Публикация «Мои инновации в обучении и воспитании»

4
3
Материал опубликован 10 January 2020 в группе

Мои инновации в обучении и воспитании

С чего начать? С самого главного - с самого себя! Любой урок литературы можно сравнить с конкретной жизненной ситуацией, если применить психологические приёмы. Итак, сейчас речь пойдёт о психологическом дневнике обучающегося. Пусть эта тетрадь станет настольной книгой для каждого, кто хочет почувствовать себя начинающим психологом, чтобы профессионально оценивать литературных героев, их действия и поступки, а затем-подумать о том, как поступил бы сам на месте персонажа из конкретного художественного произведения…

Попробуем привести яркие примеры из педагогической практики. Изучая пьесу А.Н.Островского «Бесприданница», можно предложить обучающимся составить следующую таблицу в дневнике психологических наблюдений «Мои положительные и отрицательные эмоции» после изучения данного драматического произведения. Таблица может содержать не только фразы «удивление, радость, восторг, жалость и т.п.», но и иллюстрации обучающихся (красная роза — символ любви и страсти, желтая роза-символ грусти, печали, расставания, измены и т.п.) Если рисунки и таблицы будут содержать собственные письменные выводы обучающихся, значит уроки литературы не прошли даром.

Поэтический мир С.А.Есенина удивительно многогранен. Попробуем после изучения данной темы в дневнике психологических наблюдений изобразить словами, символами, рисунками и иллюстрациями те чувства, которые мы испытываем, читая очаровательные лирические произведения поэта. Вероятнее всего, основным чувством здесь станет любовь, то есть любовь к природе, родине, женщине, деревне, «братьям нашим меньшим» и т.п. Совершенно очевидно, что вместе с заполнением дневника психологических наблюдений развивается устная и письменная речь, а также общение в целом. Для себя проводим параллель: русский язык-литература-психология…

Как интересно будет развиваться мышление обучающихся при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», когда до работы по развитию речи «Смерть Евгения Базарова - это случайность или самоубийство?» они в своих дневниках отметят следующие психологические наблюдения: случайность - ряд аргументов -выводы, самоубийство Базарова (версия) - ряд аргументов — выводы. Вот анализ, синтез, обобщение, сравнение...

К любой литературной теме подойдёт следующее задание: определите характер и темперамент персонажа.

Особенно нравится обучающимся заниматься не в традиционной классной обстановке, сидя за партами, а в дружеском кругу у доски, глядя друг другу в глаза, обсуждая, анализируя, аргументируя, обобщая, делая выводы… Какое поле для психологической деятельности: посидели, поговорили, обсудили, а свои собственные выводы записали в дневники психологических наблюдений.

Пусть эта форма творческой деятельности станет маленьким новаторством в педагогической работе практикующего учителя-словесника.

Можно придумывать любые варианты творческих психологических заданий, понимая, что самое главное - это интерес к русскому языку, литературе, психологии. Рефлексия — вот цель и результат нашего общего педагогического искусства.



Комментарии

Чудесная находка! Спасибо за Ваш труд!

11 January 2020

Спасибо за работу!

11 January 2020

Спасибо, только слишком маленькая работа, раскройте подробнее свои инновации, можно вставить рисунки, таблицы.

11 January 2020