Интегрированные уроки как эффективная форма обучения детей с ОВЗ

1
0
Материал опубликован 3 October

ГБОУ CО «Туринская школа-интернат», г. Туринск

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФOPMA ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С OB3 (НА ПРИМЕРЕ УPOKOB БИОЛОГИИ И КУЛИНАРИИ)

Все, что находится во взаимосвязи,

должно преподаваться в такой же связи.

Я.А.Коменский

В последнее время в специальном образовании происходят значительные изменения. Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционная школа работает с детьми, имеющими отклонения в развитии, а именно интеллектуальную недостаточность. Такие школьники трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, они быстро утомляются, неусидчивы, часто гиперактивны, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у них наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Они с большим трудом переносят полученные знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой, затрудняются в применении академических знаний в повседневной жизни. Складывающаяся картина мира у таких обучающихся часто недостаточно полная и подробная. Представления о мире могут быть фрагментарными и стереотипными, понимание происходящего искаженное и однозначное. Как правило, у такой категории детей страдает и соматическое здоровье, что требует щадящего режима на уроках.

Одним из путей, помогающих избежать перегрузки обучающихся и решать задачи формирования самостоятельной творчески активной личности, адаптированной к жизни, является интеграция предметов. На интегрированных уроках у детей с ограниченными возможностями здоровье повышается интерес к учёбе и общественной жизни, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, сознавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся, обеспечивает овладение ими целостным знанием, комплексом универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно- целостного взгляда на мир.

Но в настоящее время проблема интеграции предметов в обучении детей с нарушениями интеллекта изучена недостаточно. В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство.

Меня, как учителя биологии, заинтересована возможность интеграции биологии с другими учебными предметами. Но интеграция каких именно дисциплин будет наиболее эффективной?

Одно из основных направлений развития образования - сохранение и укрепление здоровья школьников. В контексте этого я увидела возможность реализации этой программы в интеграции предметов биологии и кулинарии.

Так родилась идея педагогического проекта «Интегрированные уроки биологии и кулинарии как эффективная форма обучения детей с OB3 в коррекционной школе».

На диагностическом этапе разработки проекта была создана творческая группа, состоящая из учителей биологии и кулинарии; выявлены проблемы, обсуждены предложения, поставлены цели и задачи, спланирована работа по разработке и реализации проекта.

На втором, основном, этапе работы участники творческой группы изучили: педагогическую, методическую литературу, передовой педагогический опыт по проблеме; провели анализ фактического состояния педагогического процесса в аспекте проблемы, который показал, что возможности интеграции не используются учителями школы, несмотря на очевидную перспективность подобной формы проведения уроков.

Затем была разработана и экспериментально апробирована серия интегрированных уроков и внеурочных мероприятий по биологии и кулинарии

по смежным темам, с преобладанием здоровьесберегающего компонента.

Итоговым мероприятием в ходе реализации проекта было разработка и проведение спаренного открытого интегрированного уроки в 7 классе «Я выбираю кашу!». Урок был построен на основе концепции гуманизации образования и принципа интегративного подхода к содержанию обучения. В уроке прослеживалась интеграция знаний, полученных на уроках биологии со знаниями и умениями, полученными на уроках кулинарии. Интегрирующая основа уроков была распределена примерно одинаково между биологическими

Знаниями основ кулинарии. Урок вёлся двумя педагогами одновременно (учителем биологии и учителем кулинарии).

Перед уроком ставились следующие образовательные цели: закрепление и обобщение знаний о растениях семейства злаковых, о крупах, получаемых из них, о кашах; формирование представления о здоровом питании, продолжение знакомства с основами здорового питания, углубление представлений о каше, как обязательном компоненте в ежедневном меню завтрака. Применялись технологии коррекционного обучения, личностно ориентированного обучения, здоровьесберегающие, информационно— коммуникационные, элементы проблемного обучения, дифференцированного обучения.

Данный урок требовал большой предварительной подготовки учащихся. Ученицами 7—гo класса было проведено анкетирование о пользе каш среди учащихся 5—9 классов, педагогов школы, анкеты проанализированы, результаты представлены на уроке. Также семиклассницами на уроках кулинарии были приготовлены образцы каш (манная, гречневая и т.д.) и каши по необычным рецептам («Гурьевская каша» и «Суворовская каша»). Технология приготовления «Гурьевской» и «Суворовской» каш были сняты на видео, видеоролики продемонстрированы на уроке. Каждым учеником к уроку было приготовлено сообщение о пользе определённого вида каши.

Цели урока были реализованы в полном объёме. Мотивация,

познавательная активность учащихся была на очень высоком уровне, они показали прочные и полные знания по теме.

Интегрированный урок биологии и кулинарии «Л выбираю кашу!» был высоко оценен всеми педагогами школы.

Для оценки эффективности интегрированных уроков и мероприятий был проведён мониторинг результативности качества образования и анализ внедрения интегрированных уроков и мероприятий, которые показали повышение качества образования по предметам биологии и кулинарии, уровня познавательной мотивации и активности у учащихся.

Таким образом, результаты данного педагогического проекта

доказывают, что интеграции предметов биологии и кулинарии эффективная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе.

Я считаю, что за методикой интегрированного преподавания в коррекционной школе большое будущее, так как благодаря такой методике у учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике. Ис пользование различных видов деятельности поддерживает внимание учащихся на высоком уровне. Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности. На таких уроках более эффективно закладываются в сознание учащихся с ограниченными возможностями здоровья основы здорового образа жизни, тем самым реализуется ключевой приоритет модернизации общего образования сохранение и укрепления школьников.


Литература

1. Арефьева Г. Я. «Интегрированные уроки география, биология, экология, ОБЖ, химия) // География в школе. —2002.—3з э.

2. Знагирова Л. Н. «Открытый интегрированный урок биологии и

географии»//Биология в школе. —2007.- № 4.

3. Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б. П. Пузанова)//— М.: Просвещение, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.