Применение технологий «Интегративный урок как одна из форм организации учебной деятельности»

4
0
Материал опубликован 12 July

С начала XX-ого века в методике преподавания русского языка и литературы появляются и развиваются новые формы организации учебной деятельности.

Сегодня одной из наиболее востребованных форм организации учебной деятельности является форма интегративного урока. Интегративный урок – «особый тип урока, основанный на межпредметных связях, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления» [Вавилова 2017]. Главная цель интеграции создание у ученика целостного представления об окружающем мире. Основоположником интегративного метода является американский философ Джон Дьюи, который подчеркивал важность интеграции академического обучения и практического опыта для того, чтобы учащиеся могли увидеть связь между учебным материалом и реальным миром. Эту идею в своих работах развивали русские педагоги П. П. Блонский и С. Т. Шацкий, которые рассматривали производственную деятельность как основной фактор интеграции учебного процесса. В 20-ых годах XX-ого века получила развитие методическая система Н.М.Соколова, характеризующаяся взаимодействием разных видов искусств (живопись, музыка, театр) на уроках словесности. Интеграция как полноценное научное понятие сформировалось в педагогике только в начале 80-х годов XX-ого века. В 1994 1995-х годах появились работы Василия Фоменко и Карины Колесиной о проблеме построения процесса обучения на интегративной основе. Cегодня интеграция в педагогике представляет собой процесс и результат синтеза обобщенных знаний из разных областей.

На современном этапе развития методики преподавания русского языка реализация интеграции осуществляется через следующие формы: • интегративные уроки; •проектную деятельность учащихся; • внеурочную деятельность.

Методы и приемы:

составление «словаря эпохи»;

привлечение документального материала исторического значения;

просмотр кинофильмов, постановок;

использование художественных иллюстраций;

сопоставление с кинофильмом, составление киносценария;

экскурсии, путешествия.

Пути интеграции:

русский язык и литература;

русский язык и география;

русский язык и история;

русский язык и искусство (музыка, изобразительное искусство, архитектура, скульптура, театр). Интегративные уроки развивают ассоциативное и образное мышление, углубляют и расширяют представления об искусстве, способствуют целостному восприятию картины мира, а также содействуют поддержанию комфортной атмосферы на уроке благодаря разнообразным видам деятельности. Таким образом, интегративный урок способствует полноценному развитию личности ребенка, является актуальной и перспективной формой организации современного учебного процесса.

 

Интегративный урок русского языка

«Цветовая лексика в лирике Б. Пастернака»

Класс: 11                                                       

Тема: цветовая лексика в лирике Б. Пастернака

Тип урока:  урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний                

Вид урока: интегративный урок

Цели:                                                                        

обучающие: изучить понятие «цветовая лексика»; изучить виды цветовых наименований, научиться находить их в тексте (на примере стихотворений Б. Пастернака); научиться выявлять особенности авторского употребления цветонаименований в лирике Б. Пастернака; изучить художественные средства, с помощью которых автор передает цвета и оттенки; обогащать словарный запас учащихся;                                    

- развивающие: развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, зрительное и слуховое восприятие, умение обобщать, делать выводы;                                                                  

- воспитательные: прививать любовь к слову, к русскому языку; заинтересовать в активном участии в учебной деятельности, уметь видеть прекрасное в обыденном.

Планируемые результаты:                                  

- предметные: познакомиться с понятием «цветовая лексика», знать виды цветовых наименований; уметь опознавать виды цветовых наименовваний в тексте и выявлять их функции (на примере стихотворений Б. Пастернака);                    

- метапредметные: научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, корректно высказывать свои мысли, уметь обобщать, делать выводы (регулятивные УУД); развивать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы; правильно излагать свою речь в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя полученные знания на уроке и свой жизненный опыт (познавательные УУД);                                

- личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать нравственные и эстетические основы личности.

Методическое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, толковые словари

Методы и приемы: эвристическая беседа, слово учителя, выразительное чтение, составление таблиц

 

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировачный этап          

1) вступительное слово учителя                 

Добрый день, дорогие ученики! Присаживайтесь. Я рада Вас всех видеть! Как ваше настроение? Все ли готовы к уроку?

