Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Шахматова Юлия Николаевна,
Воспитатель МДОАУ Детский сад № 118 «Дружба» г. Орска.
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»1.
К.С.Станиславский
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим.
По мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
В повседневной жизни детского сада используются различные виды театров: бибабо, пальчиковые, настольные, плоскостные (фланелеграф или магнитная доска), марионеточный, книжка-театр, театр масок и др.
Я, же, хочу рассказать, о сложном и в то же время очень интересном - о теневом театре. Тень - довольно пластичный материал для произведений искусства, которые не нуждаются в изготовлении. Его не нужно искать, им невозможно испачкать руки, как глиной или краской. За ним можно спрятать своё лицо, как за маской, и не только лицо - всю свою личность.
Существует несколько разновидностей теневого театра.
Кукольный театр теней. Теневой театр рук. Теневой театр человека.
Конечно же в самом начале мы увлеклись кукольным теневым театром.
Но вскоре, после занятий кукольным теневым театром, я заметила, что мои ребята с огромным интересом стали играть с тенью руками.
Это стало для меня причиной посмотреть на теневой театр с другой стороны и стимулом для изучения особенностей теневого театра рук и пальцев. Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись "живые" существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица?
Кстати, современные исследования показывают, что наш мозг рассматривает нашу тень как продолжение тела. Франческо Павани из лондонского университета Royal Holloway и Умберто Кастьелло из итальянского Университета Тренто установили, что участники исследования реагировали на стимулы возле тени руки так, как если бы эти стимулы воздействовали на саму руку.
Результаты подтверждают интуитивную связь, которую люди ощущают по отношению к своему теневому контуру, говорит Маргарет Ливингстон, занимающаяся исследованиями зрения на медицинском факультете Гарварда2.
Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка – это дополнительный способ его развития.
Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, помогает ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.
Прежде чем "оживлять" тень, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. Придумывая сценарий и играя представления, дети развивают фантазию, память, мышление, речь.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу). Всё выше сказанное дает основание утверждать, что участие в представлениях теневого театра повышает и эффективность коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Новизной и своеобразием стало то, что вся театрализованная деятельность была построена в нетрадиционной форме работы с детьми. А именно, через проектную деятельность, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. Так был создан проект теневого театра «Умелые ручки».
Общение педагога с воспитанниками является важным условием успешного функционирования игровой технологии. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей. Таким образом, были созданы картотека фигур театра теней «Живая рука» и картотека пальчиковых игр с подробным описанием и изображением фигур, где каждый ребенок может попробовать показать что-то самостоятельно, пользуясь ими и возможно придумать что-то свое.
Силуэты для теневого театра можно выбирать самые разнообразные, в зависимости от сюжета вашего спектакля. Начинать лучше с более простых образов, постепенно усложняя комбинации. Самыми распространенными являются силуэты животных; также при помощи рук возможно изобразить человеческие фигуры, растения и различные предметы. При этом можно предоставить ребенку возможность самому называть персонажи или предметы, которые он видит.
Сначала ребенок должен привыкнуть к тени: во-первых, увидеть ее, во-вторых, следить за изменением тени в процессе выполнения каких-либо движений. Чтобы было интересно выполнять упражнения, придумаем какой-либо игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок и т. п. Если ребенок затрудняется в изображении фигур, необходимо оказать ему помощь: взять его руки в свои и выполнить необходимые действия.
Также желательно изображать взаимодействие между персонажами: как они реагируют друг на друга, разговаривают, перемещаются в пространстве и т. д. Кроме того, каждый создаваемый образ можно сопровождать небольшим стихотворением, например: «Бабочка живет один день. Левое крыло бабочки - утренняя заря. Правое – вечерняя» (С. Козлов). Спектакль будет более увлекательным, если при помощи персонажей рассказать сказку или басню (в которых присутствует небольшое количество героев).
Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого, могут стать авторами новых игровых и творческих сюжетов. Так, мы с ребятами придумали, как рассказать русские народные сказки руками.
Сказки могут быть самыми различными, главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному овладению теневым театром. Дети очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизведанного.
Наши идеи воплотись в книгах «Умелые ручки»: «Репка», «Колобок», «Заяц хваста», что стало ещё одной инновацией в проекте – технология «Лэпбук». Это самодельные книги, которые содержат в себе не только сказки и иллюстрации, но картинки с фигурами театра теней, подобранные соответственно сюжету.
Такой метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с книгами. Использовались книги на завершающем этапе проектной деятельности, для того чтобы закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем.
Чтобы поддержать интерес детей, в проект были вовлечены родители. Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами через активное и непосредственное участие в мероприятиях, совместных детско-родительских конкурсах, создание и обогащение развивающей предметно - пространственной среды.
А использование современных информационных технологий сделало проект ярким, запоминающимся, интересным для ребят, так как применение ИКТ в детском саду привлекает внимание дошкольников и помогает решать образовательные задачи.
Л итература:
1. Белоусова О. М. Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ// Сайт для учителей [электронный ресурс]/ - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/
2. Белошенко И.В.Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad
3. Елистратова О. А. Из опыта работы «Пальчиковый театр теней» // Сайт для воспитателей детских садов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/
4. Инновационная деятельность в детском саду // Обучение детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://melkie.net/author/minmar_13
5. Котова Т. В. Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста» // Портал образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portalobrazovaniya.ru/
6. Лыкова И. А., Шипунова В. Теневой театр в детском саду, или как приручить тень. - Издательство: Цветной мир, - 2018, -120с., - ISBN 9785431002830
7. Лыкова И.А., Шипунова В.А., Бондарева Н.В. Теневой театр, вчера и сегодня. - Издательство: Цветной мир, - 2012, - 96с., - ISBN 978-5-4310-0083-6
8. Мозг считает тень человека продолжением тела. // newsru.com [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.newsru.com/