Инновационный курс «Логоритмика для дошкольников» на тему «Речь, ритм, движение»

9
0
Материал опубликован 4 June 2021 в группе












ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС

«ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

(Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых недостатков)

РЕЧЬ, РИТМ, ДВИЖЕНИЕ








РАЗРАБОТЧИК

учитель-логопед высшей категории

Демьяненко Наталья Николаевна














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как любое достояние, можно либо преумножить, либо незаметно растерять. Как передать детям любовь к слову, умение и желание чувствовать его красоту? Как научить малышей овладеть особенностями речи? Нужно отправить ребёнка в интересное путешествие в мир, где речь поможет преодолеть все преграды.

Малыш растёт, открывает для себя мир, ищет себя в многообразии отношений, самоутверждается. И так хочется, чтобы он, делая первые, самые важные в своей жизни шаги, чувствовал себя комфортно и уверенно. Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение, и от этого зависит адаптация ребёнка к школе. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определённые трудности в овладении письмом и чтением. Таким детям следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения.

Профессиональная деятельность каждого педагога предполагает поиск новых, оптимальных психолого-педагогических подходов, методов, приёмов и дидактических средств. Поэтому, отыскав для себя что-то новое и более эффективное, апробировав в своей работе и получив хороший результат, сразу хочется поделиться этим с коллегами. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений используются нетрадиционные способы работы.

Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

Одним из эффективных методов преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой. Занятия логоритмикой начала осуществлять впервые 2008 году, изучив методические рекомендации и обширный практический материал многих авторов, занимающихся логоритмикой (М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, Н. В. Микляевой, О. А. Полозовой и др.). Использовала в работе элементы авторской системы занятий М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду», «Здоровьесберегающие тенологии в образовательно-воспитательном процессе» И.В.Чупаха, Е.З.Пужаевой – раздел «Организация работы с детьми с проблемами речевого развития» (г.Ставрополь). В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приёмов работы над произносительной стороной речи.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых недостатков - эта тема считаю, как никогда актуальна.

Почему - логоритмика? Всё, окружающее нас живёт по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале XX века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

Логоритмическая гимнастика имеет многоцелевую направленность. Её можно рассматривать как средство функциональной подготовки организма к предстоящим занятиям, как средство развития подвижности в суставах, быстроты, координации движений, чувства темпа и ритма, а также как один из способов коррекции двигательных недостатков. Систематическое её применение благоприятно сказывается на осанке, формировании речи и даже на иммунитете к простудным заболеваниям. Материалом для занятий логоритмикой служат звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты (стихи, чистоговорки, считалки); которые произносятся с разнообразными движениями.


Особенности инновационного курса.


1. Логоритмическая гимнастика – это средство функциональной подготовки организма к предстоящим занятиям; средство развития подвижности в суставах, быстроты, координации движений, развитие чувства темпа и ритма, способ коррекции речедвигательных недостатков у детей.

2. Занятия разработаны на основе отдельных материалов опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, но для детей дошкольного возраста. Применяются: шаговый, кистевый и голеностопный логоритмы; напольные слогометрические сетки, наложение логоритма на рукотворческие, ритмы; упражнения на повышение эффективности психомоторных функций организма.


3. Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения , работа над певческим дыханием и развитием голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачёва (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приёмах по методу Емельянова.


4. Артикуляционная гимнастика представлена с использованием техники проведения логопедической гимнастики Т. Б. Будённой.


5. Используется нетрадиционное оборудование: кистевые массажёры, губковые шарики, мячи и мячики, трубчатые тренажёры для стопы, кисти, позвоночника, напольные «дорожки здоровья» для рефлексотерапии, напольные слогометрические сетки.


Мною разработан перспективный план занятий логоритмикой для детей старшего дошкольного возраста, включающий 36 занятий. Периодичность проведения - один раз в неделю, продолжительностью от 20 до 35 минут. Занятия проводятся фронтально. Занятия составлены на основе отдельных материалов опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного, но для детей дошкольного возраста. Использованы упражнения на повышение эффективности психомоторных функций: с помощью кистевых и голеностопных ритмических усилий, энергичных ритмических поворотов головы и за счёт наложения логоритма на рукотворческие трудовые ритмы. Применяются шаговый логоритм, напольные слогометрические сетки.

Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз). Дыхательные упражнения основаны на методе Б. Толкачёва (озвученный выдох), звуковом дыхании М. Лазарева, доступных приёмах по методу Емельянова. В занятия включены пальчиковые игры или массаж пальцев. Включая в занятия гимнастику для глаз, сначала подбираю упражнения без фиксации взгляда на пальце, палочке или других предметах, так как детям сложно выполнять манипуляции с предметами, прослеживать их движения взглядом, не поворачивая при этом голову. Артикуляционная гимнастика представлена с использованием техники проведения логопедической гимнастики Т. Б Будённой. На занятиях использую мячи, кистевые массажёры, губковые шарики, мячи - «ёжики», трубчатые тренажёры для стопы, кисти, позвоночника, а также напольные «дорожки здоровья» для рефлексотерапии – всё, чтобы привлечь все органы движения в ритм произношения текстового материала.

На занятиях логоритмикой соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

- развитие слухового внимания и фонематического слуха;

- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственной организации движений;

- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общениях

- формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно – двигательной координации;

- создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях, формирование устойчивого интереса детей к речевой деятельности.


Логоритмическое занятие проводится согласно определённым требованиям:

- занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем один раз в неделю;

занятия целесообразно проводить фронтально;

- занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы;

- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;

- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.


Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:


Элементы

Направленность


Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.

Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные музыкально- ритмические игры с музыкальными инструментами.

Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.

Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально–артикуляционные упражнения.

Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.

Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям.

Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.

Упражнение на развитие словотворчества.

Расширение активного запаса детей.



В структуру занятия не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаю статистические и динамические упражнения для глаз и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учётом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удаётся овладеть артикуляторными навыками, оказываю целенаправленную помощь.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе важна тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль над точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях мы также проводим совместно с музыкальным руководителем под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить ненавязчиво, в игровой форме.

На занятия логоритмики обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце – игре.

Считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность. Связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие всех педагогов и родителей.

Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используют на своих занятиях воспитатель и логопед. Эти упражнения и игры предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработала перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и речевых нарушений детей. Составленный мной перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятия, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились все педагоги нашего сада. При совместной работе творческой группы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя в разработке тематического планирования были выбраны темы занятий. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана выделяю следующие направления работы:

- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.


При разработке любого логоритмического занятия учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к ребенку, учитывающий его возрастные, психофизические и речевые возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимание детей и побуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.

Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и других. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.

Система занятий логоритмикой благотворно сказалась на двигательной активности, осанке, формировании речи, а также на иммунитете к простудным заболеваниям у детей детского сада. Индекс здоровья в старших группах вырос на 14% и составляет 0,81. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Развитие ребёнка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития, в том числе речевого. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.

В связи с этим возникла идея создания на следующий год творческого проекта совместно с родителями «Волшебный цветок», цель его: развивать речь и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями. Считаю, что такая совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.





ИННОВАЦИОННЫЙ КУРС

«ЛОГОРИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Цель: профилактика и коррекция речедвигательных недостатков у детей.


Задачи:


обучение детей дошкольного возраста осмыслению и восприятию текста посредством ритма;

развитие речедвигательной активности, психомоторных функций у детей;

развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, силы голоса;

работа над различными сторонами произношения (долготой звучания, темпом произношения; высотой голоса); интонационной стороной речи;

воспитание культуры речевого общения;

профилактика и коррекция двигательных недостатков (общей и артикуляционной моторики);

обучение простейшим приёмам массажа, профилактика простудных заболеваний;

выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью;

создание положительной эмоциональной атмосферы на занятиях, формирование устойчивого интереса детей к речевой деятельности.









Тематическое планирование занятий

«Логоритмика для дошкольников»

/РЕЧЬ, РИТМ, ДВИЖЕНИЕ/


Сентябрь

1 Неделя - 2 неделя

Обучение отделению одного слога от ряда слогов


1.На каждое движение воспроизводится один слог.

а) сидя на полу, стучать кулаками по полу, произнося: папа па, и по коленям – па!

б) сидя на полу, стучать мячом о пол - па-па-па, вытянуть руки с мячом вперёд-па;

в) Стоя хлопнуть в ладоши перед грудью – па, хлопать руками по ногам или бёдрам – папапапа;


2.

г) шагать на месте – тата-та, подпрыгнуть – та.

