12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Перова Юлия Владимировна236
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Мои инновации в обучении и воспитании

С чего начать? С самого главного - с самого себя! Любой урок литературы можно сравнить с конкретной жизненной ситуацией, если применить психологические приёмы. Итак, сейчас речь пойдёт о психологическом дневнике обучающегося. Пусть эта тетрадь станет настольной книгой для каждого, кто хочет почувствовать себя начинающим психологом, чтобы профессионально оценивать литературных героев, их действия и поступки, а затем-подумать о том, как поступил бы сам на месте персонажа из конкретного художественного произведения…

Попробуем привести яркие примеры из педагогической практики. Изучая пьесу А.Н.Островского «Бесприданница», можно предложить обучающимся составить следующую таблицу в дневнике психологических наблюдений «Мои положительные и отрицательные эмоции» после изучения данного драматического произведения. Таблица может содержать не только фразы «удивление, радость, восторг, жалость и т.п.», но и иллюстрации обучающихся (красная роза — символ любви и страсти, желтая роза-символ грусти, печали, расставания, измены и т.п.) Если рисунки и таблицы будут содержать собственные письменные выводы обучающихся, значит уроки литературы не прошли даром.

Поэтический мир С.А.Есенина удивительно многогранен. Попробуем после изучения данной темы в дневнике психологических наблюдений изобразить словами, символами, рисунками и иллюстрациями те чувства, которые мы испытываем, читая очаровательные лирические произведения поэта. Вероятнее всего, основным чувством здесь станет любовь, то есть любовь к природе, родине, женщине, деревне, «братьям нашим меньшим» и т.п. Совершенно очевидно, что вместе с заполнением дневника психологических наблюдений развивается устная и письменная речь, а также общение в целом. Для себя проводим параллель: русский язык-литература-психология…

Как интересно будет развиваться мышление обучающихся при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», когда до работы по развитию речи «Смерть Евгения Базарова - это случайность или самоубийство?» они в своих дневниках отметят следующие психологические наблюдения: случайность - ряд аргументов -выводы, самоубийство Базарова (версия) - ряд аргументов — выводы. Вот анализ, синтез, обобщение, сравнение...

К любой литературной теме подойдёт следующее задание: определите характер и темперамент персонажа.

Особенно нравится обучающимся заниматься не в традиционной классной обстановке, сидя за партами, а в дружеском кругу у доски, глядя друг другу в глаза, обсуждая, анализируя, аргументируя, обобщая, делая выводы… Какое поле для психологической деятельности: посидели, поговорили, обсудили, а свои собственные выводы записали в дневники психологических наблюдений.

Пусть эта форма творческой деятельности станет маленьким новаторством в педагогической работе практикующего учителя-словесника.

Можно придумывать любые варианты творческих психологических заданий, понимая, что самое главное - это интерес к русскому языку, литературе, психологии. Рефлексия — вот цель и результат нашего общего педагогического искусства.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Литвиненко Ирина Витальевна, 11.01.20 в 01:53 0Ответить Пожаловаться
Чудесная находка! Спасибо за Ваш труд!
Панкова Татьяна Владимировна, 11.01.20 в 07:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, только слишком маленькая работа, раскройте подробнее свои инновации, можно вставить рисунки, таблицы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.