Статья «Инновации в современной системе образования» (1–4 класс)

2
0
Материал опубликован 14 September 2021 в группе



Инновации в современной системе образования.

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования.

Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно, то процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе использую как традиционные, так и современные педагогические технологии, например: информационно-коммуникационные технологии, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технологию проблемного обучения, технологию сотрудничества, технологию оценивания образовательных достижений и другие.

Все технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают качество образования, реализуется познавательная и творческая активность учащихся, эффективно организуется занятость обучающихся в учебное время.

Информационно-коммуникационные технологии

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Целью данной технологии является: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Задачи, использования ИКТ:

- повысить мотивацию обучения;

- повысить эффективность процесса обучения;

- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

- планировать и систематизировать свою работу;

- использовать как средство самообразования;

- качественно и быстро подготавливать урок или мероприятие.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании продумываю - как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения», «Уроки технологии» для 1-4 классов;

дистанционные олимпиады и конкурсы; уроки на основе авторских компьютерных презентаций; виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Данная технология позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.


Проектные технологии

В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самореализации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для ее реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология.

Цель проектной технологии заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности, формировании широкого спектра УУД, личностных результатов;

а результат: овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы – способствует формированию познавательного интереса, умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельности и самоорганизации учебной деятельности, реализации творческого потенциала.

Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

.

Использование проектной технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию самые простые, и главное из них – учитывать возможности ребенка. Все темы, которые предлагаем в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день или несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

Поэтому результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы. В моей работе примерами проектной деятельности являются различные плакаты, памятки, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, проектов, решение проектных задач, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов. Такую деятельность проводим практически на каждом изучаемом предмете, на факультативах и внеурочной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы. В проектной деятельности создаются условия для формирования всех видов УУД. Ребенок имеет возможность развивать самостоятельность, инициативу, ответственность, целеустремленность, настойчивость к достижению цели, готовность к преодолению трудностей, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, формируются способности к организации своей учебной деятельности.


3. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», я считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности я выделяю здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Сохранение здоровья школьников в ходе их обучения в школе – очень важная сторона образовательного процесса. На своих уроках несколько минут уделяю гимнастическим упражнениям для снятия мышечного напряжения, гимнастике глаз, психологической разгрузке, двигательные минутки.

Тематика классных часов направлена на формирование навыков здорового образа жизни.

С родителями обсуждаются вопросы о сбережении здоровья детей, о режимных моментах.

Как показывает практика, применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укреплению здоровья  школьников; предупреждению переутомления учащихся на уроках; улучшению психологического климата в детских коллективах; приобщению родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышению концентрации внимания; снижению показателей заболеваемости детей, уровня тревожности; формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


4. Игровые технологии.

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, развивается внимание, стимулируется познавательная деятельность, активизируется мыслительная деятельностьсамопроизвольно запоминаются сведения, формируется ассоциативное запоминаниеусиливается мотивация к изучению предмета.

Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию.

Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются неимитационные игры.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

 Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

       Использование такой формы обучения помогает решить ряд задач:

Осуществляется более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний.

Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.


5. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

В условиях реализации ФГОС система оценивания занимает особое место. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, при котором учебная деятельность невозможна без оценочной деятельности (самостоятельности).

Данная технология направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников за счет изменения традиционной системы оценивания.

Ключевые вопросы, возникающие при системе оценивания.

Что оценивать?

- ЗУН

- степень изменения ребёнка в процессе обучения

- учебную деятельность

- УУД

Как оценивать?

- Критериально.

Критериями оценки будут являться планируемые результаты, т.е. чему хочу научить, то буду оценивать.

Зачем оценивать?

- Чтобы сформировать у ребенка умение оценивать не только себя, но и развивать это умение.

Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности.    


В чем заключается преимущество данного вида оценивания?

Критериальная таблица позволяет ученикам регулировать свои достижения и дает возможность влиять в ходе урока на оценку, а так же настраивает на здоровое соревнование.

Ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.

Благодаря этому у учеников формируется самостоятельность.

Такое оценивание способствует развитию позитивной самооценки, так как оценивается не один аспект деятельности, а несколько.

Формируется наблюдательность.

При коллективной работе: Формируются навыки сотрудничества.

Если в группе кто-то работает, а кто-то нет, в графе “умение сотрудничать” появляется “–”. Тогда ученики сами стараются вовлечь в работу того, кто в ней не принимает участия.

Развивается чувство ответственности.

Работа в группах, состоящих из слабых учеников, позволяет им стать активными участниками, а не сторонними наблюдателями учебного процесса, как это часто бывает при фронтальной работе с целым классом. Такие ситуации способствуют повышению самооценки слабых учеников, их познавательного интереса.

При совместном оценивании решается проблема объективности выставленной отметки, так как дети фактически ставят ее себе сами, с помощью своих же одноклассников. При этом у учеников вырабатывается умение правильно оценивать. В дальнейшем это пригодится им в жизни при оценке любых явлений, работы, ситуации. Они будут знать, что в основе любого оценивания лежат определенные критерии. И чем точнее критерии, тем объективнее оценивание.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать своё решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.


Все технологии действительно актуальны в период реализации ФГОС, потому что дают возможность обеспечить в учебно-воспитательном процессе мыследеятельностный подход в образовании. Учащиеся непосредственным образом включены в активный познавательный процесс; они самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Все это и есть одно из главных требований современной школы.

Все технологии дополняют друг друга, и это делает их применение достаточно мобильными и легкими в реализации.

Обеспечивают сохранение здоровья детей через получение положительных эмоций в учении, создают условия для выбора и ситуацию успеха, учение без перегрузок и в зоне ближайшего развития ребенка, обеспечивают в достаточной мере двигательную активность учащихся на уроке. А это важно в наше время, в век компьютеризации.

Эти технологии способствуют эффективному развитию способностей и возможностей каждого ученика.

Все применяемые мной технологии помогают оптимизировать учебный процесс и делают его увлекательным и интересным.

Положительные результаты использования современных образовательных технологий:

- Интерес к предметам, у учащихся проявляется устойчивый интерес к предметам и имеет позитивную динамику;

- Положительная мотивация к учебной деятельности;

- Показатель заболеваемости – низкий;

- Возрос творческий потенциал учащихся.


Считаю, что использование современных образовательных технологий влияет на продуктивность работы учащихся, на осознанность выбора материала для наиболее эффективного овладения темой, что в конечном итоге, влияет на результат обучения, способствует росту мотивации к изучению предметов.



Список используемой литературы

Бессолицина Р.В.Инновационные подходы к организации научно-методической работы //Методист.-2006.-№1

Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002.

Кларина Л. Инновационная деятельность: становление, развитие, эффективность //Директор школы.-2001.-№10

Мартиросян Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях// Педагогика.-2008.-№7

Уваров А.Ю. Инновационные педагогические практики: распространение// Школьные технологии.-2008.-№3





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.