д) стоя отводить руки поочерёдно в стороны – нана-на, вытянуть две руки вперёд – на;

е) стоя вращать кисти рук над головой – ля-ля-ля, спрятать руки за спину – ля.

3 Неделя

Работа над долготой звучания


1.Сидя на полу, вращать мяч рукой, произнося (протяжно): О-, отбрасывать мяч вперёд – О (кратко) или Па;

2. Сидя на полу, за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» -У, и поворачивать – У (кратко).

3. Плавно соединять руки округло перед собой ( над головой) –О, резко опустить соединённые руки вниз –О.

4. Плавно развести руки в стороны –А, затем прямые руки соединить перед грудью – У, резко развести руки в стороны –А, соединить перед грудью – У;

5. Стоя развести руки в стороны, покачивая ими («самолёт летит»),произнести В ,произнести В, резко опустить руки вниз, присесть – В («самолёт летит»).

6. Круговыми движениями ладони подняты вверх от себя – длительное произношение звука Ш, а резкое движение вниз или – краткий Ш (Можно брать любые звуки).





4 неделя

Работа над слитностью звучания


1.Стоя и сидя резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз, произнося па-папа(слитно), стучать кулачком о кулачок – па-па-па (неслитно).

2. Стоя покачиваться ,из стороны в сторону («изобразите мишку») произнося: то-то-то; топать одной ногой – то то то .

3.Изображать большой и маленький мячи, большой-подпрыгивать -по по по (оп оп оп и т.п.),маленький –слегка приседать-попопо.

4.стоя плавно вытягивать вперёд руки, согнутые в локтях перед грудью, - м_а_м_а- м-а резко вытягивать то одну руку,то другую- ма ма ма.

5.Стоя – вращательные движения ладонями над головой – ляляляля; руки на пояс, наклоны в стороны- ля ля ля ля.Подобные упражнения помогают формировать слитную речь.


Октябрь

1 Неделя

Работа над темпом произношения.

Сидя на полу, ноги в стороны, производить резкие удары мячом о пол произнося па-па-па, и частые папапа;

Шагать на месте в нормальном темпе, быстро и медленно, произнося слогосочетание та-та-та в разном темпе;

Хлопать в ладоши в медленном темпе, произнося ша-ша-ша, в нормальном- ша ша ша; в быстром- шашаша.

Темпы наращивать постепенно, с учётом возможностей детей.


2 Неделя

Работа над темпом произношения.

Игра « Где игрушки» ( Кукла, мишка, машинка, слон) /Разместить в групповой комнате на разном расстоянии от детей/.

-Где куклы?-

/Произнести с детьми:там (близко показывая на находящийся предмет)

та-м-(подальше)

та—м-(далеко)

Игра «Три медведя» Произношение речевого материала:

«Мёд тут, мёд там; мёд, мёд тут и там».

(Произносить,изменяя темп произношения и высоту голоса – Медведь Медведица,

Медвежонок)

3 Неделя

Работа над изменением силы голоса.

1.Игра с Петрушкой

«Петрушка спит»- дети тихо подходят к нему, произнося тихим:

Са-саса;

- Давайте разбудим Петрушку!

Дети громко хлопают в ладоши: Произнося громко: Са-саса,

Петрушка просыпается и пляшет.

2. Сидя стучать пальцем о палец у колен, произнося – татата (тихо);у груди- Татата (громче).Над головой-ТаТаТа (громко);

Увеличивается и амплитуда движений.

3.Стоя разводить опущенные руки в стороны – о_ (тихо) разводить руки в стороны от груди- о-(громче) над головой- О (громко).

Чем громче звук, тем выше поднимаются руки и с тем большим напряжением произносится звук.


4 Неделя

1 Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна,барабана:

/Использовать раздражающие стопу « дорожки здоровья» - ходить босиком/

Громкие удары- шагать, высокоподнимая ноги и громко произнося /ТаТаТа,ТопТопТоп/

Удары потише – шагать обычно /ТаТаТА-спокойным голосом/

Тихие удары – слегка поднимать ноги и произносить слоги тихо./ТопТОпТоп/

2 Использовать губковые шары – ручные массажеры.

Произнесение фразы /чистоговорки/: Ло-Ло-ло- на улице тепло.



