Применение технологий «Интегративный урок как одна из форм организации учебной деятельности»
С начала XX-ого века в методике преподавания русского языка и литературы появляются и развиваются новые формы организации учебной деятельности.
Сегодня одной из наиболее востребованных форм организации учебной деятельности является форма интегративного урока. Интегративный урок – «особый тип урока, основанный на межпредметных связях, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [Вавилова 2017]. Главная цель интеграции – создание у ученика целостного представления об окружающем мире. Основоположником интегративного метода является американский философ Джон Дьюи, который подчеркивал важность интеграции академического обучения и практического опыта для того, чтобы учащиеся могли увидеть связь между учебным материалом и реальным миром. Эту идею в своих работах развивали русские педагоги П. П. Блонский и С. Т. Шацкий, которые рассматривали производственную деятельность как основной фактор интеграции учебного процесса. В 20-ых годах XX-ого века получила развитие методическая система Н.М.Соколова, характеризующаяся взаимодействием разных видов искусств (живопись, музыка, театр) на уроках словесности. Интеграция как полноценное научное понятие сформировалось в педагогике только в начале 80-х годов XX-ого века. В 1994 – 1995-х годах появились работы Василия Фоменко и Карины Колесиной о проблеме построения процесса обучения на интегративной основе. Cегодня интеграция в педагогике представляет собой процесс и результат синтеза обобщенных знаний из разных областей.
На современном этапе развития методики преподавания русского языка реализация интеграции осуществляется через следующие формы: • интегративные уроки; •проектную деятельность учащихся; • внеурочную деятельность.
Методы и приемы:
• составление «словаря эпохи»;
• привлечение документального материала исторического значения;
•просмотр кинофильмов, постановок;
• использование художественных иллюстраций;
• сопоставление с кинофильмом, составление киносценария;
• экскурсии, путешествия.
Пути интеграции:
• русский язык и литература;
• русский язык и география;
• русский язык и история;
•русский язык и искусство (музыка, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, театр). Интегративные уроки развивают ассоциативное и образное мышление, углубляют и расширяют представления об искусстве, способствуют целостному восприятию картины мира, а также содействуют поддержанию комфортной атмосферы на уроке благодаря разнообразным видам деятельности. Таким образом, интегративный урок способствует полноценному развитию личности ребенка, является актуальной и перспективной формой организации современного учебного процесса.
Интегративный урок русского языка
«Цветовая лексика в лирике Б. Пастернака»
Класс: 11
Тема: цветовая лексика в лирике Б. Пастернака
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: интегративный урок
Цели:
- обучающие: изучить понятие «цветовая лексика»; изучить виды цветовых наименований, научиться находить их в тексте (на примере стихотворений Б. Пастернака); научиться выявлять особенности авторского употребления цветонаименований в лирике Б. Пастернака; изучить художественные средства, с помощью которых автор передает цвета и оттенки; обогащать словарный запас учащихся;
- развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, зрительное и слуховое восприятие, умение обобщать, делать выводы;
- воспитательные: прививать любовь к слову, к русскому языку; заинтересовать в активном участии в учебной деятельности, уметь видеть прекрасное в обыденном.
Планируемые результаты:
- предметные: познакомиться с понятием «цветовая лексика», знать виды цветовых наименований; уметь опознавать виды цветовых наименовваний в тексте и выявлять их функции (на примере стихотворений Б. Пастернака);
- метапредметные: научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректно высказывать свои мысли, уметь обобщать, делать выводы (регулятивные УУД); развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы; правильно излагать свою речь в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроке и свой жизненный опыт (познавательные УУД);
- личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать нравственные и эстетические основы личности.
Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, толковые словари
Методы и приемы: эвристическая беседа, слово учителя, выразительное чтение, составление таблиц
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировачный этап
1) вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие ученики! Присаживайтесь. Я рада Вас всех видеть! Как ваше настроение? Все ли готовы к уроку?
II. Операционно-деятельностный этап
1) актуализация опорных знаний
Выразительное чтение стихотворения учеником: «Синий цвет»
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.
