«Инновационный урок как современная форма качественной подготовки квалифицированного рабочего».

0
0
Материал опубликован 27 June

«Инновационный урок как современная форма качественной подготовки квалифицированного рабочего».

t1719466467aa.gif

Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь.

Такова духовная и философская основа профессии и технологии

нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю нужно впитать целое море света.

В. Сухомлинский

Качественная подготовка квалифицированных рабочих требует творческого подхода преподавателей профессиональных образовательных учреждений к выбору содержания, форм, методов и средств обучения, максимальному использованию достижений современной педагогической науки, новых педагогических и производственных технологий. Которые должны быть ориентированы не только на передачу готовых знаний, но и отражать идеи понимания и признания чужой точки зрения, уважение к личности, организации сотрудничества и самовыражения в деятельности, в творчестве, то есть на формирование комплекса личностных качеств учащихся.

В этой связи, одним из направлений усовершенствования содержания профессионального обучения, обеспечивающего конкурентоспособность выпускника на рынке труда, является внедрение новых методик обучения, инновационных технологий, новых форм и методов профессиональной подготовки учащихся, распространение идей передового производственного опыта, укрепление и совершенствование учебной базы, соответствующего законодательного и нормативно правового обеспечения.

Несмотря на разнообразие образовательных технологий, высокой степенью их развития и воплощения, системным проявлением эффективности и результативности, есть урок как основная форма организации обучения в профессиональных образовательных учреждениях.

Только на уроке приобретают целенаправленное проявление все способы и формы взаимодействия учителя и учащихся, прогнозируемые процессуальной частью технологии.

Учитывая важность и актуальность распространения и применения образовательных инноваций, я и выбрала для себя тему выступления: «Инновационный урок как современная форма качественной подготовки квалифицированного рабочего».

Современная педагогика определила учащегося субъектом, равноправным партнером процесса обучения. Новая педагогическая теория направляет преподавателя на диалог с учащимся. Следовательно, есть все основания говорить о необходимости расширить границы диалогового поля, привлечении учащихся к диалогу с автором учебника или текста, преподавателем, сверстниками.

Около 2,5 тыс. лет назад Конфуций сказал:

ТО, ЧТО Я СЛЫШУ, ЗАБЫВАЮ, ТО, ЧТО Я ВИДУ, ПОМНУ, ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ, Я ПОНИМАЮ.

И только сейчас эти три простых утверждения обосновывают необходимость изменений в системе обучения. По результатам исследования, проведенного Национальным тренинговым центром в 90-х г.г. видно, что наименьших результатов можно достичь при пассивном обучении (лекции – 5%, чтении – 10%), а наибольших при интерактивном (дискуссионные группы – 75%, обучении других и усвоении полученных знаний сразу же после усвоения – 90%). Достижение среднего уровня в процессе усвоения видеоаудиоматериалов – 20%, демонстрация 30%.

Эти данные подтверждаются исследованиями современных психологов. По их оценкам ученик может читая глазами запомнить 10% информации, слушая – 26%, рассматривая – 30%, обсуждая – 70%, совместная деятельность, деятельность с обсуждением – 90%, обучение других – 95%.

Итак, гораздо важнее научить, чем просто рассказать.Хотя, рассказать – гораздо проще, доступнее и безусловно быстрее. Мы можем быстро сообщить учащимся, что они должны знать, и они забудут это еще быстрее.

Процессобучение не автоматическое вложение учебного материала в голову ученика. Он нуждается в напряженной умственной работе ученика и его собственном активном участии в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут подлинных стойких знаний.

Существует один аспект системы образования, которого современные изменения коснулись несущественно. Это ведущая организационная форма учебной деятельности – урок. Урок является основополагающим элементом образовательной системы. С каких бы позиций не рассматривалось общее образование, любой аспект так или иначеиначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока.

Однообразие и пассивность в учебной деятельности формируют у учащихся бессилие при решении проблем, возникающих в жизни, безынициативности, иждивенчестве. Действительно, с течением времени они привыкают к тому, что им все дается в готовом виде, думать не надо. Они и не учатсядумать сами. С этим они и выходят в жизнь.

При современных технологиях обучения процесс происходит в условиях неизменного, активного взаимодействия всех учащихся. Это соучение, взаимообучение (коллективное, групповое), где ученик и преподаватель естьравноправными, равнозначными субъектами обучения. Педагог выступает только в качестве организатора процесса обучения, лидером группы.

Организация современного урока предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Оно эффективно способствует формированию умений, навыков и ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействию, позволяет педагогу стать настоящим лидером учащегося коллектива.

Простые утверждения Конфуция обосновывают необходимость использования в системе образования активных методов обучения. Где что изменив слова великого философа, можно сформулироватькредо инновационного урока

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу и слышу, я немного помню.

То, что я слышу, вижу и обсуждаю – я начинаю понимать.

Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю- я приобретаю знания и навыки.

Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.


Инновационный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. (посмотреть слайд презентации) Самыми распространенными типами таких уроков являются: уроки-пресс-конференции, уроки-аукционы, уроки-деловые игры, уроки-погружения, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки-консультации, компьютерные уроки, театрализованные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимного обучения учащихся, уроки творчества, уроки, ведущие ученики, уроки-зачеты, уроки-сомнения, уроки-творческие отчеты, уроки-формулы, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки - «суды , уроки поиска истины, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-ролевые игры, уроки-экскурсии, интегральные уроки и т.д.

Инновационные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, потому что они глубоко затрагивают эмоционально-мотивационную сферу, формируют дух состязательности, возбуждают творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки больше всего нравятся учащимся и вызывают у них творческий интерес.

Эффективность инновационных уроков обеспечивается в условиях владения преподавателем методикой их проведения и умелого использования таких уроков в определенной системе в сочетании с традиционными формами работы.

Задача преподавателя умело и рационально применять приобретение педагогической и других наук с целью формирования высокого профессионального, интеллектуального, духовного уровня ученика благодаря применению принципов демократизации и гуманизации в организационной деятельности и использования инновационных методов и форм организации педагогической деятельности.

Тип урока преподаватель выбирает в зависимости от изучаемой темы и на основании системного подхода к преподаванию своего предмета.

При проведении уроков свою работу я направляю на повышение самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения, эффективное управление и самоуправление их познавательной деятельности, объединяю индивидуальную работу группы.

В своей работе применяю следующие типы уроков:

Урок самостоятельной деятельности– форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости учащихся, утверждение самостоятельных качеств личности.Для повышения самостоятельности учащихся в процессе обучения провожу урюки-семинары, к которым учащиеся готовятся самостоятельно. Перед проведением семинара предлагаю учащимся литературу, с помощью которой учащиеся могут подготовиться к уроку, краткое содержание темы урока; основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к уроку. Учащиеся группы делятся на подгруппы (количество подгрупп соответствует количеству основных вопросов). При подготовке к уроку учащиеся должны подготовить необходимые рисунки и схемы, подготовить ответы на конкретный вопрос. Такая форма проведения урока позволяет учащимся показать свои знания, проявить свои творческие способности. Преподаватель здесь выступает в роли профессионального консультанта.

Проблемные уроки– форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.На таком уроке перед учениками либо ставлю, либо вместе с ними определяем проблему. Цель проблемного урока – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинных связей.

Каждый урок строится так, чтобы учащиеся постоянно проявляли свое техническое мышление при работе над новым материалом. Критерии оценки каждой работы в таких случаях - умение анализировать, обобщать изучаемый материал, активно использовать его в нестандартных ситуациях. Современное обучение проблемно диалогическое. Оно начинается с постановки и решения проблемы. Поэтому объяснение нового материала на каждом уроке начинаю с постановки проблемной задачи. А это рождает у учащихся потребность искать новые, более обстоятельные сведения.

Так, например, на уроке Основы делопроизводства при рассмотрении темы «Деловые бумаги», я выбрала эпиграфом урока проблемный вопрос: «Деловые необходимые бумаги в отношениях людей деловых». В ходе урока учащиеся знакомились с деловыми бумагами, их реквизитами, составляли их, исправляли ошибки. А подводя итоги, используя интерактивное упражнение «Ассоциативный куст», я предложила вспомнить содержание проблемного вопроса и спросила какие мнения, ассоциации по поводу проблемного вопроса у учащихся возникли. Как результат работы над проблемным вопросом урока составили «Ассоциативный куст»

Деловой человек в современном мире

t1719466467ab.gift1719466467ab.gif




Урок на основе групповой технологии –работа в микрогруппах, по вариантам, зачет в парах. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе.Каждый участник включается в совместную работу. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Так, например на уроке по профессиональной этике и культуре общения, учащиеся работали в малых группах, получили инструкцию по изучению вопроса в которой четко указана задача.


Инструкция по изучению вопроса:

1. Внимательно прочтите предлагаемый материал.

2. Обратите внимание на правила речевого поведения руководителя и подчиненного в официальной ситуации, а также правила общения подчиненных. Самостоятельно сформулируйте вывод.

3. Воспроизведите одну (две) ситуацию (готовится в паре с одногруппником), соблюдая правила ведения служебной беседы.

1) Вам нужно на завтра отпроситься с работы. Попытайтесь уговорить своего руководителя.

2) Вы – начальник отдела. Попросите подчиненного выйти на работу в выходной день.

3) Вы – руководитель отдела. Ваш подчиненный очень просит предоставить ему отпуск. Откажите в просьбе.

4) Вы опоздали на работу и, узнав об этом, вас вызывает руководитель.

Одной из основных проблем для преподавателя проблема рационального использования времени на уроке. Рядом с этой проблемой стоит проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Для решения проблемы рационального использования времени на зачетных уроках я предлагаю вариант проведения зачета, на котором практически все учащиеся получают оценки. Для проведения зачета, я предлагаю несколько задач (карточки-задания, технологический диктант, блиц – опрос), которые охватывают весь материал темы. Карточки-задания разрабатываю в форме тестов, то есть предлагаю несколько вариантов ответов на задание. Для проведения блиц – опрос предлагаю учащимся краткие ответы. Немаловажное значение для оперативного зачета имеет подготовка раздаточного материала. Все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они были доступны для учащихся всех категорий и предусматривали конкретные ответы, и тогда результат будет положительным.

В каждой группе есть учащиеся разных категорий:

- с высокими обучающими возможностями;

- с хорошими возможностями;

- с посредственными и низкими обучающими возможностями.

И при составлении учащимися зачетов бывает затруднительно оценить знания учащихся всех категорий за короткое время урока.

Для решения этой проблемы при проведении зачетов я предлагаю учащимся тесты, содержащие определенное количество элементарных вопросов исходя из программного минимума, которые с помощью балльной системы позволяют оценить знания учащихся всех категорий.

Главная заслуга уроков с нетрадиционной структурой – очень мощная активность учащихся на уроке, но нужно иметь в виду, если нестандартные уроки проводить повседневно, то интерес к обучению у учащихся пропадает.


Вывод

Уходит время, совершенствуются технологические процессы, разрабатываются новейшие технологии, но во что бы то ни стало не обходится без человека, рабочего, специалиста, профессионала. И в любое время не было и нет высшего звания, чем рабочий человек, человек труда.

Конкуренция на рынке труда и повышение качества производительности труда требует от работника высоких профессиональных знаний, технической грамотности и уровня культуры труда. Профессионально-техническое учреждение должно гарантировать уровень подготовки, отвечающий международным требованиям, интересам развития Украины и региональным потребностям. На решение этих проблем направлена ​​деятельность преподавателей и мастеров производственного обучения нашего учебного заведения.

Внедряя инновационные методы обучения, учащиеся лицея намного больше стали знакомиться с технической литературой, учебными пособиями, учебниками, рекламными каталогами, материалами, размещенными в Интернете. В процессе исследования, поиска необходимой информации улучшилась и поисковая творческая деятельность учащихся при решении новых для них задач и проблем. Учащиеся подбирают материал, используя современные печатные издания, прорабатывают его самостоятельно, составляют проблемные задачи и пытаются решить их. Важным аспектом является то, что учащиеся творчески подходят к изучению каждой темы, ищут нестандартные решения для выполнения работы по заданной технологической схеме. И когда на уроке они умело демонстрируют свои проекты, творческие работы, рефераты, повышается их самооценка, что побуждает к большей активности.

Во время обучения с применением инновационных методов на уроке учащийся становится не объектом, а субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и образования и развития. Это обеспечивает внутреннюю мотивацию обучения, что способствует его эффективности. Благодаря эффекту новизны и оригинальности интерактивных методов при правильной организации растет интерес к процессу обучения. Интегрирование обычного урока с инновационными методами обучения позволяет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. На тех уроках, где используем мультимедийные презентации, схемы, таблицы разного содержания, инструктивные и технологические карты, образцы изделий, индивидуальные карточки-задания разных уровней сложности, учебные и наглядные пособия, конечный результат на много выше. Мы на собственном опыте убедились: при внедрении инновационных форм и методов обучения в учебно-производственный процесс значительно выросли:

уровень технического и творческого мышления учащихся;

заинтересованность будущей профессией;

уровень развития мышления и способностей учащихся (применение знаний в проблемных ситуациях);

самостоятельность учащихся (умение работать с инструктивно-технологическими картами, решение производительных задач).

Использование инновационных технологий помогает преподавателю лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и освоение новых методов.

Таким образом, инновационные технологии обучения – путь к повышению качества профессионального образования, заинтересованности учащихся в обучении.

Будущее профессионального образования по инновационным технологиям обучения.










Выводы


Следовательно, осваивая и применяя инновационные методы, мы должны помнить:

-на современном этапе работы в основу педагогической практики следует положить творческий подход;

-новации мышления должны быть педагогически внедрены и отвечать основным требованиям обучения и воспитания;

-на уроке необходимо достичь сочетания игровой и обучающей формы деятельности;

-нетрадиционные занятия позволяют разнообразить формы и методы работы на уроке, избавляться от шаблонов, воспитывать целостную, творческую личность;

-использование инновационных форм обучения способствует формированию познавательных интересов учащихся, их жизненных компетенций;

-умелое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы обеспечивает высокую эффективность нестандартных уроков, желание учащихся научиться, надлежащий уровень учебных достижений учащихся.

Инновационные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, потому что нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.