Ноябрь

1 Неделя

Работа над высотой голоса


Высота голоса индивидуальна (следует учесть!) у одних детей основной тон их голоса выше; у других – ниже.

/При произношении высоким голосом педагог может ощущать слабую вибрацию груди ребёнка, а при фальцете она отсутствует/

Образец для детей – высокий голос педагога

Игра «Утренние напевы»

/Наклоны головы/

Колокольчик зазвенел: дин (высокий голос)

дан (нормальный голос)

дон (низкий голос)

(Колокольчик-игрушка)

Колокольчик наш запел: дин-дин-дин

дан- дан-дан

дон-дон-дон

/Встряхиваем кистями рук на каждый слог/

Рано-рано поутру

Пастушок-туруруру (высокий голос)

А коровы вслед ему:

Замычали –му_(низкий голос)


2 Неделя

Работа над ритмами.


Движением на ударный слог отличны от движений на безударный слог.

1.Сидя ударять ладошками по коленям – безударный слог –па;

кулачками по полу – ударный – Па.

Произносим: Папа паПа

ПапаПа папаПа

ПаПаПа

2.Стоя хлопать в ладоши Та Тата

по ногам та ТатаТа

3.Шагать по «дорожке здоровья» Да-остановка Да-да-дададада



3 Неделя

Работа над интонационной стороной речи.

(2 группы детей)

А) ИГРА

-Вот наш дом.Мы дома.

-Кто дома?

-Мы дома…

-Где вы?

-Мы дома.

-Где?

-Дома

Сначала логопед спрашивает – дети отвечают, затем дети на 2 группы.


Б) Упражнение на дыхание «Мячик-ямка»


4 Неделя


Вы умеете водить машину?

ИГРА «Стоп, машина»

Удары кулачками о ладонь –отбиваем ритм (Удар на слог)

Стоп,машина,стоп,машина,

Стоп,машина,стоп,

Стоп,машина,стоп,машина,

Стоп,машина,стоп!

Деление слов на слоги

Разучивание вслух.



Декабрь

1 Неделя


Игра «Стоп, машина»

1.Повтор текста.

2.Молча в тишине, повторяя про себя текст, отбивая ритм, произнести вслух громко в нужный момент слово «Стоп!»

Игра обыгрывается уже, сидя на полу, ударяя кулачком о пол.

Произносятся вслух тихо и громко отдельные фразы


2 Неделя

Повышение эффективности психомоторных функций с помощью энергичных ритмических поворотов головы.

/В.Ф.Базарный/

Базовый ритм –слово=повороту головы.

t1622762705aa.gif

t1622762705ab.gif/схема/

ИГРА «Часы»

Смотри скорей,который час?

Тик-так, тик-так,тик-так!

Налево-раз! Направо-раз!

Мы тоже можем так!

3 Неделя


Формирование шагового логоритма. С использованием напольных шаговых метрических сеток. /В.Ф.Базарный/

t1622762705ac.gif/Напольные сетки – полоски бумаги, «Гнездо»/

t1622762705ac.gif

40-50см

t1622762705ac.gift1622762705ac.gif



ИГРА «Аист»

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топни правою ногой,

Топни левою ногой! /остановка/

Шагни левою ногой,

Шагни правою ногой!

И придёте вы домой. /Шаг=слово/



4 Неделя

Педагог:

К нам сегодня собирался

Дедушка мороз прийти.

Но без нашей помощи

Ему дорогу не найти.

Мы отправим паровоз,

Чтоб он дедушку привёз.


Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог:

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так!Так-так-так!»

(Н. Френкель)

Дети «паровозиком» уезжают из зала.



Январь

1 -2 Неделя

Повышение психомоторных функций с помощью энергичных ритмических поворотов головы.


Базовый ритм - шаг + поворот головы,1 слог =1 шагу=повороту головы.


ПО бок

до гри

ро раз

ге шёл

Ва на

ся гриб

шёл лый

бе

И обратно:

По дороге

Вася шёл, шёл

Белый гриб

Нашёл.

Раз грибок,

Ещё грибок

Положил он в кузовок.

/ Идём по дорожке из стрелок, движение, головы, шаги, счёт слогов, анализ до выполнения всего текста/.


Январь

3 неделя

А) Фонопедические упражнения «Мороз» /по методу В. Емельянова

Логопед: Вышел на просторы погулять мороз.

