12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Аджар74

Аджар Е.В

.
преподаватель иностранного языка


ГПОУ «Усинский политехнический техникум»

Инновации в обучении и воспитании в СПО

Новое поколение госстандарта по образованию предполагает обновление подходов к обучению иностранному языку. В ходе педагогической деятельности мною проводилась исследовательская работа сразу по двум направлениям. С одной стороны, мы наблюдали «Лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку», с другой стороны, искали и изучали «Дистанционные формы обучения как инструмент внеурочной самостоятельной работы». В ходе работы нами были сделаны следующие наблюдения по теории и методике обучения иностранному языку в СПО.

В ходе преподавания французского языка в СПО нами была создана модель информационно-образовательного ресурса «Изучаем французский язык» http://усполитех.рф/index.php/shag-k-professionalizmu, содержание которого представлено в презентации «Электронное образование: дистанционное индивидуальное обучение» и прилагаемом к нему «Лексико-грамматическом практикуме по французскому языку для студентов, занимающихся дистанционно». Представленные наработки в этой области образования будут полезны преподавателям образовательных учреждений среднего профессионального образования, учителям иностранного языка, студентам и школьникам, а также помогут всем изучающим иностранный язык дистанционно.

В соответствии с правительственной стратегией студенты СПО должны быть обеспечены знаниями на уровне функциональной грамотности иностранного языка. В связи с ведением ФГОС нового поколения, строящегося полностью на системно-деятельном подходе, коренным образом изменилось представление о работе среднего профессионального образовательного учреждения. 

Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая предмет «Иностранный язык». В группу метапредметных результатов освоения предмета, кроме овладения всеми четырьмя видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) в равной степени, входит также формирование и развитие компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить обучающимся право мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над путями их решения. 

Именно эту задачу решает проблемный метод обучения иностранному языку. В результате студенты смогут акцентировать внимание на содержании своего высказывания, в центре их внимания будет мысль, а язык выступит в своей прямой функции – формировании и формулировании.

Этим целям и были подчинены апробированный в ходе нашей педагогической деятельности экспериментальный проект по созданию дистанционного курса с применением аудио и видео приложений, помещающего студента в электронную среду. Кроме 117 часов аудиторного времени, 58 часов самостоятельной работы преподаватель может взять под контроль. Благодаря техническим средствам создается эффект присутствия преподавателя, который находится в непрерывном общении со студентами в виртуальном классе. Что такое электронная среда? Это модель организации учебной деятельности, созданная с помощью технических средств. В такой среде обучения или виртуальном классе студент находится непрерывно со свободным входом и выходом.

Преимущество электронной среды состоит в том, что она позволяет взять под контроль самостоятельную работу студента, повысить ее эффективность, и к тому же упростить для преподавателя проверку домашнего задания. Она позволяет практиковать дифференцированный подход, что в реальной аудитории, рассчитанной на массовое восприятие, затруднительно.

Виртуальный класс дублирует реальный класс СПО в аудитории, он также разбивается на группы «Автомехаников», «Электриков», «Документоведов», «Нефтяников», «Монтажников». Выбирается цель обучения: легкая, обычная; далее определяется грамматический навык, который будет осваиваться, например, навык артикля или настоящего времени, рода или числа. Студенты группируются в зависимости от выбранных цели и навыка. С этой целью нами был создан виртуальный класс на платформе Duolingo, в котором студенты могут заниматься как самостоятельно, либо в период отсутствия на занятиях по уважительной причине (поездка на спортивные соревнования, болезнь), а также во время урока, если основное задание студентом выполнено досрочно.

Преподаватель задает маршрут студенту и отслеживает скорость и качество продвижения по этому маршруту в процессе онлайн тестирования. Студент получает баллы опыта за приобретенные навыки. Эти баллы переводятся преподавателем в оценку. 400 баллов – «3», 800 – 4, 1200 – 5, промежуточная аттестация -5000 баллов, итоговая – 8000 баллов.

Достоинство метода – ответственность за результативность полностью перекладывается на плечи студента и контролируется в первую очередь им самим, мотивация к обучению резко возрастает. Какая роль отводится преподавателю в среде электронного образования? Он выступает в роли навигатора, проводника, наставника, куратора, быстро может предложить студенту короткий путь решения вопроса.

Задача трансляции знаний перестает быть основной, поскольку мы развиваем практические навыки владения знаниями, или компетенции, в которые входит поиск информации, алгоритм решения проблемы. В результате выстраивается новая парадигма мышления. Составным компонентом электронной образовательной среды являются электронные учебники, которыми студенты пользуются в электронной библиотеке «Академия».

Использование в обучении информационного ресурса «Изучаем французский язык» позволяет обучающимся непрерывно дистанционно повышать свои коммуникативные компетенции, чтобы свободно общаться на французском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Дистанционный курс адресован студентам как дневного, так и заочного отделения.

Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования. Преподаватели, которые идут в ногу со временем, внедряют в обучение самые передовые электронные технологии, такие как дистанционные технологии и мобильные языковые приложения на занятиях по иностранному языку. Создание дополнительной реальности на занятиях по иностранному языку является насущной задачей современного образования. Комплекс интерактивных упражнений по фонетике, страноведению, представленный на образовательной платформе LearningApps, был активно апробирован в ходе преподавания французского языка. Приложение "Французские пословицы и поговорки" содержит упражнения для школьников и студентов СУЗ. https://learningapps.org/5269501

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.