II. Операционно-деятельностный этап

1) актуализация опорных знаний

Выразительное чтение стихотворения учеником: «Синий цвет»                                                   

Цвет небесный, синий цвет

Полюбил я с малых лет.

В детстве он мне означал

Синеву иных начал.

 

И теперь, когда достиг

Я вершины дней своих,

В жертву остальным цветам

Голубого не отдам

 

Он прекрасен без прикрас -

Это цвет любимых глаз,

Это взгляд бездонный твой,

Опалённый синевой.

 

Это синий негустой

Иней над моей плитой.

Это сизый зимний дым

Мглы над именем моим.

стихотворение Николая Бараташвили, перевод: Б. Пастернак

Беседа

Можете ли Вы предположить, какому автору принадлежит перевод стихотворения Н. Бараташвили? (Б. Пастернаку)

О чем данное стихотворение? (стихотворение о синем цвете и о том, как много он означает для лирического героя, этот цвет ассоциируется у лирического героя с небесным простором и ему воспоминания о его возлюбленной)

Как можно определить тему данного стихотворения?

Какие черты творческого метода Б.Пастернака, обнаруженные нами на уроках литературы, проявилась в данном стихотворении? (поиск связей всего со всем; противоречивость образов; острота чувств; взаимосвязь страдания и счастья)

Какое прилагательное в стихотворении имеет узкую сочетаемость? (сизый) Cкакими словами оно может сочетаться? (сизый голубь, сизая мгла, сизый дым, сизый туман)

Какой образ создаёт поэт в стихотворении Н. Бараташвили в переводе Б. Пастернака? (в стихотворении создаётся образ синего цвета. Для лирического героя, синий цвет ассоциируется с небом, детством, первой любовью, этот цвет символизирует нежность и глубокую привязанность, которые навсегда останутся в его душе)

Какое лексическое значение имеет слово синий, давайте посмотрим в толковом словаре? («синий имеющий окраску одного из основных цветов спектра среднего между фиолетовым и зелёным» [Толковый словарь Ожегова])

Составьте синонимический ряд, в котором доминантой является слово «синий»? (синий – лазурный – cапфировый кубовый)

К какому разряду прилагательных относятся слова синий, сизый, голубой? (качественные). Что обозначают эти слова? (оттенки, цвета)

2) определение темы урока

Как вы думаете, исходя из нашей беседы по стихотворению, какова будет тема нашего урока? (Цветовая лексика в лирике Б. Пастернака)

Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

3) изучение нового материала

Слово учителя

Под цветообозначением (колоративом) в лингвистике понимается слово, содержащее в себе значение цвета.

Цветопись – «искусство передачи цветов, оттенков окружающего мира языком художественного произведения» [Толковый словарь Кузнецова].

При помощи использования колоративной лексики автору удается передать необходимое настроение; оказать эмоциональное воздействие на читателя; описать образы героев произведения, пейзаж, детали интерьера.

Классификация цветонаименований

тип цветонаименования

примеры

1

простые прилагательные

ахроматические: белый, черный;

хроматические: красный, желтый, синий, зеленый и др.

2

цветовые прилагательные вторичной номинации

вишневый, молочный, лимонный

3

сложные прилагательные, в состав которых входят два корня-основы

сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и наречием ярко-, тёмно-, бледно-, светло-, уточняющим степень интенсивности цвета: ярко-красный, бледно-розовый

 

сложения с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и уточняющим компонентом, вносящим сравнительно-конкретизирующее значение: изумрудно-зеленый, янтарно-желтый.

4

генетивные цветообозначения

цвета меда; цвета спелой вишни; цвета морской волны

5

заимствования

хаки, фуксия, индиго, маренго, марсала

6

цветовые прилагательные с ограниченной сочетаемостью

бурый ( медведь); гнедая (лошадь); каштановые (волосы); карие (глаза)

7

Устаревшие

Рдяный

8

Индивидуально авторские образования (окказионализмы)


 

 

Стилистические приемы

цветовые эпитеты (бледно-розовая ширь Б.Пастернак «Отплытие»);

цветовое сравнение (обоев цвет, как дуб, коричнев Б. Пастернак «Из суеверья» );

цветовая метафора (Угол улицы — в желтом ожоге. На площади свет! Б.Пастернак «Студенты»).

 

4) закрепление новых знаний

Выразительное чтение стихотворения учеником: «Не трогать»

“Не трогать, свежевыкрашен”,-
Душа не береглась,
И память — в пятнах икр и щек,
И рук, и губ, и глаз.

Я больше всех удач и бед
За то тебя любил,
Что
пожелтелый белый свет
С тобой — белей белил.

И мгла моя, мой друг, божусь,
Он станет как-нибудь
Белей, чем бред, чем абажур,
Чем белый бинт на лбу!
Борис Пастернак

Беседа

О чем это стихотворение? (лирический герой вспоминает о дорогих сердцу временах, о былой любви)

Как вы понимаете первую фразу стихотворения? (первая фраза звучит, словно предупреждение. Душу неискушенного в любовных переживаниях юноши поэт сравнивает со свежевыкрашенным предметом, к которому ни стоит прикасаться. Но немногие в юном возрасте могут управлять своими чувствами, и автор с горестью утверждает: «Душа не береглась»)

Приведите примеры цветовой лексики, которая нам встретилась в данном стихотворении? В какой степени прилагательное белый представлено в строке: Он станет как-нибудь белей, чем бред, чем абажур? (сравнительная)

Какое слово в стихотворении дает ассоциацию с черным цветом и символизирует мужчину? (Мгла моя)

С каким цветом у Пастернака ассоциируется женщина? Почему? (белый цвет олицетворяет женщину, которая несет свет в этот мир, и даже самую черную мглу она способна осветлить) В какие отношения вступают цвета белый и черный?(антонимические)

Какова главная мысль стихотворения? (женский образ своей духовностью и теплотой души делает влюбленного мужчину и мир вокруг светлее)

Слово учителя

В лирике Б.Пастернака часто встречаются фразеологизмы (особенно это характерно для лирики позднего периода, например, цикл «На ранних поездах»).
Давайте вспомним:

Что такое фразеологизм?
В чём сходство и различие фразеологизма и слова?

В чём сходство и различие фразеологизма и свободного словосочетания?

Назовите виды фразеологизмов.

Задание 1. В представленных фрагментах стихотворений Б. Пастернака найдите фразеологизмы и запишите их значения:

1. «Уроки английского»

Когда случилось петь Дездемоне

И голос завела, крепясь,

Про черный день чернейший демон ей

Псалом плакучих русл припас.

Когда случилось петь Офелии,

А жить так мало оставалось,

Всю сушь души взмело и свеяло,

Как в бурю стебли с сеновала.

В стихотворении Пастернака «Уроки английского» черный цвет содержит значение «демоническое, траурное»; именно черный цвет становится предвестником непреодолимого горя – смерть Дездемоны и Офелии. Автор использует фразеологизм черный день, обозначающий роковую точку в жизни Дездемоны, обреченной на смерть.

2. «Зимняя ночь»                                             Булки фонарей и пышки крыш, и черным
По белу в снегу — косяк особняка:
Это — барский дом, и я в нем гувернером.
Я один, я спать услал ученика.

Мотив написания текста имплицитно присутствует в «Зимней ночи», в строке … и черным по белу в снегу косяк особняка угадывается устойчивый оборот – написано черным по белому.

3. «Неоглядность»                               Непобедимым — многолетье,
Прославившимся исполать!
Раздолье жить
на белом свете,
И без конца морская гладь. 
– В стихотворении «Неоглядность» присутствует фразеологизм на белом свете, означающий «весь мир».

5) формирование умений и навыков        Задание 2. Вам представлены отрывки из стихотворений Пастернака. Ваша задача найти в них цветовые эпитеты, метафоры, сравнения и распределить их в таблицу:

Цветовая метафора

Цветовое сравнение

Цветовой эпитет

 

 

 

 

1. «В лесу»          
Есть сон такой, не спишь, а только снится,

Что жаждешь сна; что дремлет человек,

Которому сквозь сон палит ресницы

Два черных солнца, бьющих из-под век.

2. «Подражательная вариация»

Заколыхал камыш и ирис,

И набежала рябь с концов.

Но неподернуто свинцов

Посередине мрак лиловый.

3. «Мучкап»

Душа — душна, и даль табачного

Какого-то, как мысли, цвета.

У мельниц — вид села рыбачьего:

Седые сети и корветы.

4. «Художник»

Рысью разбегались листья.

По пятам, как сенбернар,

Прыгал ветер в желтом плисе

Оголившихся чинар.

5. Баллада («Бывает, курьером на борзом...») Как белая пена, бела балюстрада.

И факел привратника как брадобрей.

6. «Золотая осень»

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

 

Задание 3. В предложенных фрагментах стихотворений Б. Пастернака найдите цветонаименования и определите их тип (согласно классификации цветонаимнований):

1. «Поэт, не принимай на веру…»

Тебя пилили на поленья

В года, когда в огне невзгод

В золе народонаселенья

Оплавилось ядро: народ.

Он для тебя вода и воздух,

Он — прежний лютик луговой,

Копной черемух белогроздых

До облак взмывший головой.

Основы -бел- и -грозд-, объединяясь в авторское слово, дают возможность читателю задуматься о роли поэта в жизни общества, автор обозначает народ метафорой – копна черемух белогроздых;

2. «Отплытие» Плеск и плеск, и плеск без отзыва.
Разбегаясь со стенаньем,
Вспыхивает бледно-розовая
Моря ширь берестяная.

В стихотворении «Отплытие» автор использовал сложное прилагательное бледно-розовый (сложение с опорным компонентом — «цветовым» прилагательным и наречием бледно-, уточняющим степень интенсивности цвета).

3. «Август»

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Солнечный свет проникает в комнату лирического героя полосой шафрановую, автор использовал цветовое прилагательные вторичной номинации шафрановый.

4. «Зимние праздники»

Солнце садится, и пьяницей

Издали, с целью прозрачной

Через оконницу тянется

К хлебу и рюмке коньячной.

Вот оно ткнулось, уродина,

В снег образиною пухлой,

Цвета наливки смородинной,

Село, истлело, потухло.

В стихотворении «Зимние праздники» автор использовал генетивное цветообозначение – цвета наливки смородинной для сравнения оттенков заката солнца с цветом смородинной наливки.

III. Рефлексивно-оценочный этап.                  1) подведение итогов                                        Что такое колоратив? Что такое цветопись? Какие типы цветонаименований мы сегодня изучили?

2) проверочная работа                                                1. Выберите лишний колоратив и объясните свой выбор:

а) красный, алый, багровый, пурпурный, голубой;

б) синий, лазоревый, бирюзовый, васильковый, зеленый

____________________________________________________________

2. Подберите колоратив, подходящий по смыслу, и объясните значение пословицы:

а) ___________ виноград не вкусен, млад человек не искусен;

б) работа _________ да денежка ________.

3. Подберите слово подходящие по смыслу и объясните значение фразеологизма:

а) черным по __________;

б) довести до __________ коления;

в) дать__________ свет.

4. Объясните значение колоративов и составьте с одним из них предложение:

а) индиго, рдяной, ультрамарин, вороной, лиловый

_________________________________________________________

5. Приведите 3 примера цветообозначений, которые имеют узкую сочетаемость. Напишите, с какими словами сочетаются эти цветообозначения.

_________________________________________________________

6. Приведите пример генетивного цветообозначения:

_________________________________________________________

7. Какие образные средства использовал Б. Пастернак в строках стихотворения «Март»:

Чахнет снег и болен малокровьем

В веточках бессильно синих жил. __________________________________________________________

8. Найдите лишний колоратив и объясните свой выбор: лазурный, темно-синий, светло-синий, бледно-розовый, ярко-красный __________________________________________________________

Ребята, спасибо всем за урок. Вы молодцы! Отлично поработали сегодня!
2) домашнее задание – Напишите мини-сочинение с использованием колоративов на тему: «Вид из моего окна» (в сочинении нужно использовать минимум 8 колоративов).


 

Список используемой литературы

Вавилова Л.НИнтегрированный урокособенностиподготовкапроведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54).[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie?ysclid=lvfiy917ey476295671

Пастернак Б.ЛСтихотворения и поэмы. сост., подг.текста и прим. Л.А.Озерова — М. - Л.: Советский писатель, 1977– 608 с.

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожелание добра

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.