Дети: «Топ-топ! Чап-чап!»-2 хлопка в ладоши, 2 хлопка по коленям.

Л… Белые узоры в косах у берёз.

«У!… - короткие, «острые» звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

«Ш…»- потирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!…П!…»- постепенно опуская руки вниз.

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…», резко разводить их в стороны.

Зиме, морозу рады и зайчики, и белочки,

И радуются снегу мальчики и девочки.

Б) Массаж биологически активных зон « Снегири» для предотвращения простуды.

Дети проговаривают чистоговорку

Хором: Ра-ра-ра-

Погляди-ка,детвора.

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в сторону к центру.

Ря-ря-ря-

Взошла красная заря.

Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.

Ре-ре-ре-

Растёт рябина на горе.

Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри-

Клюют рябину снегири

Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.



4 неделя


А) Динамические упражнения « Как на горке снег, снег» /сопровождать речь движениями/.

Хором: Как на горке-снег,снег,

(Поднять руки вверх,на слова «снег,снег»здесь и далее 2 раза свободно опустить кисти).

И под горкой-снег,снег,

/Опустить руки вниз/.

И на ёлке-снег,снег,

/Соединить ладони над головой «домиком»/

И под ёлкой - снег,снег,

/Опустить руки вниз/

А под ёлкой спит медведь.

/Положить ладошки под щёку и закрыть глаза/

Тише,тише. Не шуметь!

/И Токмакова/

/Погрозить пальцем/

Б)Дыхательные Упражнения.

(со снежинками на ниточках)

Педагог:

Как подул Дед Мороз-

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звёзды.

(Дети берут снежинки на ниточках и дуют на них, наблюдая за кружением снежинок

Дуют - длительный вдох;

ступенчатый выдох)


В)Упражнение на коррекцию зрения

Логопед: Мы снежинку увидали,-

Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку.Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.)

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом).

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести её влево).

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз).

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

(Покрутиться и присесть,опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают.

(Дети складывают снежинки и садятся на стулья).



Февраль

1 неделя


А) Подвижная игра «Волчок»

Дети свободно располагаются по залу, поставив руки за пояс

Педагог: Вертится волчок,кружится

Ему на месте не сидится

Кружатся на носочках сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

Покружился,пожужжал,

Притомился и… упал.

Замедляют движение.

Ж-ж-ж…

Бах!

Приседают.

Сделаем во дворике

Из песочка домики.

Быстро дело спорится,

Куклин домик строится.

/Н. Саитгазина/.

Б)Пальцевая игра

Всё,что только захотим,

Из песка мы смастерим.

(Хлопки в ладоши) - под счёт 1-2;1-2-3!

Коля лепит колобок,

Ладошки сложить «ковшиком» и как бы лепить колобок.

А Иринка-теремок,

Соединить прямые ладони над головой («Крыша»)

Люба лепит разных рыб,

(Прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо- влево)

Ну А Вера-белый гриб.

Одну руку сжать в кулак и сверху прикрыть её ладонью другой руки («шляпка грибка»).

/Имена детей-имена детей данной группы/.

2 неделя

А) Гимнастика для мышц шеи «Козлик»

Дети проговаривают чистоговорку

Хором: Ома-ома-ома-

Стоит козлик у дома.

Поднимать и опускать голову, руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти опущены вниз, пальцы соединены вместе.

Оме-оме-оме-

Хорошо в высоком доме.

Качать головой вправо – влево, положение рук то же.

Ме-ме-ме

Подойди-ка ты ко мне.

Поднимать и опускать голову, делая призывные движения руками.

Мот-Мот-Мот

Качать головой впаво-влево, грозя пальцем.

Не ставь копытца на комод.

Педагог: Пригласим козлика к нам в гости.

Б)Упражнение на координацию движения и речи.

Логопед:

Здравствуй, Васька-козёл,

Поклониться, положив ладонь на грудь

Если в гости пришёл!

Покачать головой.

Угощайся травкой,

Протянуть ладони вперёд

Да смотри, не чавкай!

(Я.Аким)

Погрозить пальцем.


3 Неделя

Пальчиковая игра «Я- художник»

Педагог:

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе («лист бумаги»). Указательный палец правой руки-«карандаш». Провести пальцем по левой ладони линию-«дорогу».

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «Му-у!…»

Направо-дом,

Пальцы складываются домиком.

