Мастер-класс «Информационно-компьютерные технологии в рефлексивном обучении иностранному языку»
Рожкова Екатерина Олеговна,
МАОУ «СОШ №21»
Информационно-компьютерные технологии в рефлексивном обучении иностранному языку
Мастер-класс во время методической декады в МАОУ «СОШ №21»
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра…
Джон Дъюи
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
познакомить коллег с понятием рефлексия
дать представление о классификации рефлексии
показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках с использованием ИКТ
создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Сегодня перед педагогами возникает большое количество вопросов по организации урока, по включению системы оценивания в структуру урока, поскольку одной из основных целей ФГОС является формирование у обучающихся умения объективно себя оценивать. Потому системе оценивания уделяется особое внимание и педагогу
при планировании урока нужно учитывать несколько факторов, а в частности как научить школьника оценивать свои знания объективно.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Именно здесь мы встречаемся с термином «рефлексия». Джон Дьюи говорил про рефлексию следующее: «Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова его нижняя сторона и что ее покрывает».
Наверное, сложно говорить о едином понимании этого термина в педагогике. Сегодня я хочу спросить у вас «А как вы понимаете термин «рефлексия»?»
Я могла бы опросить каждого из присутствующих сегодня здесь устно, записать ответы на доске, но более целесообразным и быстрым способом мне представляется применение для этой цели современных ИКТ. На сегодняшний день применение ИКТ и различных образовательных программ прочно вошли в систему работы современного педагога. Не нужно скептически относиться к применению ИКТ на уроках, если нет возможности работать в классе, всегда можно перенести выполнение задания на дом. Мы все пользуемся порталом дневник.ру, через который было бы максимально просто и удобно отправлять ссылки на задания ученикам. Так, например, поработав в классе, этап рефлексии можно вынести в качестве домашнего задания или работая в компьютерном классе тут же в конце урока воспользоваться возможностями интернета.
Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с платформой http://www.twiddla.com/ , которая как нельзя лучше помогает провести рефлексию.
Twiddla - это онлайн сервис для совместной работы. По принципу работы он схож с интерактивной доской Linoit, о которой я расскажу позже. Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности текст, иллюстрации, математические формулы; встраивать документы; общаться при помощи чата, в том числе и звукового. Для приглашения соавторов необходимо нажать на кнопку ("Invite") и вписать адреса электронной почты тех, кого вы приглашаете совместно работать. Или вы делитесь ссылкой, пройдя по которой желающие попадают в вашу комнату Twiddla.
https://www.twiddla.com/eyx6pb ссылка на мою интерактивную доску, перейдя по этой ссылке вы сможете ответить на мой вопрос, а в итоге мы увидим целую картину, и при этом мне не нужно тратить 5-7 минут на опрос всех участников, можно работать одновременно.
По ссылке http://modernpedagog.com/twiddla/ вы можете найти инструкцию по работе с сервисом.
Итак, под рефлексией в педагогике мы понимаем осознание смысла и способа собственной деятельности, объективную оценку своих результатов, обнаружение проблем.
Существуют различные виды рефлексии, для проведения этих различных видов рефлексий используются разнообразные технологии. Сегодня я покажу некоторые из них с применением ИКТ.
Рефлексия деятельности. Лесенка успеха/знаний https://www.twiddla.com/a0ede0
Слова-помощники. https://www.twiddla.com/bctatv
Для рефлексии содержания учебного материала сегодня часто применяют технологию рубрик. Рубрики и бланки балльных оценок были внедрены в современный класс, чтобы дать учащимся лучше понять, что такое оценивание, на чем основываются критерии, и каким ясным стандартам должен соответствовать продукт. Целью рубрик и балльных оценок является контроль и корректировка процесса, а не только оценка конечного результата. Такие рубрики мы с учениками 2 классов встречаем в языковых портфелях.
Работая с рубриками во 2, 5, 9 классах уже некоторое время я могу сказать, что рубрики помогают ученикам получить более информативный отзыв о своих сильных сторонах и сторонах, нуждающихся в улучшении; позволяют оценивать более объективно; сокращают время на уроке; прогресс ребенка документально подтверждается; помогают ребенку корректировать деятельность.
Часто в своей работе я использую сайт https://www.rcampus.com/ , который абсолютно бесплатно предоставляет доступ к сотням рубрик, созданных другими учителями и дает возможность создавать свои рубрики. Регистрация обязательна, вы можете распечатывать созданные рубрики и выдавать их ученикам на уроке или домой.
Готовые бланки оценки заданий и шаблоны для их создания или модификации на английском языке представлены на различных образовательных порталах:
Портал TeAchnology.Com Web Tools For Educators > Rubrics, Rubric Makers
http://teach-nology.com/web_tools/rubrics/
Создание бланков для использования в электронном или печатном виде на основе готовых критериев и параметров оценки различных видов учебной деятельности - от навыков правописания до работы над проектами.
Портал RubiStar http://rubistar.4teachers.org
Cоздание бланков оценки на основе адаптируемых шаблонов для различных видов заданий по разным дисциплинам, включая:
устные проекты
использование мультимедиа
математика
исследования и письменные задания
продукты
чтение
художественное творчество
естествознание
музыка
На этих сайтах я взяла примеры рубрик и перемешала категории и критерии оценивания, я прошу вас восстановить правильный порядок, чтобы получилась готовая рубрика.
Каковы основные принципы построения рубрики?
- от простого к сложному
- неограниченное количество критериев и категорий для оценивания
- применять можно к любой группе УУД
Для рефлексии я также использую еще один сервис http://4exam.ru/ Данный сайт позволяет бесплатно создавать тесты, анкеты и отправлять ссылки вашим ученикам. Я использую такие тесты и для оценивания предметных результатов и для проведения рефлексии. Причем вашим ученикам не нужно регистрироваться на сайте, вы отправляете им ссылку и они проходят анкетирование. Те же самые возможности есть на платформе google формы, где вы, создавая опрос, анкету имеет возможность быстро получить отчет о результатах в готовом виде и с наглядными изображениями. http://goo.gl/forms/Y9LxWbRUpp
Ну и закончить наш мастер класс мне бы хотелось, как и полагается рефлексией настроения. Перейдите по ссылке http://en.linoit.com/ данные для входа логин jelly-kate пароль jelly1986 ссылка на доску http://goo.gl/dAiKPG
Интерактивная доска Linoit похожа на доску Twiddle, здесь вы можете работать вместе и одновременно с вашими учениками, коллегами.
Инструкция по работе с сервисом здесь http://goo.gl/6S7kSl
Способов осуществления рефлексии великое множество, однако мы не должны забывать, что рефлексия - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.