Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»
Мои инновации в обучении и воспитании.
Урок… Как много в этом звуке… Да, любой урок - это творение учителя. В настоящее время разработано и предлагается для практической реализации огромное количество педагогических методик и приёмов, повышающих интерес обучающихся к знаниям. Каждый учитель выбирает приемлемые для себя, для класса. Выбор педагогических приёмов зависит от многих факторов: личности учителя, психологической атмосферы детского коллектива. Лично я применяла в своей практике достаточное количество приёмов и методов РКМЧП, чтобы сделать для себя определённые выводы. Хотелось бы поделиться этими выводами с коллегами.
Всё новое, как говорится, - это хорошо забытое старое. Все так называемые инновации служат в настоящее время одной цели - заинтересовать учеников в учебном материале. Огромный поток красочной, увлекательной информации, льющийся на детей (да и на всех людей в целом) превращает нашу работу, на первый взгляд, во что-то уже бессмысленное, бесполезное. Если задуматься, то придёшь к выводу, что учитель, как источник информации, в наши дни абсолютно не нужен. У сегодняшнего учителя другая задача, очень важная, – воспитательная. Только личность может воспитывать, показывать примеры, развивать в детях самые светлые и добрые качества, которые зачастую не могут дать детям родители, их ближайшее окружение. Ни для кого не секрет, что социальных проблем в нашем обществе очень много. Так вот, учитель 21 века должен пробудить в детях доброту, взаимоуважение, любовь к своему предмету, окружающему миру, людям. “А как это сделать?” - спросите вы. Просто нужно любую преподаваемую дисциплину “выносить в реальность”. Наша задача-доказать ученикам, что все учебные предметы необходимы в жизни, что их содержание - это и есть наша жизнь. Я преподаю русский язык и литературу, а литература, как известно, сродни психологии. Изучая любое произведение, переношу вопросы и проблемы, в нём поставленные, в наши дни. Задаю ученикам вопросы: “А как бы поступили вы на месте героя?”, “Что должен был сделать герой в сложившейся ситуации, по вашему мнению?” и т.п. Мы рассуждаем, анализируем, думаем... Считаю цель урока достигнутой в том случае, когда урок превращается в дискуссию. Атмосфера такого урока заставляет учеников мыслить, а в будущем – неоднократно обращаться к литературному материалу для сопоставления своих действий с действиями литературных героев.
Какие бы приёмы и методы я ни применяла на своих уроках (6 шляп мышления, синквейн, рисунок по кругу, схема “фишбоун” и т.д.), всё сводится к хорошей, доброй дискуссии. Большинство творческих приёмов с картинками и стихами целесообразней использовать в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Утверждаю так потому, что доводилось работать и с малышами. Им действительно всё это очень интересно, а вот старшеклассникам нужна продуктивная, интересная дискуссия. Таковы мои выводы.
В заключение хотелось бы сказать, что все учебные дисциплины так или иначе связаны между собой. Всех их мы касаемся в реальной жизни. Наща задача – доказать это ученикам. Так будем же творцами своих уроков, несущими радость и добро в сердца наших учеников!
Панкова Татьяна Владимировна
Старшов Михаил Александрович
Старшов Михаил Александрович