И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам
Он прекрасен без прикрас -
Это цвет любимых глаз,
Это взгляд бездонный твой,
Опалённый синевой.
Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.
стихотворение Николая Бараташвили, перевод: Б. Пастернак
Беседа
• Можете ли Вы предположить, какому автору принадлежит перевод стихотворения Н. Бараташвили? (Б. Пастернаку)
• О чем данное стихотворение? (стихотворение о синем цвете и о том, как много он означает для лирического героя, этот цвет ассоциируется у лирического героя с небесным простором и ему воспоминания о его возлюбленной)
• Как можно определить тему данного стихотворения?
• Какие черты творческого метода Б.Пастернака, обнаруженные нами на уроках литературы, проявилась в данном стихотворении? (поиск связей всего со всем; противоречивость образов; острота чувств; взаимосвязь страдания и счастья)
• Какое прилагательное в стихотворении имеет узкую сочетаемость? (сизый) Cкакими словами оно может сочетаться? (сизый голубь, сизая мгла, сизый дым, сизый туман)
• Какой образ создаёт поэт в стихотворении Н. Бараташвили в переводе Б. Пастернака? (в стихотворении создаётся образ синего цвета. Для лирического героя, синий цвет ассоциируется с небом, детством, первой любовью, этот цвет символизирует нежность и глубокую привязанность, которые навсегда останутся в его душе)
• Какое лексическое значение имеет слово синий, давайте посмотрим в толковом словаре? («синий – имеющий окраску одного из основных цветов спектра среднего между фиолетовым и зелёным» [Толковый словарь Ожегова])
• Составьте синонимический ряд, в котором доминантой является слово «синий»? (синий – лазурный – cапфировый – кубовый)
• К какому разряду прилагательных относятся слова синий, сизый, голубой? (качественные). Что обозначают эти слова? (оттенки, цвета)
2) определение темы урока
– Как вы думаете, исходя из нашей беседы по стихотворению, какова будет тема нашего урока? (Цветовая лексика в лирике Б. Пастернака)
– Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
3) изучение нового материала
Слово учителя
– Под цветообозначением (колоративом) в лингвистике понимается слово, содержащее в себе значение цвета.
– Цветопись – «искусство передачи цветов, оттенков окружающего мира языком художественного произведения» [Толковый словарь Кузнецова].
При помощи использования колоративной лексики автору удается передать необходимое настроение; оказать эмоциональное воздействие на читателя; описать образы героев произведения, пейзаж, детали интерьера.
Классификация цветонаименований
№ |
тип цветонаименования |
примеры |
1 |
простые прилагательные |
• ахроматические: белый, черный; • хроматические: красный, желтый, синий, зеленый и др. |
2 |
цветовые прилагательные вторичной номинации |
вишневый, молочный, лимонный |
3 |
сложные прилагательные, в состав которых входят два корня-основы |
• сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и наречием ярко-, тёмно-, бледно-, светло-, уточняющим степень интенсивности цвета: ярко-красный, бледно-розовый
• сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение: изумрудно-зеленый, янтарно-желтый. |
4 |
генетивные цветообозначения |
цвета меда; цвета спелой вишни; цвета морской волны |
5 |
заимствования |
хаки, фуксия, индиго, маренго, марсала |
6 |
цветовые прилагательные с ограниченной сочетаемостью |
бурый ( медведь); гнедая (лошадь); каштановые (волосы); карие (глаза) |
7 |
Устаревшие |
Рдяный |
8 |
Индивидуально авторские образования (окказионализмы) |
|
Стилистические приемы
• цветовые эпитеты (бледно-розовая ширь Б.Пастернак «Отплытие»);
• цветовое сравнение (обоев цвет, как дуб, коричнев Б. Пастернак «Из суеверья» );
• цветовая метафора (Угол улицы — в желтом ожоге. На площади свет! Б.Пастернак «Студенты»).
