить явление инерции; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности(производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы).
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; чистые листочки, простые карандаши, карточки-тесты, карточки-задания для выполнения мини-экспериментов; оборудование согласно карточкам-заданиям.
Фролова Надежда Михайловна