Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей с речевой патологией, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение. Суть логоритмики и ее польза для детей, имеющих речевые нарушения Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).
Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки («Веселое путешествие», «Строим дом», «Волшебный цветок»). Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность. Занятия логоритмикой в детском саду разнообразны и насыщены. Они могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега.
Логоритмические занятия проводятся как педагогами группы, так и специалистами (логопедом, музыкальным руководителем, физическим инструктором). Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения, возраста и настроения малыша. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).
Как заниматься логоритмикой дома? Очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги детского сада разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях. Желательно, чтобы мама обратила внимание на настроение и активность своего чада – упражнения с уставшим, приболевшим малышом, у которого нет положительного эмоционального настроя, пользы не принесут. Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям.Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок. Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе, постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков. Упражнения Логоритмическое упражнение «Ветерок» Что случилось с клёнами? (развести руками) Закивали кронами. (кивки головой) А высокие дубы (поднять руки вверх) Будто встали на дыбы. (с поднятыми вверх руками встать на носочки) И орешник сам не свой — Шелестит густой листвой. (потереть ладоши, произнося «ф-ф-ф») И чуть слышно Шепчет ясень: («ш-ш-ш») — Не согласен… Не согласен… (покачать головой) Есть у деревьев голоса? Нет, просто ветер начался, («у-у-у») Зашумели ветви На осеннем ветре. (раскачиваться, словно ветви деревьев на ветру, произнося «у-у-у») (А. Барто) Логоритмическое упражнение «Капельки» Дождик, дождик, веселей. (вытянуть руки ладонями вверх, подставив под «капли дождя») Капай, капай, не жалей! («кап-кап-кап») Брызни в поле пуще - Станет травка гуще. (присесть на корточки и потрогать «травку») Только нас не замочи, (сидя на корточках, соединить руки над головой, закрываясь от дождя) Зря в окошко не стучи! (погрозить пальчиком) Логоритмическое упражнение «Домик» Посмотрите: это дом – (протянуть обе руки вперед ладонями вверх, показывая на дом) С крышей, дверью и окном, (показать руками крышу, дверь и окно) И с крылечком, и с трубой, (шагать по «ступенькам», высоко поднимая колени, и вытянуть правую руку вверх, изображая трубу) Цвет у дома – голубой. Заходите смело в дом! («распахнуть дверь» правой рукой) – Приглашаете? Войдем! (шаг на месте) (Н. Голь) Перечисленные выше логоритмические комплексы не нуждаются в музыкальном сопровождении, поэтому их легко выполнять дома.
надежда
Светлана Ваисова
Мартынова Ольга Владимировна
Наталья Владмировна