4) закрепление новых знаний
Выразительное чтение стихотворения учеником: «Не трогать»
“Не трогать, свежевыкрашен”,-
Душа не береглась,
И память — в пятнах икр и щек,
И рук, и губ, и глаз.
Я больше всех удач и бед
За то тебя любил,
Что пожелтелый белый свет
С тобой — белей белил.
И мгла моя, мой друг, божусь,
Он станет как-нибудь
Белей, чем бред, чем абажур,
Чем белый бинт на лбу! Борис Пастернак
Беседа
• О чем это стихотворение? (лирический герой вспоминает о дорогих сердцу временах, о былой любви)
• Как вы понимаете первую фразу стихотворения? (первая фраза звучит, словно предупреждение. Душу неискушенного в любовных переживаниях юноши поэт сравнивает со свежевыкрашенным предметом, к которому ни стоит прикасаться. Но немногие в юном возрасте могут управлять своими чувствами, и автор с горестью утверждает: «Душа не береглась»)
• Приведите примеры цветовой лексики, которая нам встретилась в данном стихотворении? • В какой степени прилагательное белый представлено в строке: Он станет как-нибудь белей, чем бред, чем абажур? (сравнительная)
• Какое слово в стихотворении дает ассоциацию с черным цветом и символизирует мужчину? (Мгла моя)
• С каким цветом у Пастернака ассоциируется женщина? Почему? (белый цвет олицетворяет женщину, которая несет свет в этот мир, и даже самую черную мглу она способна осветлить) • В какие отношения вступают цвета белый и черный?(антонимические)
• Какова главная мысль стихотворения? (женский образ своей духовностью и теплотой души делает влюбленного мужчину и мир вокруг светлее)
Слово учителя
В лирике Б.Пастернака часто встречаются фразеологизмы (особенно это характерно для лирики позднего периода, например, цикл «На ранних поездах»).
Давайте вспомним:
• Что такое фразеологизм?
• В чём сходство и различие фразеологизма и слова?
• В чём сходство и различие фразеологизма и свободного словосочетания?
• Назовите виды фразеологизмов.
Задание 1. В представленных фрагментах стихотворений Б. Пастернака найдите фразеологизмы и запишите их значения:
1. «Уроки английского»
Когда случилось петь Дездемоне
И голос завела, крепясь,
Про черный день чернейший демон ей
Псалом плакучих русл припас.
Когда случилось петь Офелии,
А жить так мало оставалось,
Всю сушь души взмело и свеяло,
Как в бурю стебли с сеновала.
– В стихотворении Пастернака «Уроки английского» черный цвет содержит значение «демоническое, траурное»; именно черный цвет становится предвестником непреодолимого горя – смерть Дездемоны и Офелии. Автор использует фразеологизм черный день, обозначающий роковую точку в жизни Дездемоны, обреченной на смерть.
2. «Зимняя ночь» Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу — косяк особняка:
Это — барский дом, и я в нем гувернером.
Я один, я спать услал ученика.
– Мотив написания текста имплицитно присутствует в «Зимней ночи», в строке … и черным по белу в снегу – косяк особняка угадывается устойчивый оборот – написано черным по белому.
3. «Неоглядность» Непобедимым — многолетье,
Прославившимся исполать!
Раздолье жить на белом свете,
И без конца морская гладь. – В стихотворении «Неоглядность» присутствует фразеологизм – на белом свете, означающий «весь мир».
5) формирование умений и навыков Задание 2. Вам представлены отрывки из стихотворений Пастернака. Ваша задача – найти в них цветовые эпитеты, метафоры, сравнения и распределить их в таблицу:
Цветовая метафора |
Цветовое сравнение |
Цветовой эпитет |
|
|
|
1. «В лесу»
Есть сон такой, – не спишь, а только снится,
Что жаждешь сна; что дремлет человек,
Которому сквозь сон палит ресницы
Два черных солнца, бьющих из-под век.
2. «Подражательная вариация»
Заколыхал камыш и ирис,
И набежала рябь с концов.
Но неподернуто свинцов
Посередине мрак лиловый.
3. «Мучкап»
Душа — душна, и даль табачного
Какого-то, как мысли, цвета.
У мельниц — вид села рыбачьего:
Седые сети и корветы.
4. «Художник»
Рысью разбегались листья.
По пятам, как сенбернар,
Прыгал ветер в желтом плисе
Оголившихся чинар.
5. Баллада («Бывает, курьером на борзом...») Как белая пена, бела балюстрада.
И факел привратника как брадобрей.
6. «Золотая осень»
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Задание 3. В предложенных фрагментах стихотворений Б. Пастернака найдите цветонаименования и определите их тип (согласно классификации цветонаимнований):
1. «Поэт, не принимай на веру…»
Тебя пилили на поленья
В года, когда в огне невзгод
В золе народонаселенья
Оплавилось ядро: народ.
Он для тебя вода и воздух,
Он — прежний лютик луговой,
Копной черемух белогроздых
До облак взмывший головой.
– Основы -бел- и -грозд-, объединяясь в авторское слово, дают возможность читателю задуматься о роли поэта в жизни общества, автор обозначает народ метафорой – копна черемух белогроздых;
2. «Отплытие» Плеск и плеск, и плеск без отзыва.
Разбегаясь со стенаньем,
Вспыхивает бледно-розовая
Моря ширь берестяная.
– В стихотворении «Отплытие» автор использовал сложное прилагательное бледно-розовый (сложение с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и наречием бледно-, уточняющим степень интенсивности цвета).
3. «Август»
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
– Солнечный свет проникает в комнату лирического героя полосой шафрановую, автор использовал цветовое прилагательные вторичной номинации шафрановый.
4. «Зимние праздники»
Солнце садится, и пьяницей
Издали, с целью прозрачной
Через оконницу тянется
К хлебу и рюмке коньячной.
Вот оно ткнулось, уродина,
В снег образиною пухлой,
Цвета наливки смородинной,
Село, истлело, потухло.
В стихотворении «Зимние праздники» автор использовал генетивное цветообозначение – цвета наливки смородинной для сравнения оттенков заката солнца с цветом смородинной наливки.
III. Рефлексивно-оценочный этап. 1) подведение итогов Что такое колоратив? Что такое цветопись? Какие типы цветонаименований мы сегодня изучили?
2) проверочная работа 1. Выберите лишний колоратив и объясните свой выбор:
а) красный, алый, багровый, пурпурный, голубой;
б) синий, лазоревый, бирюзовый, васильковый, зеленый
____________________________________________________________
2. Подберите колоратив, подходящий по смыслу, и объясните значение пословицы:
а) ___________ виноград не вкусен, млад человек не искусен;
б) работа _________ да денежка ________.
3. Подберите слово подходящие по смыслу и объясните значение фразеологизма:
а) черным по __________;
б) довести до __________ коления;
в) дать__________ свет.
4. Объясните значение колоративов и составьте с одним из них предложение:
а) индиго, рдяной, ультрамарин, вороной, лиловый
_________________________________________________________
5. Приведите 3 примера цветообозначений, которые имеют узкую сочетаемость. Напишите, с какими словами сочетаются эти цветообозначения.
_________________________________________________________
6. Приведите пример генетивного цветообозначения:
_________________________________________________________
7. Какие образные средства использовал Б. Пастернак в строках стихотворения «Март»:
Чахнет снег и болен малокровьем
В веточках бессильно синих жил. __________________________________________________________
8. Найдите лишний колоратив и объясните свой выбор: лазурный, темно-синий, светло-синий, бледно-розовый, ярко-красный __________________________________________________________
– Ребята, спасибо всем за урок. Вы молодцы! Отлично поработали сегодня!
2) домашнее задание – Напишите мини-сочинение с использованием колоративов на тему: «Вид из моего окна» (в сочинении нужно использовать минимум 8 колоративов).
Список используемой литературы
Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54).[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie?ysclid=lvfiy917ey476295671
Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. сост., подг.текста и прим. Л.А.Озерова — М. - Л.: Советский писатель, 1977– 608 с.
Пожелание добра