Выступление на тему «Инновационные технологии в образовании»

6
0
Материал опубликован 7 April 2023 в группе

Выступление на тему:

«Инновационные технологии в образовании»

Что такое инновационные технологии?

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу,

вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.[4;67-69]

По мнению автора М.С. Поцекиной главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения и воспитания состоит в ориентации учебного и воспитательного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека, а также целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося и воспитуемого по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность неизвестных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом . С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.[10;123-125]

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. 
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.[18, 229-232]

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. 
В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, мы разобрали, что образование по своей сути уже является инновацией и что,

 Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Применяя различные инновационные  технологии в воспитании, обучении, коррекции педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Главное подобрать эффективную технологию способствующую развитию ребенка.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

В данной главе мы рассмотрим, какие инновационные педагогические технологии применимы с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с нарушениями речи.

1.Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

ИКТ в воспитательно-образовательном процессе

Компьютер становится в детском  саду рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная интегрировать с различными направлениями воспитательно- образовательного процесса, обогатить  и    изменить   развивающую среду детского сада.

В воспитательно-образовательном процессе  используются программы:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные, коррекционные и творческие задачи с опорой на наглядность.

 2. Технология проблемного обучения предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Достоинства проблемного обучения:

 1. Высокая самостоятельность детей;

 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

3.Развитие мыслительных способностей детей

Хочется отметить, что логопеды в своей работе активно используют технологию проблемного обучения при организации логопедического занятия. Например, во время сессии на логопедических практикумах мы использовании в своих занятиях данную технологию. По мнению Тепляковой Е. использование проблемы в занятии повышает познавательную активность детей, данный метод заставляет мыслить искать выход из ситуации и соответственно больше говорить.

 3. Технология проектного обучения – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

4. Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

 5. Личностно – ориентированные технологии - ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты.

 6. Здоровьесберегающие образовательные технологии. 

Это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Использование здоровьезберегающих технологий является одной из важнейших в логопедической работе.

 7. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Т.е целью является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить; развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.





Список используемой литературы

Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией [Текст] / Е.О.Астафьева // Логопед.- 2012.- №6.- С.82-83.

Байбородова Л.В. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие /А.П. Чернявская и др.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ. 2012. – 311 с.

Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М: Мозаика- синтез, 2008. – 112 с.

Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Т.В.Волосовец. - М.: Сфера, 2008. – 224 с.

Гальперин А.Я. Лекции по психологии /А .Я.Гальперин ; под ред. Л.И.Подольского. – М. ВЛАДОС, 2002. – 107 с.

Давыдова, О.И. Проекты в работе с семьей [Текст]: методическое пособие/ О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. –М.: Сфера, 2012. – 128 с.

Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] /Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании.- 2005.- № 3. – С.79

Д. Дьюи . От ребенка к миру – от мира к ребенку / Д. Дьюи; под ред. Г.Б. Корнетова. –М.:Карапуз, 2009. – 340 с.

Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст]/ В.Н. Журавлева. – М:. Учитель, 2011. – 202 с.

Жарова В.А. Профессиональная переподготовка педагогов для работы с тяжело умственно отсталыми детьми: дис..канд. пед. наук/ В.А.Жарова., Ярос. гос. пед. ун-т им К.Д.Ушинского – Ярославль. 2001.- 172л.: прил.

Жарова В.А., Логопедические технологии. Коррекция дислалии: методическое пособие/В.А. Жарова, Е.С. Теплякова – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2012 – 107 с.

Киселева, Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Л.С. Киселева, Т.А. Данилова. –М.: АРКТИ, 2012. – 96 с.

Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. [Текст]: автореф. Дис .канд. пед. наук /Т.К. Клименко. Хабар. гос. пед.ун-т - Хабаровск, 2000. – 28 с.

Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие [Текст] / Н.А.Кочкина. - М.: Мозаика- синтез, 2012. – 72с.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избранные педагогические сочинения. М. 1982. [электронный ресурс].- режим доступа : stud files.ru> свободный

Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов [Текст]/ С.М. Локшина. – Изд.: Русский язык, 2000. – 205 с.

Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании/ [Текст] статья/ М.С.Пацекина. ФГАОУ ВПО Белгор. гос. исследов. ун- т – Белгород. 2011.- [электронный ресурс].- режим доступа : ns portal.ru>

Саблева А.С. Логопедические технологии. Технология логопедического обследования устной речи [Текст]: учебно-методическое пособие/А.С. Саблева. – Изд.: ЯГПУ им. Ушинского, 2012. – 62 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации