12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Горшкова Елена Ивановна36

Когда я впервые пришла в школу – это был далёкий 1995 год – учительница проводила нас в кабинет. Он был светлый и уютный, со стройными рядами парт, перед ними на стене – большая чёрная доска. Со стен на нас смотрели яркие плакаты: буквы и цифры, какие-то таблицы. Такими были практически все кабинеты в нашей школе.

Учиться было временами сложно и скучно, но чаще – интересно. Особенно, если учителя разбавляли уроки просмотром фильмов. Помню, учительница немецкого как-то принесла свой телевизор, и мы смотрели «Леди и бродягу» на немецком языке. А на литературе нам показывали фильм «Война и мир» – это для тех, кто не удосужился прочитать книги.  Я-то книги прочитала – все четыре тома, но фильм посмотрела с интересом.

Я вообще любила читать. Помню, в старом журнале «Уральский следопыт» как-то прочла повесть «Сфера разума». Там были главы, посвящённые обучению в школе будущего. Учеников с помощью технологий перемещали в разные уголки планеты: в космос, на дно океана. Это казалось мне интересной, но нереальной идеей.

Прошло почти тридцать лет, и то, что казалось нереальным, стало частью нашей жизни. Школа будущего из старой фантастической повести оказалась почти реальной: теперь учителя могут провести для ребят экскурсию даже по поверхности Марса. Пока, конечно, только виртуальную. Появилось много новых средств, которые помогают сделать занятие более интересным, удержать внимание учеников, мотивировать их на получение знаний. Речь идёт об информационно-коммуникативных технологиях.


Что такое ИКТ?


Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это совокупность способов, механизмов и средств, которые используются для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.

Среди них можно выделить компьютерную технику, программное обеспечение, сотовую связь и спутниковые технологии, мультимедийные средства и интернет.

Информационно-коммуникативные технологии в образовании можно разделить на несколько типов.

  1. Аппаратные средства.
  • Компьютер;
  • Принтер;
  • Проектор;
  • Телекоммуникационный блок;
  • Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;
  • Устройства для записи музыкальной и звуковой информации;
  • Устройства для регистрации данных;
  • Управляемые компьютером устройства;
  • Видео и аудио и т.д.
  1. Программные средства:
  • Программное обеспечение;
  • Источники информации: различные сайты, электронные энциклопедии;
  • Виртуальные конструкторы;
  • Виртуальные тренажёры;
  • Текстовые среды и т.д.
  1. Цифровой образовательный ресурс (ЦОР).

Под ЦОР понимается любая информация образовательного характера, сохранённая на цифровых носителях.


Для чего нужны информационно-коммуникативные технологии?


Значение ИКТ в современном образовательном процессе сложно переоценить. Теперь, когда практически у каждого ребёнка есть смартфон с доступом в интернет и с сотнями интересных игр, педагогу приходится прикладывать максимум усилий, чтобы удержать внимание ребят. Зачем слушать учителя, если можно играть в смартфоне, а ту же информацию посмотреть потом на ютубе, в ускоренной перемотке?

Не стоит забывать и про клиповое мышление: современным детям сложно долго удерживать внимание на чём-то одном. Нужна меняющаяся яркая картинка, смена деятельности. Со всеми этими задачами легко справляется ИКТ.

Выделяют пять основных функций ИКТ в современном образовательном процессе:

  1. Обучающая.

ИКТ широко используются во время учебного процесса. С помощью информационных технологий дети учатся  находить информацию в интернете или электронных энциклопедиях, сами создают информационные объекты, например, графические работы.

  1. Развивающая.

Использование ИКТ на уроке развивает у ребят мышление, наблюдательность, память и речь. Дети учатся анализировать информацию, делать умозаключения.

  1. Воспитывающая.

ИКТ позволяет демонстрировать ученикам различные произведения искусства, примеры правильного поведения.

  1. Стимулирующая функция.

ИКТ формируют положительную мотивацию к учёбе. Их использование делает образовательный процесс интересней и эффективней.

  1. Корректирующая.

Использование ИКТ позволяет исправлять недостатки в обучении, проводить коррекцию образовательной деятельности. У педагогов есть возможность самостоятельно составлять тесты или развивающие программы  для детей.

ИКТ во внеучебной деятельности

ИКТ положительно влияет также и на внеучебную деятельность. Одной из её форм, которая не была бы возможна без развития информационных технологий, является ведение школьного медиацентра.  В рамках его деятельности ученики школы могут выпускать газету или телепередачу.

Я как педагог дополнительного образования по профилю «Журналистика» могу с уверенностью сказать, что журналистская деятельность, которая ведётся в рамках школы, даёт много приятных бонусов как для самой школы, так и для учеников. Медиацентры сейчас открываются во многих школах. В школьной передаче или газете можно интересно и наглядно рассказать о том, что происходит в учебном учреждении, поделиться успехами, ближе познакомить аудиторию с талантливыми учениками и учителями. Пробуя на себя роль журналиста, ребята начинают иначе относиться к своему учебному заведение: присутствие на многих школьных мероприятиях, интервью с сотрудниками и учениками школы позволяет юным журналистам почувствовать себя полноправной частью большой и сложной школьной системы.

Медиацентры помогают реализовывать воспитательную функцию образования. Темами для статей и репортажей могут стать не только школьные события. Можно попытаться разобраться в проблемах современной молодёжи, в конфликтах с учителями или родителями, с разных сторон рассмотреть различные аспекты современной жизни.

Возьмём для примера тему ЗОЖ.  Пропаганда здорового образа жизни многим школьникам уже набила оскомину. Со всех сторон слышатся призывы «бросать курить, вставать на лыжи», но вейпы и «ашки» по-прежнему популярны среди подростков. Однако можно сделать это темой передачи, и тогда юные журналисты попробуют разобраться с этой проблемой изнутри. В рамках деятельности медиацентра у них будет возможность пообщаться с психологами и врачами, познакомиться с опытом спортсменов, узнать мнения учителей и учеников. В итоге, ребята смогут самостоятельно составить мнение по этому вопросу. Может быть, это и не заставит заядлых курильщиков бросить сигарету, зато поможет остальным сделать правильный выбор.

Занятия журналистикой развивают творческий потенциал и художественно-эстетический вкус ребёнка. Он может попробовать себя в качестве сценариста, репортёра, писателя, телеоператора и фотографа. Работая с камерой, ученик учится основам композиции и цветоведения. Повышается и компьютерная грамотность. На уроках информатики не всегда есть возможность проявить свои навыки на реальном проекте. При создании телепередачи или газеты ученики осваивают много самых разных программ. Это и текстовые редакторы, такие как Microsoft Word, и программы для монтажа (например, Sony Vegas Pro) и фоторедактирования (Adobe Photoshop).

Знания и навыки, полученные в ходе журналистской деятельности, пригодятся ребятам в разных областях жизни.

Подводя итог, можно сказать, что ИКТ стали частью нашей повседневности. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в современный образовательный процесс делает его интересней, помогает мотивировать учеников на получение знаний. К.Д. Ушинский говорил: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а её однообразием». Использование информационно-коммуникативных средств на уроках и во внеучебной деятельности как раз и дарит то разнообразие, которое превращает школу в место, где совершаются увлекательные открытия.


Список использованных источников:

  1. https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980/
  2. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-funktsii-sovremennyh-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-usloviyah-gumanitarizatsii-obrazovaniya/viewer

https://infourok.ru/statya-funkcii-i-vozmozhnosti-ikt-v-obrazovanii-1709058.html

  1. https://clck.ru/dsYrE


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.