Налево-сад…

Кисти рук скрещиваются в запястьях («деревья»),шевелить раздвинутыми пальцами («ветер раскачивает ветки»)

В лесу двенадцать кочек.

Указательным пальцем правой руки рисуют точки на левой ладони.

На ветках яблочки висят,

Встряхивание кистей-иммитация капель дождя.

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Левая рука сжимается в кулак и кладётся на приподнятую вверх ладонь правой.

Тянусь как можно выше.

Левый кулак медленно разжимается,пальцы с напряжением тянутся вверх.

УФ!Свой рисунок приколол-

Совсем неплохо вышел!

Правая рука разглаживает воображаемый рисунок.


4 Неделя


А)Динамические упражнения: «Пограничники»

Педагог:

«Тру-ту-ту!

Тру-ту-ту!»

Имитировать игру на горне, поворачивая туловище вправо-влево.

По порядку стройся в ряд,

Ходьба на месте.

Пограничников отряд.

Левая, правая,

Топнуть сначала левой ногой, потом правой

Бегая,

Бег на месте.

Плавая,

Имитация «брасса» в наклоне прогнувшись.

Мы растём смелыми,

Встать на носки,руки вверх.

На солнце загорелыми.

Стойка, руки за голову.

Ноги наши быстрые,

Поднимание согнутых ног вперёд

Метки наши выстрелы,

Рывки руками.

Крепки наши мускулы.

Сгибание рук к плечам.

И глаза не тусклые.

Кто шагает дружно в ногу?

Ходьба на месте.

Пограничникам дорогу!

(Ж.Бурилева, Е.Сайкина)

Б)Массаж ушей «На границе»

Дети проговаривают чистоговорку.

Хором: Жу-жу-жу-я границу сторожу.

Ши-ши-ши-зашуршали камыши.

Провести пальцами по краям ушных раковин

Жу-жу-жу-я в дозоре хожу.

Ши-ши-ши- спите сладко, малыши.

Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.


Март

1 Неделя


А) Динамическое упражнение «Хорёк»


Педагог:

Хомка - хомка, наш хорёк

Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе.

Юркий маленький зверёк.

Хомка раненько встаёт,

Поднять руки вверх, потянуться за ними.

Щёчки моет, шейку трёт.

Погладить ладонями щёки и шею.

Подметает хомка хатку.

Имитировать подметание пола.

И выходит на зарядку.

Ходьба на месте.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

Сжать пальцы в кулаки, сгибать руки к плечам и разгибать их.

Х-х-х…

Поставить руки на рёбра, вдохнуть, не поднимая плеч, и на выдохе продолжительно произносить звук «Х-х-х»


Б) Массаж ступни и пальцев ног

Педагог:

Пальчики на ножках,

Дети (босиком) массажируют, «Вращают» руками пальчики на ногах.

Как на ладошках.

Я их смело покручу

И шагать научу.

Разведу вперёд-назад.

Один палец тянуть рукой на себя, другой- от себя.

И сожму руками.

Здравствуйте, пальчики

Сжимание ладонями пальцев ног.

Гномики лесные!

Здравствуйте, пальчики,

Игрушки заводные!

(Ф.Фирилёва, Е.Сайкина)


3 Неделя


Динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках»

О.Боромыковой (см. ст. «Коррекция речи и движения», стр.9)


Педагог:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Держась за руки, покачиваются из стороны в сторону.

Я на цыпочках хожу,

Идут на носочках к маме обратно.

Маму я не разбужу.

Проигрыш, звучит музыка. Ходьба на носочках по всей группе.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Идут, громко топая пятками.

Раздаётся пяток стук.

Мои пяточки идут,

Сходятся у стула, где спит мама

Прямо к мамочке ведут.

Проигрыш, звучит музыка.

(Используются «дорожки здоровья», раздражающие стопу массажёры).


3 Неделя

Дыхательное упражнение «Дятел»

(по Б.Толкачёву)

Дети на выдохе произносят как можно дольше «д-д-д…», ударяя кулачками друг о друга.

Гимнастика для глаз «Белка»

Педагог:

Белка дятла поджидала,

Резко перемещать взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

-Ну-ка, дятел, посмотри-

Перемещать взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три!-

Пообедал дятел с белкой

Помигать глазами.

И пошёл играть в горелки.

Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами.



4 Неделя

А) Динамическое упражнение «На прогулке»

Педагог:

Сели дети на качели,

Держись, держись!

И качели полетели-

Дети встают в пары. Один ребёнок приседает, второй - встаёт, затем первый выпрямляется, а второй приседает.

Наши дети завертелись-

Вот так! Вот так!

А потом на горку дети

Поднялись, поднялись,

Медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают.

И проехали ребята

Быстро вниз, быстро вниз

Ходьба «поездом» друг за другом, руки на плечи по дорожке здоровья- медленный и быстрый темп.


Б) Дыхательное упражнение «Ветерок».

(по Б.Толкачёву)

Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе:

«Ф-ф-ф…»

Педагог:

Помоги мне, ветерок,

Паруса надуй, дружок,

Пусть плывёт кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

(А.Белая)

(Можно дуть на бумажные кораблики на ниточках, можно на кораблики в тазу с водой).


Апрель

1Неделя

Дети проговаривают строчные, сопровождая их жестами- ритмические упражнения.

Хором:

Од-од-од- мы копаем огород

Хлопки в ладоши.

Ода-ода-ода- стоит хорошая погода.

Хлопки по коленям.

Да-да-да- растениям нужна вода.

Щелчки пальцами.

Ду-ду-ду-за водой я пойду.

Перетопы ногами.


Б) Динамические упражнения

Продавало солнышко на весёлой ярмарке

Платья разноцветные, яркие – преяркие

Приходил на ярмарку весёлый народ

Побывал на ярмарке весь огород.

Плавно идёт капуста

Шаг с носочка.

Важно шагает помидор.

Шаг на всей ступне (стопе)

Осторожно идёт редиска.

Ходьба на носочках.

Легко бежит горошек.

Лёгкий бег на носочках.

Не спеша, вышагивает редька.

Ходьба на пятках.

Вприскочку спешит морковка

Подскоки.

Маршируют молодцы-огрурцы.

Шаг марша.

Модницы-морковки

Взяли по обновке.

2 Неделя

Ритмическая игра « Капли»

Педагог:

Стало солнце пригревать.

Поднять ладони вверх.

Стали капельки стучать.

Капля-раз,капля-два,

Капли медленно сперва.

Указательным пальцем правой руки ударять по ладони левой половинными длительностями.

Поскорее, поскорее,

Всё быстрее и быстрее.

Хлопать правой ладошкой по левой в ритме четвертей.

А потом, потом, потом

Хлопать в ладоши восьмыми длительностями.

Всё бегом, бегом, бегом.

Побежали ручейки,

И попробуй, догони!

Быстро (шестнадцатыми) пробежаться пальчиками по коленям.


Массаж лица «Бурундук»

Педагог:

Щёчка, щёчка-

Два мешочка,

Поглаживать лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам.

Три-четыре корешочка,

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.

Пять брусничек,

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Шесть морошек,

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Семь букашек,

Надавливать на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам

Восемь мошек…

Лапкой в щёчку-

Похлопать ладонями по щекам.

Стук,стук:

- На здоровье,

Вытянуть ладони вперёд и покачать головой.

Бурундук.

(М.Яснов)

3 Неделя

А) Ребята проговаривают чистоговорку, ритмично отхлопывая ритм.

Хором:

Ед-ед-ед - где же мой велосипед?

Хлопки в ладоши.

Да-да-да - быстрая езда.

Скользящие удары ладонями друг о друга ( «тарелочки»)

Али-али-али - нажимаю на педали.

Поочерёдные хлопки по коленям.

Аль-аль-аль - быстро мчусь я вдаль

Удары по коленям одновременно двумя руками.



Б) Фонетическое упражнение

Хором:

Бр-р-р!-ворчит мотор

Бр-р-р!-где мой шофёр?

Бр-р-р!-урчит машина.

Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова «Бр-р-р!» ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р!-проверь-ка шины!

Р-р-р!-бегу,бегу!

Р-р-р!-бензин налью.

Произносить текст Фальцетом на одном дыхании.

Р-р-р!-проверю шины.

Р-р-р!- сажусь в машину.


4Неделя

Гимнастика для глаз.


Дети проговаривают чистоговорку.

Хором:

Ва-ва-ва-

Сидит на дереве сова.

Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нём. Послеживают взглядом движение пальца Вправо-влево, вверх-вниз.

Ву-ву-ву-

Сегодня рисовали мы сову.

Вы-вы-вы- есть птенцы у совы.

(И.Мусова).

Рисуют пальцем в воздухе круг и прослеживают движение взглядом.


Ритмическая игра «дятел»

Педагог: А на берёзе сидит и весело стучит дятел.

Там,где рощи полукруг,

Ни одной души вокруг

Говорит: «Тук-Тук! Тук-Тук!»

Эта радостная весть

Означает: пища есть.

(В.Борисов)

Хором:

Долбит дятел в лесу сук,

Раздаётся: тук-тук-тук!

Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.


Май

1-2 неделя

Динамическое упражнение


Хором:

Мы идём: та-та-та.

Обычная ходьба.

Мы поём: ля-ля-ля.

Ходьба на носках.

Мы едем: ту-ту-ту.

Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях («паровоз»)

Мы кричим: ау-ау!

Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту.

(Используются раздражающие стопу дорожки-массажёры).

Дыхательное упражнение «Ветерок». Педагог

Дует лёгкий ветерок –ф-ф-ф…

И качает так листок –ф-ф-ф… Вдох спокойный, ненапряженный.

Дует сильный ветерок –ф-ф-ф…

И качает так листок –ф-ф-ф…

Активный вдох.

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Весенние листочки на веточках сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый –а-а-а…

Рябиновый -и-и-и…

Берёзовый –о-о-о…

Дубовый –у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а»; «и-и-и»; «о-о-о»; «у-у-у»


3 Неделя


А)Рефлексотерапия -дорожки «здоровья»


Раз – два - три, раз - два-три-

По дорожке мы пошли.

(Идут по дорожке разным темпом шага)

Стоя:

Ти-ти-ти- куда же нам пойти?

Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.

Ать-ать-ать- в лес отправимся гулять.

Шлепки ладонями по коленям.

Ать-ать-ать- будем прыгать и скакать.

( Е.Пожиленко)

Б) Массаж спины.


Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

Педагог:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыпет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальцами.

Только мой братишка в луже.

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

(Французская народная детская песенка)

Дети поворачиваются на 1800 и делают массаж ещё раз.



4Неделя


1. Логопедическая гимнастика (автор – Т. Будённая)

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.


1) Упражнение «Заборчик»

А теперь комарик я,

Хоботок есть у меня.


2) Упражнение «Рупор»

А теперь я дудочка,

Дудочка- побудочка.


3) Упражнение «Трубочка»

Мне понравилось играть,

Повторю-ка всё опять.

Педагог:

Живут в городке весёлые лягушата.

-Ква- ква!- надо,надо,братцы,

На зарядочку подниматься

В городочке шум и смех:

Кто подпрыгнет лучще всех?


2.Подвижная игра «Лягушата» (на внимание)


Ребята легко прыгают под звучание польки. Педагог резко обрывает музыку, дети должны тут же остановиться.

Попрыгали лягушата вволю и стали себе массаж делать.


3.Массаж «Лягушата» (авторская разработка)


Хором:

Лягушата дружно встали,

Свои лапки показали.

Протягивают согнутые в локтях руки вперёд, пальцы широко раздвинуты.

Спинки прогибаются,

Слегка прогибаются назад.

Лягушки улыбаются.

Лапками похлопали,

Хлопки в ладоши.

Ладошками пошлёпали.

Шлёп по грудке, по руке,

Хлопать ладонями по второй руке то кисти к плечу.

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали.

Похлопать по второй руке от кисти к плечу.

Застучали по ногам –

Хлопки по ногам снизу вверх.

Шлёп-шлёп - шлёп, тарам - пам - пам!

А потом, потом, потом

Кулачком всё разотрём.

Кулачками растереть руки, грудь, бока, спину, ноги.

Ладошками себя погладим

И спиночку свою распрямим.

Погладить себя мягкими движениями ладоней. Встать, хорошо выпрямив спину.






















ЛИТЕРАТУРА


Базарный В. Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. Сергиев Посад, 1995

Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.- Просвещение,1985.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М., 1997.

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 200.

Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск,1996.

Лопухина И.С. Логопедия- речь, ритм, движение. СПб.,1997.

Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М.,1999.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.,1999.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,1999.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999.

Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. М.: Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.









31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.