Статья «Мои инновации в обучении и воспитании»
Мои инновации в обучении и воспитании
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования.
Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду.
Современная сельская школа – передовая площадка в части информационных технологий, место, где ребенок получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Образование – это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования – это действительное развитие общих способностей ребенка, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «развитие». Однако раньше оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать», то есть «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.
Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса возрастает роль учителя как непосредственного носителя новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Образование по своей сути уже является инновацией.
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения.
Я использую эти технологии в своей практике: интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.
Черепанцева Людмила Юрьевна